Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагоги­кой. Их введение явилось ответом на реальную действитель­ность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер. История развития социальной педагогики и социальной ра­боты очень близки. Прежде всего их объединяют культурно-исторические традиции отношения к людям, требующим осо­бой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотво­рительность», «помощь» и другие понятия широко использую­тся и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика — в системе об­разования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и соци­альных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосудар­ственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работ­ники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.

Их отличия обусловлены тем, что они выделились как при­кладные области знания из разных наук: социальная педагоги­ка — из педагогики, а социальная работа — из социологии. В практической деятельности различие проявляется в том, что социальные педагоги в своей работе опираются на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют социологические теории и технологии и со­циологические методы исследования. В то же время области практической деятельности социаль­ной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

В поле зрения социальной работы попадает человек, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полно­ценной жизнью. Те или иные проблемы возникают фактически у каждого че­ловека в течение всей его жизни. Они могут носить психологи­ческий, медицинский, правовой, материальный и иной харак­тер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от чело­века факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физичес­ком или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы само­стоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста. В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — пре­вращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается по­мощь, в социальной работе, как правило, называют клиен­том, в социальной же педагогике обычно употребляется сло­во ребенок.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!