Взаимодействие частных охранно-детективных предприятий с ОВД. Контроль ОВД за их деятельностью и роль подразделений по лицензионно-разрешительной работе в осуществлении этого контроля

15 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Как уже было сказано ранее, предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Анализ опыта работы правоохранительных органов в развитых странах позволяет сделать вывод о том, что частные детективные бюро и частные службы безопасности оказывают им существенную помощь в борьбе с организованной преступностью, нарушением общественного порядка, промышленным шпионажем, мошенничеством в бизнесе и тому подобное. Одновременно обращает на себя внимание строгий подход государственных органов в каждой из этих стран к вопросам компетенции подобных подразделений, регламентации условий создания и функционирования частных охранных и детективных структур, в т. ч. числе в сфере сохранения безусловного приоритета государства в сфере обеспечения безопасности личности и общества.
Определенный опыт взаимодействия ОВД с указанными частными предприятиями в сфере обмена информацией, усиления охраны правопорядка при осложнении оперативной обстановки, а также в обеспечении общественного порядка во время проведения массовых мероприятий имеется.
Наиболее показательным в этом отношении является опыт работы ГУВД Москвы. Так, во исполнение распоряжения Премьера Правительства Москвы от 31.05.95 г. № 497-РП «О мерах по усилению контроля за деятельностью частных детективных и охранных предприятий» в 1999 году в городе без привлечения бюджетных средств разработана и внедрена в практику деятельности лицензионно-разрешительных служб компьютерно-технологическая система изготовления, учета и контроля разрешительных документов на основе пластиковых карт1. В ходе проводимых мероприятий по внедрению компьютерно-технологической системы изготовлено и выдано более 120 тыс. разрешительных документов, что позволило полностью исключить возможность подделки. Сформирован банк данных на охранно-сыскные структуры, владельцев служебного и гражданского оружия. Использование возможностей данной системы позволило исполнить свыше 5 тыс. оперативных запросов государственных и правоохранительных органов. Денежные средства, получаемые за выдачу разрешительных документов, изготовленных на основе пластиковых карт перечисляются на счет управления по ЛРР ГУВД Москвы и используются на развитие и техническое обслуживание компьютерно–технологической системы.
В самом ГУВД Москвы 19 октября 1999 года был подписан приказ начальника о создании Координационного совета при ГУВД Москвы и Координационных Советов в окружных управлениях внутренних дел (РУВД ЦАО) Москвы по взаимодействию с охранно-сыскными структурами. Руководитель секретариата Координационного Совета ГУВД – И. А. Голощапов. В развитие этого приказа подготовлено указание ГУВД № 92/3–379 «Об активизации деятельности Координационных советов по округам столицы».
Координационные советы созданы в целях более полного использования потенциала частных охранных и сыскных предприятий для предупреждения и пресечения преступлений и нарушений общественного порядка, а также с целью повышения эффективности контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Деятельность Совета строится на принципах законности, равноправия участников, коллегиальности принятия решений, учета интересов всех субъектов рынка услуг в области безопасности.
Чтобы понять всю полноту взаимодействующих усилий ОВД и охранно-сыскных предприятий г. Москвы в настоящий период времени, следует обратить внимание на одну из публикаций в Интернете. Общественное объединение «Лига предпринимателей и руководителей безопасности» опубликовала тезисы концепции развития системы взаимодействия органов ГУВД г. Москвы с охранно-сыскными структурами и приглашает всех заинтересованных лиц к их обсуждению. Целью создания системы взаимодействия является снижение уровня криминогенной напряженности в обществе в результате максимального использования потенциала охранно–сыскных структур для обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
Сотрудничество должно носить договорной характер и базироваться на следующих основных принципах:
– законности;
– добровольности;
– взаимовыгодности;
– невмешательства во внутренние профессиональные дела друг друга.
