XVIII век как культурно-историческая эпоха

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

К концу XVII в. определились важнейшие ценностные установ­ки европейской культуры Нового времени. Следующей задачей была реализация новой системы ценностей, распространение ее на все сферы жизни. Новое культурное движение, ставшее преобладаю­щим в Западной Европе и давшее название всему XVIII в., получило наименование Просвещения.

Становление просветительского движения в европейских стра­нах проходило по-разному и было связано со становлением буржу­азных экономических отношений, обусловивших основные доминанты культуры XVIII в. В Англии XVIII в. был веком про­мышленной революции, во Франции — веком революции полити­ческой, а в Германии — революции духовной: философской и эстетической. Веком великих революций, веком великих изменений можно назвать эту эпоху. Европейская культура обнаруживает ди­намизм развития, невиданный ранее другими цивилизациями.

Одним из проявлений динамичности европейской культуры XVIII в. стал процесс изменения социально-политической структу­ры и политической системы. В социальной сфере XVIII в. сущест­вовал так называемый «старый порядок»: монархический тип правления с ничем не ограниченной верховной властью, жесткая социальная структура с сословным делением, а также диктат церкви. Казавшийся незыблемым в Средние века, теперь он начинает восприниматься как несправедливый и незаконный. Бесконтроль­ная власть монарха часто становилась произволом. Роскошь евро­пейских королевских дворов соседствовала с голодом и нищетой народа. Бесправными были не только ремесленники, но и «третье сословие». Именно с буржуазии взимались огромные налоги, в отличие от освобожденного от них дворянства. Только дворяне могли занимать высшие военные и государственные должности. Существовавшее судопроизводство имело ряд пороков, важнейшим из которых было неравенство перед законом представителей разных сословий. Правительство всеми законодательными актами только утверждало сословное неравенство. Католическая церковь осуще­ствляла жесткую цензуру и контролировала образование.

В этих условиях критика «старого порядка» являлась одновре­менно требованием изменения социальных основ общества. На смену сословному делению должно было прийти социальное равен­ство, ибо люди равны не только перед Богом, но и перед законами справедливости, как считали просветители. Вместо деспотизма ко­ролевской власти в обществе должен утвердиться либо просвещен­ный абсолютизм, при котором монарх заботится о благоденствии своего народа, либо республиканская форма правления, столь ус­пешно проявившая себя в истории Рима.

Религия в той форме, в которой ее утверждала церковь, казалась результатом невежества и реализацией частного социального инте­реса. Свобода совести, свобода вероисповедания, деизм как миро­воззрение, возможность даже откровенно атеистической и материалистической позиции должны были стать принципами но­вого общества.

Будущее устройство общества мыслилось как основанное на рациональных началах. Разум дает человеку понимание как обще­ственного устройства, так и человеческой природы. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать, добиваясь постоянного прогресса. Вера в прогресс, своеобразный «историче­ский оптимизм» становится характерной чертой эпохи Просвеще­ния.

Сам же прогресс мыслится не только как постоянное совершен­ствование общества, но и как развитие самого человека: его обра­зования, его морали.

Если в эпоху Возрождения идеалу свободной личности соответ­ствовали лишь избранные, в первую очередь сами гуманисты-художники, мыслители, политики, то в XVIII в. этот идеал распрост­раняется на каждого, приобретая статус всеобщности. Предполага­ется, что человека можно изменить к лучшему, преобразуя политические и социальные устои.

То, что в подобных представлениях есть много утопического, станет понятным лишь в следующем, XIX в. Верно и то, что идеи эпохи Просвещения действительно изменили мир.

Идеология Просвещения не только подготовила Великую фран­цузскую революцию 1789 г. Идеи просветителей лежат в основе законодательств ряда европейских государств, а также американ­ской конституции. Такие принципы как республиканизм, демокра­тия, разделение властей на три ветви: законодательную, испол­нительную и судебную, несменяемость судей, веротерпимость стали ныне основополагающими для государств с современным полити­ческим устройством. Просветители были рационалистами: они счи­тали, что мир может быть преобразован по законам разума и справедливости, следует лишь устранить порядки, извращающие человеческую природу, моральную по своей сути. В основе просве­щенческой утопии лежит образ «доброго дикаря» — мифического персонажа, открытого путешественниками.

Разум, чтобы подчеркнуть его значение (это слово часто пишут с большой буквы) предписывает человеку гармоничное развитие. Прославление природы и разума способствовало успеху «Энцикло­педии, или Толкового словаря искусств, наук и ремесел». Издание Энциклопедии возглавили Дидро и Д'Аламбер, кроме них над ней работали Вольтер, Гельвецнй, Гольбах, Кондильяк, Руссо, Мон­тескье и др. Всего в издании участвовали более двухсот авторов. Начатое в 1751, оно было завершено в 1772 и состояло из тридцати томов, богато иллюстрированных. В Энциклопедии были отражены все знания, накопленные к тому времени, в ней были даны ответы на все живые вопросы эпохи. В своем издании энциклопедисты фактически противопоставили прежней картине мира, задаваемой религией, новую, формируемую наукой. Философы-просветители были учеными, писателями, журналистами. Видя в истории посте­пенное восхождение от невежества к просвещению, мыслители XVIII в. уверовали в безграничные возможности разума и силу идей, полагая, что разум в процессе прогрессивного развития общества в конце концов одержит победу над пороками и приведет человече­ство ко всеобщему благоденствию.

