Взаимосвязь обучения и воспитания.

Воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Общепринятой целью в мировой теории и практике воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Нравственность человека, а отсюда и нравственность воспитания - основные условия развития личности. Именно с ознакомления с простейшими правилами поведения и общения начинается целенаправленное воспитание ребенка в семье, детском саду и начальной школе.

Параллельно с этим процессом родители, воспитатели и учителя вводят ребенка в мир знаний о природе, человеке, родном крае, малой Родине, обществе и мире в целом.

Знания, получаемые ребенком в семье и детском саду, конечно, не могут быть названы научными. Это результаты первоначального знакомства с окружающими предметами, природой, примерами поведения и общения. Они есть знания-подражания. Но уже в детском сяду возможны и более сложные знания: здесь учат детей находить простейшие связи между явлениями, слушать и рассказывать сказки, оценивать поступки их героев, наблюдать за суточными и природными изменениями в природе и др. Воспитатели же, занимаясь с детьми, всегда должны помнить, что знания и умения, которые усваиваются малышами, должны развивать и воспитывать их.

В школе же на первое место в жизни детей выходит обучение - систематическое, обязательное, требующее значительных усилий. Знания, являющиеся компонентом содержания обучения, входят в качестве основного компонента и в содержание воспитания, и нельзя допускать ситуации, когда ученика надо переучивать. По мере его продвижения по школьным программам знания могут только расширяться, обобщаться, включаться в теоретические системы. В противном случае нарушается целостность учебно-воспитательного процесса.

Знания являются основным средством умственного развития ребенка, формирования у него творческого мышления, познавательных интересов, развития способностей.

Только через знания дети начинают понимать окружающий мир, взаимосвязи между явлениями и предметами, роль и место человека в этом мире, связи и взаимодействия людей с природой, единство мира и др. А это и есть начало формирования у них основ мировоззрения.

Через обучение дети получают начальные, но систематические знания о содержании, нравственных, эстетических, поведенческих норм; ценностей, обычаев, традиций; основ знаний по искусству, литературе и т.д. Перечисленные знания приобщают детей к культуре, к духовным ценностям и служат фундаментом формирования всех социально значимых качеств личности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!