Предлагаются такие основные формы взаимодействия, как взаимный обмен информацией, а также проведение совместных либо согласованных мероприятий. Негосударственные предприятия безопасности потенциально могут оказать существенную помощь по следующим основным направлениям:
1. Принятие на себя обязательств по обеспечению правопорядка на отдельных объектах социальной инфраструктуры, территориях, объектах жилого сектора на договорной основе с органами исполнительной власти и сокращение таким образом нагрузки на правоохранительные органы.
2. Участие в проведении мероприятий по обеспечению общественного порядка (совместных с полицией рейдов и патрулирований улиц, жилых районов, организация на основе договоров по месту дислокации предприятия или на объектах охраны пунктов оказания помощи населению по экстренному вызову полиции с внешним оформлением в соответствии с утвержденными образцами и т. д.).
3. Информирование правоохранительных органов о совершенных и подготавливаемых преступлениях (особенно в сфере экономики), содействие в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, разыскиваемых преступников, а также в розыске без вести пропавших лиц, утраченного имущества и денежных средств.
4. Содействие государственным органам в исполнении своих задач при проведении оперативных и следственных мероприятий (свидетели, понятые и т. д.) в ситуации возникновения чрезвычайных обстоятельств (в качестве вспомогательных сил для оцепления).
5. Содействие в проведении экспертной оценки готовящихся нормативных актов и практики их применения, направленных на регулирование данной деятельности.
Для успешного функционирования системы взаимодействия предлагается решить ряд проблем правового, организационного, экономического и психологического характера.
Анализ деятельности частных охранно-сыскных предприятий и служб безопасности коммерческих структур в настоящее время свидетельствует о том, что они активно участвуют в обеспечении правопорядка в г. Москве в таких основных формах, как:
- охрана правопорядка в определенных районах или объектах на возмездной основе по договорам с органами исполнительной власти;
- непосредственная помощь органам ГУВД путем безвозмездного выделения сил и средств для обеспечения общественного порядка на основании договоров о сотрудничестве между предприятиями и отдельными органами ГУВД;
- помощь оперативным подразделениям ГУВД путем предоставления информации, проведение совместных или согласованных мероприятий, в т. ч. оказание помощи в расследовании конкретных уголовных дел.
Особенно это стало заметно, когда их силы и средства стали привлекаться для оказания помощи в проведении операции «Вихрь–Антитеррор», участия в охране правопорядка при проведении массовых мероприятий. В последнее время в ОВД ослаблены позиции в работе с молодежными движениями и футбольными болельщиками. Поэтому выделение сотрудников частных охранно-сыскных предприятий для обеспечения общественного порядка при проведении футбольного матча стало острой потребностью. Возникает необходимость в их силах и средствах и при проведении других крупных мероприятий, где одной патрульно-постовой службы недостаточно.
В Северо-Западном округе Москвы совместно с мэрией проходит подготовка эксперимента по широкому привлечению частных охранных предприятий к охране жилого сектора на возмездной основе. Интересным кажется подход полиции общественной безопасности ГУВД Москвы к некоторым вопросам взаимодействия. Особенно тогда, когда на охраняемых частной охраной объектах совершаются кражи. Чаще всего охранные структуры констатируют этот факт, приглашая сотрудника полиции для разбирательства, а сами остаются как бы в стороне. Выступая на совещании с работниками структур безопасности, заместитель начальника МОБ В. А. Соловьев заявил: «Если вы будете только констатировать факт кражи и приглашать нашего сотрудника, то я вас хочу предупредить, что в конечном итоге мы начнем принимать меры к этой охранной структуре. Мер у нас более чем достаточно»1. Оно и понятно. Заключив договор на охрану объекта, подразделения охраны не только несут ответственность за качественное исполнение его условий, но обязаны содействовать ОВД в успешном раскрытии краж. Более того, они должны содействовать в задержании лиц, подозреваемых в их совершении, в информировании полиции о совершенных и подготавливаемых преступлениях.
В МОБ Москвы принято решение о том, чтобы регистрировать все доставления правонарушителей в полицию работниками частно-охранных предприятий. Справки с вкладом борьбу с правонарушениями докладываются начальникам подразделений по ЛРР окружных УВД. В конце каждого года будут подводиться итоги.
