XIX век как культурно-историческая эпоха

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

XIX век стал веком «перманентной революции», происходившей во всех сферах жизни общества. Техническая цивилизация сменяет в Европе традиционную. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию (использование машин в производстве), научно-технический про­гресс, урбанизацию (небывалый рост городов, вызванный промыш­ленным переворотом), демократизацию политических структур, секуляризацию (обмирщение сознания), рост образования и изме­нение социального статуса женщины.

Индустриализация и урбанизация изменили социальную струк­туру европейских стран: в обществе сформировалась новая сила — рабочий класс. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день 14—16 часов, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условиях естественными стали экономические и политические вы­ступления рабочих, требовавших социальных реформ.

Социальные конфликты капитализма были осмыслены полити­ками и философами, возникли социалистическое и коммунистиче­ское движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX в. проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедно­стью.

В XIX в. были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей: к концу века были изобретены пароход, локомотив, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.

Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физи­ке был сформулирован закон сохранения и превращения энергии, в биологии — созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии — периодическая система, а в геометрии — теория Лобачев­ского.

Наука стала не просто формой рационального знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной картины мира, заявленные в эпоху Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемыми в производство. Наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали как совершенное знание о природе и человеке. На нее стремились походить и философия, и искусство.

В философии в качестве именно научного знания будут утвер­ждать себя марксистское и позитивистское направление. В искус­стве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода.

Позитивизм был не только философией, он стал и весьма распространенным мировоззрением эпохи. Казалось, что методы позитивных наук (строгий отбор фактов, выдвижение и доказатель­ство гипотез , строгая система доказательств, обязательный успеш­ный эксперимент) должны распространиться и в казавшейся излишне умозрительной философии, и в современном искусстве, которое теперь должно ориентироваться на науку как образец.

Хотя внешне XIX в. выглядел как век Науки и Прогресса, именно тогда начинается разочарование в возможностях разума. В филосо­фии появляется такое направление как иррационализм, представи­тели которого считают, что не разум определяет поведение человека и развитие общества, а воля, вера, чувства, инстинкты. Такие философы-иррационалисты как Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, обращаясь к анализу искусства, сформулируют ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.

Процесс секуляризации в XIX в. выглядел как неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского начала. -Принципы свободы вероисповедания, отделения церкви от госу­дарства, отмена церковной цензуры привели к появлению сущест­венно новой' ситуации в общественном сознании. Секуляризации способствовало не только развитие науки, но и рост образования. К концу XIX в. в большинстве европейских стран принимаются законы о всеобщем начальном образовании, которое было необхо­димо в связи с дальнейшей индустриализацией и демократизацией европейского общества.

В конце XIX в. улучшается в законодательном плане статус женщины. Все больше женщин получают необходимую квалифи­кацию, возникают новые перспективы работы для женщин в области образования. Во многих европейских странах появляются движе­ния, выступающие за предоставление женщинам избирательного права.

Претерпевала радикальные и постоянные изменения художест­венная жизнь общества. Противоречия европейского развития на­шли свое выражение в искусстве. Особенностью XIX в. стало многообразие художественных направлений.

Европа становилась нетрадиционным типом общества, в кото­ром все большее распространение получало новаторство, где худо­жественные стили не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.

Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли ху­дожника стали достоянием не только художественной критики, но и эстетики. Такие крупнейшие философы XIX в., как Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах, философы-иррационалисты — Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше,— высказали ряд принципиально новых подхо­дов к пониманию художественной жизни.

Множественность художественных направлений в XIX в. была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь обще­ства теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ори­ентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX в. культуро­логи относят начало формирования массовой культуры; газеты и журналы, из номера в номер печатавшие длинные романы с зани­мательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX в.

Многообразие направлений искусства имело глубокую социаль­ную подоплеку. Формирование новой технической цивилизации представляло собой чрезвычайно противоречивый процесс. Модер­низация европейского общества могла быть художественно отраже­на лишь в новых видах, жанрах, направлениях искусства.

В художественной жизни первой половины XIX в. преобладал романтизм, отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм был реакцией на результаты Великой Французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Роман­тизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств. Более того, романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру поведения его высших слоев.

Для романтизма характерно противопоставление двух миров:

реального и воображаемого. Реальная действительность рассматри­вается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и про­тивостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопостав­ляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надеж­ды.

Видя в современной ему действительности мир пороков, роман­тизм пытается найти выход для человека. Этот выход — одновре­менно и уход от общества в разных вариантах.

Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь — страсть, любовь — трагедия является доказатель­ством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.