Если разум — всемогущая человеческая способность, то научное познание понимается как высшая и самая продуктивная форма деятельности разума. Все новые научные, социальные и политиче­ские идеи связывались со словом «философия», пугавшим консер­ваторов и произносившимися с восторгом людьми, ждавшими перемен.

Центральным пунктом этой новой философии была проблема бытия человека в обществе. К концу XVII в. религия перестала быть универсальной организующей формой общества. Она пре­вратилась в комплекс догм, обслуживавших особые государствен­ные или сословные интересы, либо же стала неотчуждаемой личной верой. Перед западной культурой встала задача создания системы новых нравственных и правовых ценностей, объективно запрашиваемых эпохой. Поднимающаяся как класс буржуазия только так могла бы обеспечить себе роль общедемократического лидера. Именно эта система и явилась фундаментом идеологии Просвещения.

Центральное место в ее разработке принадлежало известному английскому философу Джону Локку, прославившемуся как защит­ник либерализма. Локк считал, что необходимо соблюдать справед­ливость, чтить договоры, уважать естественные права на жизнь, свободу и собственность.

Вслед за Локком французские просветители Руссо и Монтескье обосновали теорию общественного договора. В своих работах они проводили мысль об образовании государства посредством договора между народом и правителями, теми, кому он вручает часть своей власти. При этом государь обязан править лишь на основе разумных законов, обеспечивающих благо каждого человека и народа в целом. Следует отметить, что для Просвещения характерна большая пест­рота политических и философских позиций, с которых атаковались абсолютизм, социальное неравенство и церковная цензура. Фило­софия в XVIII в. облекается в блестящую литературную форму, литературные произведения выражают философские идеи.

Век Просвещения не случайно становится веком развития ху­дожественной теории и возникновения литературной критики. Ху­дожественная жизнь XVIII в. была необыкновенно разнооб- разной, не укладывалась в единый стиль и единую художественную систему. Как мировоззрение Просвещение не породило какого-то нового стиля в искусстве, вполне удовлетворившись уже имевшимися формами классицизма и сентиментализма. Основной конфликт классицизма — борьба между чувством и долгом, завер- шающаяся победой долга, разумности и ответственности, как нельзя более подходил для выражения просветительских идей. С другой стороны, внимание к событиям душевной жизни человека, к чувствам и переживаниям персонажа не могли не привести писателей Просве­щения к сентиментализму.

Социальная жизнь эпохи Просвещения была весьма противо­речивой. Просветители боролись со «старым порядком», который тогда еще имел реальную силу. Не только стилем художественного творчества, но и образом жизни королевских дворов, олицетворяв­ших «старый порядок» Европы становится рококо (от франц. - раковина). Название передает главную черту этого стиля — выбор сложной, изысканной формы и причудливости линий, напо­минающих силуэт раковины. По сравнению с барокко рококо принесло не только жеманность и прихотливость, оно освободилось от напыщенности и реабилитировало естественные чувства. Сами же чувства стали иными. Человек в XVIII в. внимательнее относился к своим душевным переживаниям (не прошли бесследно сентимен­тальные романы). Стиль рококо во многом был сформирован придворной средой, в первую очередь французского двора. В XVIII в. Париж стал общеевропейским художественным центром. После кончины Людовика XIV в. 1715 г. аристократия спешила развле­каться до «наступления потопа».

Нравы стали откровенно нестрогими, а вкусы весьма прихотли­выми, капризными. Придворная среда сформировала этот стиль, подхватив то, что носилось в воздухе Европы XVIII в. Искусство рококо выражало образ жизни французской аристократии, жизни, превращенной в вечный праздник: праздник развлечений, утончен­ных наслаждений, «праздник любви» (так называлась одна из картин Антуана Ватто).

Просуществовал стиль рококо примерно до 40-х гг., однако его влияние на художественную жизнь Европы ощущалось до конца столетия. Если стиль рококо выражал нравы аристократии, чьи сословные привилегии отождествлялись со «старым порядком», то распространявшиеся идеи Просвещения нашли свое выражение в стиле, получившем название «неоклассицизма» (то есть новый клас­сицизм). Художники, работавшие в стиле неоклассицизма, видели эстетический идеал в истории и культуре Древней Греции и Древ­него Рима. Самого термина «неоклассицизм» в XVIII в. еще не существовало, использовались такие определения как «истинный стиль», «возрождение искусств». Задача искусства виделась в вос­питании личности, показе нравственных образцов и назидательных примеров — в живописи, а в архитектуре— в утверждении возмож­ности переустройства мира.

Наряду с рококо и неоклассицизмом по-прежнему распростра­ненным был стиль барокко, особенно в Италии и Германии.

Всеобщим вниманием овладевает, прежде всего, литература, которая рассматривается как средство популяризации моральных и политических идей. Самыми выдающимися писателями XVIII в. стали именно философы.

Центральным явлением Просвещения были философская по­весть и роман, прежде всего роман воспитания. Именно в них просветительские идеи и назидательность находят наиболее яркое выражение.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!