А теперь перейдем от взаимодействия к контролю за деятельностью частных охранно-сыскных предприятий и служб безопасности. До недавнего времени основные контрольные функции были возложены на подразделения по лицензионно–разрешительной работе в масштабах населенного пункта, а также участковых уполномоченных полиции (УУМ) на обслуживаемых участках. Обе эти службы в пределах своих полномочий осуществляли контроль за оборотом оружия и патронов в частных охранно-сыскных предприятиях, а также за порядком предоставления ими соответствующих услуг.  Если УУМ в основном, проводили проверки вышеназванных частных предприятий, то на лицензионно-разрешительные подразделения  возлагались еще и обязанности по выдаче им лицензий, ведению наблюдательных дел и решению многих других чисто процедурных вопросов. Например, продление или аннулирование вышеназванных лицензий, организация взаимодействия по интересующим вопросам с органами Государственной пожарной службы, подразделениями вневедомственной охраны, налоговыми органами2 и многое другое.
В последнее время контрольные функции ОВД за вышеназванной сферой деятельности несколько изменились. После утверждения Наставления по организации контроля ОВД за частной детективной и охранной деятельностью круг должностных лиц, обязанных ее контролировать, значительно расширен1. Наставление определило основные направления, формы и методы работы многих подразделений ОВД по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Более того, приказ обязал начальников ГРОВД закрепить за каждым охранно-сыскным предприятием сотрудников подразделений полиции общественной безопасности и криминальной полиции.
Необходимо возложить на конкретных сотрудников подразделений уголовного розыска:
- функции по сбору информации о правонарушениях в этой сфере;
- организацию взаимодействия с частными охранными и детективными предприятиями и службами безопасности юридических лиц в решении оперативных вопросов по пресечению преступных действий.
Руководители ОВД должны обеспечить обмен информацией о правонарушениях в деятельности персонала охранно-сыскных предприятий между подразделениями органа в целях ее своевременной реализации. Они обязаны ежеквартально рассматривать вопросы взаимодействия ОВД с частными охранно-сыскными структурами в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности и ежегодно заслушивать отчеты руководителей криминальной полиции и полиции общественной безопасности о состоянии работы по предупреждению противоправных действий в указанной сфере.
Хотелось бы конкретизировать некоторые обязанности сотрудников подразделений ОВД. Например, сотрудники уголовного розыска и подразделений БЭП, кроме обязанностей по проведению оперативно–профилактических мероприятий, должны оказывать содействие лицензионно-разрешительным подразделениям в том, чтобы:
- по указанию руководства устанавливать достоверность сведений, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам лицензий;
- информировать их о противоправных действиях работников охранно-сыскных предприятий, особенно о выявленных экономических правонарушениях, для принятия мер в соответствии с законодательством.
Заслуживают особого внимания обязанности сотрудников полиции общественной безопасности по предупреждению противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности.
Так, участковые уполномоченные полиции:
– ведут учет охранно-сыскных предприятий и охраняемых им объектов, негосударственных образовательных учреждений, расположенных на обслуживаемой территории;
– ежеквартально осуществляют проверку охранно-сыскных предприятий, а также охраняемых их персоналом объектов на предмет:
– соблюдения порядка учета, хранения и использования служебного и гражданского оружия;
– соответствия их деятельности требованиям законодательства России;
– привлекают частных охранников в качестве внештатных сотрудников;
– выявляют юридических и физических лиц, оказывающих охранные и детективные услуги без лицензии;
– взаимодействуют с сотрудниками подразделений КМ, МОБ, участвуют в совместных проверках;
– по запросам подразделений ОВД сообщают сведения, характеризующие по месту жительства лиц, оформляющих документы на получение лицензии;
– отчитываются ежеквартально перед руководством ОВД о состоянии правопорядка и соблюдении законности в охранно-сыскных подразделениях, на охраняемых ими объектах.
