Взаимосвязь теории организации и стратегического менеджмента

8 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Оглавление

Введение 3

1. Стратегия организации и стратегический менеджмент 5

2. Теория организации в системе наук и ее связь со стратегическим менеджментом 12

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки - теории организации.

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также стратегический менеджмент.

К отечественным работам предыдущих лет, соприкасавшимся с исследованиями в области стратегического управления и теории организации, можно отнести труды А.Ф. Гольдштейна, Н.И. Лапина, В.М. Шепеля, В.Веснина, Р.Фатхутдинова, Э.А.Уткина и др. Среди современных исследований теории организации можно отметить труды А.Зуба, А. Стерлина, И. Тулина и др.

Объект контрольной работы можно определить следующим образом – стратегический менеджмент и теория организации.

Предмет контрольной работы – взаимодействие и взаимовлияние теории организации и стратегического менеджмента.

Цель контрольной работы состоит в характеристике особенностей взаимодействия и взаимовлияния теории организации и стратегического менеджмента.

В соответствии с поставленной целью и проблемой, нами определены следующие задачи данной работы:

1) охарактеризовать сущность стратегического менеджмента;

2) рассмотреть особенности теории организации как науки и дисциплины;

3) показать особенности взаимодействия теории организации и стратегического менеджмента;

Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

1. Стратегия организации и стратегический менеджмент

Понятие «стратегия» (от греческого strategos - «вести войска») имеет древнее происхождение, и первоначально использовалось исключительно в военной сфере. Следуя военному словоупотреблению, стратегия - это область военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее планирования и ведения, исследующая закономерности войны. Военная стратегия разрабатывает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, определяет цели и задачи флотам и армиям, распределяет силы по театрам военных действий и стратегическим направлениям [1, c. 88].

Сегодня стратегия - это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.

Г. Минцберг различает пять аспектов понятия «стратегия».

 Стратегия как план (например, это может быть долгосрочный план, когда ежегодно определяется курс на следующие несколько лет и производится его уточнение с учетом новых факторов и тенденций).

 Стратегия как позиция (определение положения организации относительно ее конкурентов).

 Стратегия как ловкий прием («мы делаем так, и не намерены делать иначе»).

 Стратегия как перспектива (принцип пути, который выбирает компания).

 Стратегия как паттерн (шаблон, которым компания оперирует в зависимости от складывающейся ситуации).

Если же говорить об определении понятия «стратегия» в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации - это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. А, в свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом [6, c. 112].

Таким образом, стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации. Выделим основные преимущества, которые дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического менеджмента:

 направленность всей организации на ключевой аспект стратегии;

 ориентация менеджеров на необходимость более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и потенциальные угрозы;

 наличие четких критериев оценки менеджерами всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);

 возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления организацией [8, c. 54].

В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов:

1) анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

2) цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

3) деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Рассмотрим более подробно их содержание.

 Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также Д. Шендел и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям» [9, c.176].

 Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров - разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.

 Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент - это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей.

 К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж. Пирса и Р. Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Такое понимание схватывает очень важные черты стратегического менеджмента, которые мы рассмотрим на протяжении ряда глав данной книги.

 Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента [9, c. 178]:

1) анализ текущего положения организации в конкурентной среде;

2) выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;

3) имплементация - процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

Предложенные к пониманию стратегического менеджмента подходы допускают различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить всесторонность охвата в понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О.С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении:

«Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе» [11, c. 66].

Представляется необходимым отметить, что, при всей важности формальных определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

Более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при сравнении его с оперативным менеджментом. Такое сравнение может осуществляться по следующим параметрам:

 организационный уровень разработки и принятия решений;

 непрерывность процесса планирования и осуществления;

 преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений;

 количество рассматриваемых альтернатив решения;

 объем и тип необходимой управленческой информации;

 временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;

 приоритетность решений;

 детализированность разработок;

 используемые человеческие ресурсы управления;

 точность контроля и оценки;

 превалирующие интересы участников процесса принятия решений;

 отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.

