Взаимосвязь социальной политики и рынка труда

26 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность социальной политики государства ……………………………..4
2. Политика государства на рынке труда …………………………………… 8
3. Совершенствования социальной политики в области трудовых
отношений………………………………………………………………………..13
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...28

Введение

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.
По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу и т. д.).
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи социальной политики и рынка труда.
Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть сущность социальной политики государства;
2. Изучить политику государства на рынке труда;
3. Предложить направления совершенствование социальной политики в области трудовых отношений.
1. Сущность социальной политики государства

В теоретическом плане под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организа¬циями, органами местного самоуправления система мероприятий и ак¬ций, направленных на достижение социальных целей и результатов, свя¬занных с повышением общественного благосостояния, улучшением каче¬ства жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильно¬сти, социального партнерства и социального согласия в обществе.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, на¬правленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исхо¬дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д.
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются (7).
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.
Эффективность реализации социальной политики любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.
Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.
При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников (7).
Т.е. социальная политика и социально-трудовая сфера имеют обратное влияние на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровней.
В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше – социально-трудовая сфера (СТО. Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.
Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:
 социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
 рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);
 сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. В ры¬ночном хозяйстве, где рабочая сила – товар, движение работников – собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынок труда. На этом рынке осу¬ществляется купля-продажа рабочей силы. Когда собственник рабочего места заку¬пит рабочую силу, создаются экономические и юридические предпосылки соедине¬ния основных факторов хозяйственной деятельности в производственном процессе. Рынок  труда – совокупный спрос и предложение рабочей силы, которым опосредуется дви¬жение относительно рабочих мест и размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографи¬ческом и профессионально-квалификационном разрезах.
Рыночный механизм со¬четает в себе как начала саморегулирования в ходе конкуренции, так и направленное воздействие со стороны государства. Рынок труда  – в основе своей явление объективное в том смысле, что определяется оно характером социально-экономических отношений в обществе независимо от воли людей. Если рабочая сила в условиях данного общест¬ва является товаром и само соединение факторов производства (наемной рабочей силы и средств производства) опосредуется куплей-продажей труда, то рынок труда налицо (6, с.33).
Уровень же развитости рынка труда  (его цивилизованности) зависит от того, в какой степени сложилась инфраструктура этого рынка, в какой степени она содержит разнообраз¬ные институты, способствующие функционированию рынка труда.  Указанная инфраструкту¬ра – результат осознанных акций, а значит, в отличие от самого рынка, объективного характера не имеющая. В зависимости от пространственного ареала, охватываемого теми или иными рынками труда, последние подразделяются на рынки региональные, общегосу¬дарственные, мировой. Степень интегрированности региональных рынков труда в более широ¬кий рынок труда тем выше, чем при прочих равных условиях мобильнее рабочая сила и чем более развита инфраструктура соответствующего рынка труда На рынке труда складываются от¬ношения между работодателями и наемными работниками, опосредующие соедине¬ние рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потреб¬ность первых – в труде, а вторых – в заработной плате. Большинство исследователей сходится в том, что такие отношения формируются на базе закона стоимости рабочей силы. Но есть и такие, кто рассматривает формирование цен на рынке труда с позиций «пре¬дельной полезности последнего рабочего» (маржинализм) (6, с.35).
Из кого состоит та часть экономически активного насе¬ления, которая действительно остается на рынке труда? Во-первых, это те, кто, будучи незанятым, ищет рабочее место; во-вторых, это те, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место; в-третьих, занятые, но находящиеся под риском по¬тери рабочего места. В сумме это определяет предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Этот спрос складывается из числа вакансий, из количества работников, не удовлетворяющих работодателя и которым он ищет за¬мену. Этим определяется главное содержание рынка, его объем и соотношение спро¬са и предложения рабочей силы, что, в свою очередь, определяет конъюнктуру рынка труда.
Рассмотрим далее особенности государственной социальной политики на рынке труда.