Наставление определило свои служебные обязанности для сотрудников ППС, ГИБДД, вневедомственной охраны при ОВД и подразделений дознания. И, конечно, в нем конкретизированы обязанности сотрудников подразделений по ЛРР. Рассмотрим их подробнее.
Так, сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений обязаны:
1. Разрабатывать и ежемесячно утверждать планы мероприятий:
а) по контролю за охранно-сыскными предприятиями и службами безопасности юридических лиц;
б) по координации совместных действий с сотрудниками подразделений ОВД, работниками налоговых органов;
в) по взаимодействию с этими предприятиями в обеспечении общественного порядка.
2. Вести накопительные дела по обобщению поступающей информации о нарушениях работниками частных детективных и охранных предприятий действующего законодательства и принятых мерах по их пресечению. На основе анализа правонарушений вырабатывают и докладывают руководству ОВД предложения по устранению причин и условий, способствующих их совершению.
3. Формировать централизованный автоматизированный банк данных ОВД учета частных предприятий, негосударственных образовательных учреждений, выданных (аннулированных) лицензий, находящегося в пользовании служебного и гражданского оружия, боеприпасов и специальных средств, а также охраняемых объектов. Обеспечивают круглосуточный доступ к таким информационным данным сотрудникам других подразделений ОВД.
4. Проводить ежеквартальные встречи с руководителями охранно-сыскных предприятий по обсуждению причин и условий, способствующих правонарушению в деятельности этих предприятий и определяют совместные мероприятия по их устранению.
5. Организовывать проведение ежемесячных занятий по правовым основам и тактике действий частных охранников на охраняемых объектах при совершении террористических акций, обнаружении взрывных устройств, совершении иных тяжких преступлений, а также при поступлении информации по их подготовке.
6. Ежеквартально обобщать информацию о взаимодействии с указанными предприятиями в обеспечении общественного порядка, предупреждении и раскрытии преступлений и докладывать ее руководству ОВД.
7. Совместно с сотрудниками других подразделений ОВД по утвержденным графикам осуществлять проверку частных предприятий.
8. Выявлять учреждения и организации, оказывающие охранные, детективные услуги без лицензий и принимать к ним меры в соответствии с законодательными актами РФ.
Даже самый поверхностный анализ вышеперечисленных обязанностей позволяет судить о том, что подразделениям по лицензионно-разрешительной отводится организующая, координирующая роль в осуществлении контрольных функций ОВД за деятельностью указанных предприятий. От их практических усилий в большинстве своем будет зависеть наступательность подразделений ОВД в выявлении и пресечении нарушений законодательства в сфере оказания охранно-сыскных услуг. Указанная роль распространяется и на взаимодействующие усилия других контролирующих органов государственной исполнительной власти, в первую очередь, налоговых органов и органов образования.
Организация ежемесячных занятий с персоналом охранных предприятий и СБ по вопросам безопасности охраняемых объектов от возможных взрывов, иных тяжких преступлений, ежеквартальная встреча с руководителями охранно-сыскных предприятий – совершенно новые направления в деятельности подразделений по лицензионно-разрешительной работе. Судя по всему, им предоставляется возможность непосредственного воздействия на указанную сферу деятельности.
На сотрудников лицензионно-разрешительных подразделении возлагаются обязанности по детальному анализу частной охранно-сыскной деятельности и, что самое важное, принятию окончательных мер административного пресечения к ее незаконным проявлениям.
Конечно, роль лицензионно-разрешительных подразделений ОВД в осуществлении контроля за указанной деятельностью может быть конкретизирована в каждом отдельном случае. Сотрудники этого подразделения должны быть хорошо информированы о действующем законодательстве России в вопросах оказания охранно-сыскных услуг. Их также должно интересовать практическое применение нормативно-правовых актов в этой сфере, а также встречающиеся здесь проблемы. Будучи специалистами высокого уровня, скорее экспертами в своем деле, они должны быть готовыми проконсультировать практически любое должностное лицо контролирующего органа исполнительной власти, независимо от его ведомственной подчиненности.