Основные отличия в содержании параметров стратегического и оперативного управления заключаются в следующем. Стратегические решения разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные решения принимаются на всех уровнях управления. Разработка стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. Отсюда проистекают следующие различия стратегического и оперативного менеджмента: прерывистость и системность процесса управления, а также преобладание в стратегическом управлении «мягких» проблем, то есть таких, которые характеризуются неопределенностью исходных параметров и граничных условий. Прерывистость означает, что стратегические решения принимаются не так часто, а их реализация требует длительного времени, иногда нескольких лет. Нужны весьма серьезные причины, чтобы приостановить развитие уже принятой для реализации стратегии. Оперативное управление в меньшей степени прерывисто, планирование осуществляется повседневно, задачи носят краткосрочный характер; оно имеет дело в основном с «жесткими», определенными проблемами.

При стратегическом планировании важно на ранних этапах процесса выдвинуть и рассмотреть максимально возможное количество альтернатив. Эта процедура снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить усилий и времени для их оценки.

В случае оперативного управления менеджеры имеют дело или с хорошо структурированными, «жесткими» проблемами, решения которых запрограммировано, или с «мягкими» решениями, но с невысоким риском серьезного ущерба при ошибке [11, c. 74].

Для разработки стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах: как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов, часто здесь решающими факторами являются интуиция и опыт. Процессы же сбора информации для оперативного управления в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.

Различаются и временные масштабы планирования и управления. Стратегическое планирование ориентируется на длительные временные промежутки, обычно 3-5 лет, в то время как оперативное управление нацелено на решение задач, которые требуют недель или месяцев работы.

2. Теория организации в системе наук и ее связь со стратегическим менеджментом

Теория организации занимает своеобразное положение в системе наук, имеющих отношение к управлению. Оно определяется тем, что теория организации, с одной стороны, изучает особые социальные группы, а с другой - вводит менеджеров в объект их будущей управленческой деятельности.

Изучение теории организации невозможно без знания экономических основ функционирования общества, особенно таких аспектов, как институциональная экономика и микроэкономика, а также экономика организации. Изучение социологии позволяет понять, какое место занимают организации среди всей совокупности социальных общностей и групп и какую роль играют организации в социуме. Знание культурологии позволяет глубже понять особенности возникновения и развития такого важнейшего элемента организационной системы как организационная культура, которому в последние десятилетия теоретиками и практиками менеджмента уделяется все больше внимания.

Разумеется, без понимания функций, структуры и принципов функционирования объекта управления невозможно адекватно понять и усвоить технологические аспекты менеджмента, отраженные как в его общем курсе, так и «отраслевых» дисциплинах, а также в маркетинге и организационном поведении.

Понятийно-категориальный аппарат современной теории организации, так же, как и в целом системы организационно-управленческих наук, сложился еще не до конца. Многие понятия используются различными управленческими дисциплинами, придавая при этом им свои смысловые оттенки. Кроме того, также, как и в случае с самим термином «организация», различные управленческие дисциплины используют многие термины в различных контекстах. Скажем, понятие «организационная культура» в теории организации рассматривается как компонент внутренней среды организации, менеджмент рассматривает организационную культуру в контексте управления и развития, а организационное поведение - с точки зрения личностно-поведенческих характеристик и свойств людей - членов организации.

Таблица 1 иллюстрирует распределение основных управленческих понятий, категорий и смысловых конструкций по наиболее близким дисциплинам (приведены по алфавиту, без расшифровки всех из них).

Таблица 1

Распределение основных понятий и категорий управленческих дисциплин

Теория организации Стратегический менеджмент

Бюрократия Адаптивное управление

Взаимодействие организации с внешней средой Бизнес

Власть как механизм координации Бизнес-коммуникации (организационные коммуникации)

Внешняя среда организации Бизнес-процессы

Внутренняя среда организации Видение (бизнеса, перспективы)

Гетерархия Власть как механизм управления

Горизонтальная организация Глобализация

Департаментализация Инжиниринг/реинжиниринг

Децентрализация Инструменты менеджмента

Жизненный цикл организации Качество

Иерархия как организационный принцип Ключевые факторы успеха

Изменчивость внешней среды Конкурентные преимущества

Межорганизационные отношения Конкурентоспособность

Метафоры организации Компетенция менеджера

Механизмы координации Контроллинг

Модели организации Контроль

Неопределенность внешней среды Координация

Норма управления Лидерство

Обучающаяся организация Логистика

Организационная динамика Маркетинг-менеджмент

Организационная культура: сущность, структура, типы Менеджер

Организационная структура Менеджерские роли

Организационное обучение Менеджмент: аспекты

Организационное проектирование Методы управления

Организационное развитие Миссия

Организационные дисфункции Модели менеджмента

Организационные изменения Мотивация: управление

Организационные теории Норма управления (контроля)

