Юридическая психология вариант 8

8 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

Вопрос 1. Сравнительный анализ психических процессов ощущения и восприятия 4

1. Представление об ощущениях, происхождение и виды ощущений 4

2. Количественные характеристики ощущений 6

3. Восприятие, его виды и свойства 7

4. Сравнительный анализ психических процессов восприятия и ощущения. 10

Вопрос 2. Свойства восприятия в основе формирования свидетельских показаний 12

1. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность 12

2. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные 15

3. Иллюзии зрительного восприятия 16

4. Восприятие пространства, времени и движения, формы предметов и их величины, глубины и удаленности, направления и скорости движений, времени 18

5. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии 22

Заключение 24

Литература 25

Введение

В настоящее время в психологической науке нет общепринятого понимания восприятия. Но большинство исследователей в этой области придерживается следующего определения: восприятие – это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio - восприятие) в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия - не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем образом, который возникает и существует при непосредственном, здесь-и-сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными механизмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процессами ощущения.

Вопрос 1. Сравнительный анализ психических процессов ощущения и восприятия

1. Представление об ощущениях, происхождение и виды ощущений

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Например, мы ощущаем цвет предметов (красное, зеленое), свойства их поверхности (гладкость, шероховатость), мышечные напряжения при выполнении движений, состояние внутренних органов (боль) и т.д. [10, c. 89]

Ощущение - источник познания объективного мира. Благодаря своей отражательной сущности ощущения являются для человека источником познания окружающего его внешнего мира.

Ощущение - продукт деятельности мыслящего мозга. У человека ощущения, как и все другие психические процессы, есть «функция мозга», они возникают как продукт деятельности головного мозга, вызываемой воздействием материи на органы чувств.

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами.

Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов [10, c. 90].

Физиологическую основу ощущений составляют сложные разнообразные условно рефлекторные процессы. Анализаторы представляют собой «саморегулирующиеся» нервные приборы, действующие по принципу обратной связи. Таким образом осуществляется лучшее приспособление рецепторов к восприятию раздражений (например, поворот в сторону раздражителя), усиление или ослабление процессов возбуждения и торможения в периферических нервных приборах, и т. д. Таким образом, функцию анализаторов нельзя рассматривать как просто проведение нервного возбуждения от рецепторов к коре головного мозга. Большую роль в их деятельности играют различные рефлекторные связи, регулирующие определенным образом как работу рецепторов, так и вовлекающие в общую деятельность другие анализаторы. Так, например, световой раздражитель вызывает не только реакцию собственно органа светоощущения (разложение зрительного пурпура палочек и колбочек сетчатки), но одновременно с этим сужение или расширение зрачка и аккомодацию хрусталика: сильный звуковой раздражитель вызывает не только соответствующее слуховое ощущение, но и расширение зрачка и повышение световой чувствительности сетчатки глаз.

Ощущения отражают многообразные свойства объективных предметов и явлений. По характеру и качественным особенностям отражения они могут быть разделены на две группы:

I. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся:

 зрительные ощущения,

 слуховые,

 обонятельные,

 вкусовые,

 температурные,

 тактильные(осязательные).

II. Ощущения отражающие различные состояния внутренних органов, в том числе и органов движения тела. К ним относятся:

 мышечно-двигательные ощущения,

 ощущения равновесия,

 органические,

 болевые.

2. Количественные характеристики ощущений

Измерить ощущение – значит найти количественное соотношение между интенсивностью раздражителя, воздействующего на рецептор, и силой этого ощущения.

Однако не всякий раздражитель вызывает ощущение. Как правило, пороговые значения раздражителей должны соответствовать примерному предельному уровню абсолютной чувствительности организма. Если стимул слишком слаб и не вызывает ответной реакции, то такое воздействие называют подпороговым (или субпороговым). Стимул, интенсивность которого превосходит пороговые значения, называется надпороговым. Границы между адекватными раздражителю ощущениями и субпороговыми и надпороговыми воздействиями определяются как абсолютный порог чувствительности (ощущений) [3, c. 78].

Нижний (минимальный) абсолютный порог ощущений (НАПО) – это та минимальная интенсивность раздражителя, которая необходима для возникновения едва заметного различия в силе ощущений. Величина нижнего абсолютного порога ощущений специфична для каждой модальности ощущений. Так, ощущение света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникает у человека на расстоянии примерно 48 м. Ощущение звука от тиканья ручных механических часов – на расстоянии 6 м. Ощущение вкуса сахара в воде появляется, если одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.

Верхний (максимальный) абсолютный порог ощущений (ВАПО) – это та максимальная величина раздражителя, после которой возникают неадекватные или даже болевые ощущения. Стремительные роды для матери и новорожденного являются ярким примером абсолютного порога ощущений. Также можно привести такой пример – на расстоянии 100 м от самолета звук его турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах.

3. Восприятие, его виды и свойства

Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок [10, c. 92].

Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертыва-

ния – остановка только на информативных точках.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить [10, c. 94].

Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

• фонематическая (или система звуковых кодов языка);

• ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

• Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

• Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);

• Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;

• Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно [10, c. 95].

Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому – часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд [3, c. 80].

Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр, известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.

Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

4. Сравнительный анализ психических процессов восприятия и ощущения.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, Ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!