Поскольку в контрольную деятельность за частными детективными и охранными предприятиями и службами безопасности юридических лиц включено большое количество должностных лиц ОВД, ранее не выполнявших эти функции, то следует остановиться на их полномочиях.
Но сначала об общих компетенционных вопросах, которые подчеркивают роль ГРОВД по исполнению Закона РФ от 11.03.92 г. Горрайорганы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством:
а) выдают (отказывают), продлевают срок действия лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности, а также гражданам, претендующим на получение соответствующей лицензии, а также решают вопрос об ее аннулировании в установленном порядке;
б) согласовывают с органами Министерства образования лицензирование негосударственных образовательных учреждений, а также дают компетентное заключение по программам обучения частных детективов и охранников;
в) участвуют в пределах компетенции за соблюдением налоговых и иных финансовых обязательств в частной охранно-сыскной деятельности.
г) осуществляют контроль за порядком приобретения, учета, хранения, ношения, перевозки оружия, патронов;
д) осуществляют контроль за открытием и функционированием стрелковых тиров, стрельбищ для огневой подготовки при негосударственных образовательных учреждениях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность;
е) требуют, в случаях нарушения частными детективами и охранниками, их предприятиями (объединениями), службами безопасности, негосударственными образовательными учреждениями порядка приобретения, хранения, учета и применения специальных средств, огнестрельного оружия, патронов, устранения выявленных недостатков, а в исключительных случаях – производят изъятие указанных предметов или опечатывание складов, хранилищ, в которых они находятся;
ж) вносят руководству частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности предложения об отстранении от работы лиц, ответственных за сохранность специальных средств, оружия, патронов и нарушающих действующие правила.
Сотрудники ОВД, осуществляющие контрольные функции за оказанием охранно-сыскных услуг, имеют при этом следующие полномочия:
1. Требовать от частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, негосударственных образовательных учреждений представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
2. Проводить проверку договоров, заключаемых между охранно-сыскными предприятиями (объединениями) и клиентами, с целью установления соответствия их требованиям законодательных, иных правовых актов и учредительных документов. При этом проводить проверку письменных отчетов о работе указанных предприятий, представляемых клиенту, а также документов, характеризующих деятельность служб безопасности юридических лиц.
3. Не реже одного раза в год, а также при получении соответствующей информации проверять кадровый состав частных охранно-сыскных предприятий (объединений), служб безопасности с целью выявления случаев совмещений руководителями и их персоналом свой деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
4. Проверять наличие, организацию хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и патронов не реже 1 раза в квартал:
– при проведении проверок особое внимание обращается на условия надежного хранения указанных средств, правильность ведения учетной документации, сверку специальных средств и оружия по видам и номерам, наличие их у персонала, которому они выданы для выполнения сыскных и охранных услуг;
– выявленные недостатки отражать в книге осмотра вооружения и требовать принятия мер к их устранению;
– при выявлении недостачи, порчи вооружения и патронов к нему, а также случаев их сокрытия от учета или нарушения условий хранения незамедлительно проводить служебное расследование и привлекать виновных к ответственности по действующему законодательству.
5. Контролировать подготовку кадров для частных детективных и охранных структур негосударственными образовательными учреждениями, при этом:
– проверять лицензии, выданные органами Министерства образования РФ для функционирования образовательного учреждения, и уточнять информацию о согласовании этого вопроса с ОВД;
– проверять программы обучения, а также посещать занятия НОУ.
Итак, подводя итог рассматриваемому вопросу, можно сказать следующее. Несмотря на множественность нарушений действующего законодательства в сфере оказания частных охранно-сыскных услуг, ОВД надежно взаимодействуют с указанными структурами. Персонал частных детективных и охранных предприятий  широко используется в мероприятиях по охране общественного порядка и в обеспечении общественной безопасности. Одновременно с этим ОВД расширяют контрольные функции за указанной деятельностью и важное координирующее место в этом занимают подразделения по лицензионно-разрешительной системе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!