Организационный контекст Оперативное управление

Организация как объект управления Организационная культура: управление и развитие

Организационная технология Организационное развитие

Подсистемы организации Организация как процесс

Принципы организации Персонал

Профессионализм как организационная характеристика Планирование и планы, проектирование работ

Разделение труда Полномочия и их делегирование

Размер организации Предпринимательство

Ресурсы организации Принципы управления

Синергия Производительность труда

Сложность внешней среды Руководство

Сложность организации Системы менеджмента

Специализация Социальная ответственность

Стандартизация Стиль управления

Типы организаций Стратегическое мышление

Формализация Стратегическое управление

Функции организации Стратегия

Целевая подсистема организации Структура управления

Централизация Теории управления

Характеристики организации Технология управления

Эффективность организации Управление

Из этой таблицы можно понять, что многие управленческие категории изучаются в различных курсах и то, какие понятия и категории являются специфичными, в частности, для теории организации. Как видно, целый ряд понятий повторяется, но рассматриваются они в различных аспектах. Теория организации в большей степени рассматривает структурные аспекты, организационное поведение - психолого-социальные, а стратегический менеджмент - технологические.

Между стратегическим менеджментом и теорией организации существует тесная связь. Знания по теории организации всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей. Поэтому стратегия формулируется в более общих чертах и менее детализированно, чем оперативные цели.

Различается и использование человеческих ресурсов в стратегическом планировании и теории организации. Стратегическое управление осуществляется высшим управленческим персоналом. Часто требует привлечения внешних и внутренних консультантов. Велика роль также групп людей, заинтересованных в успехе организации или пытающихся повлиять на процесс стратегического управления, - так называемых групп поддержки. Затраты на человеческие ресурсы в процессе стратегического управления высоки. Оперативное управление осуществляется средним и линейным управленческим персоналом, и затраты на него включаются в затраты на заработную плату [15, с. 99].

Стратегический и оперативный менеджмент различается и с точки зрения требований к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены большим промежутком времени с принятием решения, и поэтому причины, например неудачи, достаточно легко анализировать.

Отличие стратегического менеджмента от теории организации состоит также в специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент - это область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам.

Заключение

Все определения стратегического менеджмента сводятся к одному из трех подходов или их комбинации: анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения; цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения; деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Сравнение между стратегическим менеджментом и теорией организации может осуществляться по следующим параметрам: организационный уровень разработки и принятия решений; непрерывность процесса планирования и осуществления; преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений; количество рассматриваемых альтернатив решения; объем и тип необходимой управленческой информации; временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий; приоритетность решений; детализированность разработок; используемые человеческие ресурсы управления; точность контроля и оценки; превалирующие интересы участников процесса принятия решений; отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.

Стратегические решения разрабатываются и контролируются на самом верхнем уровне управления. Нижестоящие уровни выполняют функции поставщиков информации для стратегического управления. Оперативные решения принимаются на всех уровнях управления.

Список литературы

1. Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова.- М.: Норма, 2008.- 367c.

2. Акулов, В.Б. Теория организации / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2007. – 442с.

3. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 284с.

4. Вачугов, В. Стратегический менеджмент / В. Вачугов. – М.: Высшая школа, 2009. – 552с.

5. Герчикова, И.М. Менеджмент: учебник / И.М. Герчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 524с.

6. Губко, М.В. - Управление организационными системами / М.В. Губко. – М.: ФИС, 2007. – 550с.

7. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): учебное пособие / Под редакцией В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 446с.

8. Забелин, П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: учебное пособие / П.В. Забелин. - М.: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2006. – 228с.

9. Зуб, А. Стратегический менеджмент / А. Зуб. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 592с.

10. Идрисов, А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов. – М.: Дело, 2009. – 622с.

11. Латфуллин, Г.Р. Теория организации / Г.Р. Латфуллин. – СПб.: Питер, 2009. – 564с.

12. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. – М.: Логос, 2008. – 832с.

13. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под редакцией Градова А.П., Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература, 2008. – 628с.

14. Уткин, Э.А. Бизнес-план / Э.А. Уткин. – М.: Норма, 2008. – 280с.

15. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Инфра-М, 2006. – 478с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.9 KiB, 23 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!