Уход от мира можно совершить не только в глубины собствен­ного «я», но и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их. Бегство в экзотические страны, в иные регионы также является вариантом ухода.

Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Сред­невековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.

Особенно высоко ценит романтизм незаурядность личности художника. В эстетике романтизма искусство обладает такими возможностями для понимания жизни, как прозрение и интуиция. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. Толпа не может понять прозрений художника и он оказы­вается в глубоком противоречии с обществом. Одной из основных тем романтизма становится тема одиночества и даже гибели худож­ника, его непонятости обществом и отчужденности от него.

К середине XIX в. набирают силы иные художественные направ­ления. Значимым для них становится воплощение не только траге­дии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев.

Представители натурализма исходили из положения о предоп­ределенности судьбы человека социальной средой и наследствен­ностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаще всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле, обращаются к образам из социальных низов общества. Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму.

Источники моральных установок человека отыскиваются иск­лючительно в наследственности или во влиянии внешней среды. Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека. В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма. Писатель-натуралист превра­щает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все под­робности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки.

В реалистическом освещении явления действительности пред­стают во всей их сложности, многогранности и богатстве. Если мир романтизма — это собственно духовный мир героя, то в реализме принципом обобщения становится типизация: показ узнаваемых характеров и точных деталей. Развитие реализма могло с наиболь­шей полнотой выразить противоречия социального развития. Пред­метом критики художников-реалистов было то же буржуазное общество, которое не принимали романтики. Но теперь уже не личность в исключительной ситуации, а типические характеры, действующие в типичных обстоятельствах, становятся главным предметом изображения. Реализм глубоко проникает в обществен­ную жизнь, раскрывая социальные противоречия.

К середине столетия реализм становится господствующим на­правлением в европейской культуре. Если главными видами худо­жественного творчества для романтиков были музыка и поэзия, способные выразить тайное и неизъяснимое, то реализм повлек за собой расцвет, в первую очередь, такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература, в свою очередь, ока­зала влияние на реалистическую живопись.

Реализм как направление оказался намного шире границ XIX в.: творческий метод, свойственный реализму, используют и художни­ки XX в.

Уникальность художественной ситуации XIX в. в отличие от предшествующих эпох сказывается в том, что фактически одновре­менно с реализмом возникают и развиваются художественные на­правления, во многом противоположные ему и потому длительное время называвшиеся декадансом (упадком). Если реализм претен­довал на объективность отражения мира, то символизм и импресси­онизм открыли субъективность восприятия художника, именно на этом акцентируя внимание и используя целый ряд новых художе­ственных приемов.

В отличие от реализма, символизм противопоставляет субъек­тивный мир объективному, продолжая традицию романтизма. В символизме находит выражение позиция индивидуализма и даже демонизма. Искусство символизма выразило стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигающихся социальных ка­тастроф и сомнения в духовных ценностях как сдерживающем начале. Субъективный мир художника раскрывается посредством «символов» — идей, находящихся за пределами чувственного восп­риятия. Для открытия особой «скрытой реальности» символистам потребовались новые художественные средства. Выразить невыра­зимое — вот задача символизма.

Если в литературе, в первую очередь в поэзии, субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подо­бное открытие совершается импрессионизмом.

Именно импрессионизм и символизм перебросили мостик в искусство XX в.

В ситуации кризиса культуры рубежа XIX—XX в. появление в искусстве новых направлений, отказывавшихся от традиционности, ощущалось почти как гибель, потеря жизненных оснований и смыслов. Искусство XX в. показало, что на самом деле культура не погибала, а изменялась. Возникло понимание «относительности», условности художественных методов, являющихся результатом вы­бора художника и всегда отражающих индивидуальность его восп­риятия. Действительность оказалась сама по себе «никакой», а все способы изображения ее — не более чем игрой. Претензии на объективистское изображение стали рассматриваться как ничем не подтвержденные, иллюзорные.

Культурные условия XIX в. расширили возможности индивиду­ального начала в художественном творчестве.

Век был настолько ярким, был представлен настолько крупными личностями, что своеобразие художественных направлений может быть раскрыто только через индивидуальные биографии художни­ков, их оригинальные произведения. XIX век стал веком творческих индивидуальностей, веком личностей. Закономерно поэтому обра­титься к анализу биографий авторов и их произведений.

Статус художника никогда не был так высок, как в искусстве XIX в. Если в эпоху Просвещения философы становились писате­лями, то в XIX в. писатели сравнялись с философами по глубине анализа общества и четкой выраженности нравственной позиции. Величайшие писатели и художники XIX в. являлись духовными лидерами своего времени.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!