2. Политика государства на рынке труда
Переход к рыночной экономике влечет за собой коренные изменения во всех сферах жизни общества. Сфера занятости населения не является исключением.
В 90-ые года ХХ века в функционировании российского рынка труда наметились новые тенденции, обусловленные происходящими в стране реформами. Во многом современные процессы в сфере труда обусловлены приватизацией государственной и развитием частной собственности. С одной стороны, увеличилась свобода выбора и повысился уровень ответственности людей за собственное благополучие. С другой–усилилось расслоение общества, многие люди остались без привычной работы и привычного дохода.
В условиях административно-плановой экономики государство декларировало полную занятость всех членов общества. Установление рыночных отношений требует смены такого подхода к регулированию рынка труда. Новая система регулирования рынка труда должна сформировать «активное общество», в котором каждый гражданин чувствует свою ответственность за собственное благосостояние.
Достижение такой цели как формирование активного общества требует полноценного сотрудничества трех сторон: государства, работодателей и работников. Вряд ли можно соблюсти объективность, назвав эти отношения партнерскими, но они должны быть взаимовыгодными и строится на максимальном уважении интересов друг друга.
Идея социального партнерства и развитие её в России в последнее время привлекают к себе все больше внимания. В основе социального партнерства лежит не только идея разделения ответственности между представителями наемных работников, правительством и работодателями, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой. Существует мнение, что социальное партнерство является важным компонентом рыночной экономики.
Страны Запада пришли к созданию социального партнерства между тремя субъектами в процессе эволюционного развития. А в России, уже в который раз, пытаются внедрить новое явление революционным путем, преподнося его именно как отношения равноправных партнером. Но на том же Западе, на который мы так привыкли равняться, существует немало стран, где отношения основных субъектов экономики никак нельзя назвать партнерскими. Более точной будет следующая формулировка: социальное партнерство – это осознанная необходимость такого вида отношений (2, с.14).
В России социальное партнерство приняло форму трипартизма, то есть его полноправными участниками являются государство, работодатели и профсоюзы.
Каково же реальное положение дел в сфере социального партнерства в нашей стране? Его можно охарактеризовать следующим образом:
- в России существует законодательная база, позволяющая действовать трипартизму. Она постоянно совершенствуется. Так, например, в ноябре 1995 года был принят Закон « О порядке разрешения коллективных трудовых споров», 1 мая 1999 года был принят Закон о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- многие проблемы социально-трудовой сферы теперь решаются на договорной основе;
- большая часть организаций заключает коллективные трудовые договоры со своими сотрудниками, и полноправными действующими лицами этих отношений являются профсоюзы;
-создана Служба по урегулированию споров. Это специальный орган, содействующий решению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур (2, с.16).
Итак, видно, что государство как самый «сильный» или старший партнер в таких отношениях, многое делает в сфере трудовых отношений. Именно от политики государства в сфере занятости населения и его социальной защиты зависят остальные процессы этой области.
Рынок, если он складывается стихийно, свободно, позволяет достичь максимизации производительности и доходов. Однако, для достижения социальной справедливости и гарантии равных возможностей доступа к рабочим местам рынок труда должен регулироваться определенными государственными институтами.
Что касается современного российского рынка труда, то на нем уже появилось много маргинальных групп. Кроме того, встает и проблема диспропорций на рынке профессий. Количество обучаемых по профессии редко совпадает с реальной потребностью государства в представителях этой профессии.
Таким образом, новым приоритетом политики занятости становится полное и рациональное использование трудового потенциала страны. Государство должно проводить активную политику на рынке труда. Новая эффективная стратегия на рынке труда должна сводится к поддержанию разумного баланса между необходимостью активной и жесткой экономической политики и необходимостью социальной защиты населения.
Многообразие методов регулирования рынка труда формирует два основных типа политики государства на рынке труда – активной и пассивной. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определению размера пособия по безработице, разработке не денежные формы поддержки безработных и их семей.
Активная политика – это профессиональная подготовка и переподготовка безработных, система поддержки малого бизнеса и самозанятости, внедрение программ общественных работ, профессиональное консультирование.
Меры пассивной политики государства на рынке труда способствуют развитию иждивенческих настроений среди безработных. Бороться с этим можно за счет более широкого использования мер активной политики.
Активная политика государства на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности каждого человека как профессионала. Внедрение мер активной политики снимает напряженность в обществе, уменьшает затраты государственного бюджета, способствует структурной перестройке экономики (1).
Проведение активной политики дает возможность, улучшая общее состояние рынка труда, улучшать и положение каждой отдельной группы населения. В России это особенно актуально по отношению к тем людям, которые оказались незанятыми в результате сокращения объемов производства или полной его ликвидации.
Многие меры активной политики с разной долей успеха претворяются в жизнь Федеральной Службой Занятости. Так, например, распространены программы открытого обучения. Эти программы заключаются в профессиональной ориентации незанятых граждан, их социальной адаптации к новым экономическим условиям, а также их психологическая адаптация в стрессовой ситуации. Такие программы характеризуются разнообразием форм обучения, что делает из более привлекательными и дает возможность применять их для обучения широких масс незанятых людей.
Главной проблемой на пути широкого применение мер активной политики на рынке труда является недостаточное финансирование. Кроме того, условия рынка ставят еще целый ряд проблем. В частности, необходима смена жизненных установок большинства ищущих работу: многие люди привыкли к советской системе социально-трудовых отношений. Каждый мог быть уверен в том, что для него обязательно найдется рабочее место и проявление инициативы в его поиске было вовсе не обязательным. Сейчас это проявляется в том, что некоторые безработные, получая направления от службы занятости на предприятия, целенаправленно приходят туда за отказом, чтобы снова получать пособие по безработице (8).
Итак, подводя некий итог, можно сказать следующее. Рынок труда Западной Европы формировался в условиях повторяющихся кризисов производства, при значительных масштабах безработицы. Что касается России, то тут ситуация несколько иная. Относительно нашей страны уместно говорить о дефиците товаров, значительном числе рабочих мест, большой сплоченности рабочего класса и огромном влиянии на экономические процессы коммунистического режима.
Именно поэтому, перенимая западный опыт государственного регулирования рынка труда, называемый активной политикой, следует предварительно «примерить» его на российские условия.
Западные теории в области регулирования рынка труда обречены в нашей стране на провал в первую очередь по причине того, что у нас отсутствует необходимая для их внедрения инфраструктура рынка труда.
Но и российская практика может уже похвастаться некоторыми достижениями в области внедрения активной политики на рынке труда. Так, например, во многих регионах не только активно действует Федеральная Служба Занятости, но и работают многочисленные альтернативные центры занятости.
Говоря о социальном партнерстве, нельзя не признать, что ведущая роль в связке «государство–работодатель–наемный работник» принадлежит государству. Этот партнер сосредотачивает в своих руках максимальную власть, по крайней мере за счет того, что создает и корректирует законодательную базу (8, с. 24).
Именно государство берет на себя ведущую роль и в регулировании рынка труда. Современные экономические условия таковы, что для сохранения гармонии на рынке труда и социальной справедливости необходимо шире внедрять меры активной политики труда. Нашей стране есть, на кого равняться в этом. Перед глазами нашего государства множество более или менее удачных примеров других стран. Поэтому сейчас одна из центральных задач нашего государства заключается в том, чтобы взять самое лучшее из западного опыта и грамотно адаптировать эти методы активной политики к российской действительности.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!