Выявление сильных и слабых компонентов компании

29 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Важный шаг стратегического анализа - определение, в какой мере компания обладает внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

Обследованием целесообразно охватить:

1. Состояние компании как объекта управления и возможности повышения ее организационного потенциала:

• структура и организационный потенциал компании, ее связи и участие в других компаниях;

• состояние и динамика факторов производства (основных производственных фондов, трудовых и информационных ресурсов);

• использование имеющегося производственного потенциала;

• состояние внутренней части системы развития компании и ее связи с внешними организациями развития;

• состояние каналов сбыта и сети послепродажных услуг. Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето впервые обнаружил и сформулировал закономерность, которая впоследствии получила известность как принцип Паре-то: "80:20 - в процессе работы за первые 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% итога". На его основе разработан и широко используется так называемый АВС-анализ или метод Парето-диаграмм.

Эта закономерность обнаруживает себя в самых разных по своей природе выборках и используется в различных областях. Так, в практике менеджмента выявлена и сформулирована "в виде полушутливого афоризма следующая зависимость: "первые 90% любой работы занимают 10% времени, а последние 10% - оставшиеся 90% времени". В финансовом менеджменте существует и применяется эмпирическое правило:, 20% вложенного капитала приносят 80% дохода, остальные 80% вложений дают лишь 20% дохода.

ABC-анализ получил свое название от начальных букв латинского алфавита. Каждой букве соответствует одна из трех зон (групп и т. д.), на которые разбивается анализируемая совокупность элементов или множество объектов.

• Зона А: ее образуют 20% элементов совокупности, которые обеспечивают 80% значения некоторого показателя этой совокупности. Это наиболее важная зона, элементы которой вносят основной вклад в значение выбранного показателя. Они являются приоритетными объектами для последующего, более детального анализа. Например, 20% наименований продукции составляют 80% годового объема производства или сбыта всей продукции компании.

• Зона В: включает 10% элементов, вклад которых составляет 15% значения показателя. Это вторая по приоритетности группировка элементов.

• Зона С: в нее входят оставшиеся 70% элементов совокупности, вклад которых составляет лишь 5% значения показателя всей совокупности. Их анализ или не производится вообще, или ограничивается ориентировочными оценками.

При проведении ABC-анализа чаще всего закрепляют одну из границ и определяют другую.

Например, ставится вопрос: какой наименьший процент изделий по номенклатуре обеспечивает 80% объема производства или сбыта компании? Или наоборот - какую долю в общем объеме производства или сбыта компании составляют 20% наименований изделий с наибольшими объемами выпуска?

Будущее любой производственной компании во многом определяется систематическим планированием и разработкой новых, ориентированных на рынок продуктов.

В стратегическом планировании развития фирмы и в краткосрочном планировании мероприятий по рационализации производства и соответствующих инвестиций важная роль принадлежит анализу ее продуктовой программы. Цели анализа могут быть различны.

Для средне и долгосрочного планирования конкурентоспособности фирмы используют инновационные, "агрессивные" стратегии:

а) использование новизны:

• выйти на новые рынки;

• выпустить новые продукты;

б) использование сильных сторон:

• технические преимущества;

• экономические преимущества по сравнению с конкурентами;

в) предпринять инвестиции:

• в НИОКР;

• в новые технологии;

• в новое оборудование;

• в повышение квалификации и переобучение персонала. Для краткосрочного "оздоровления" фирмы, повышения

ее экономичности и эффективности используют "оборонительную" стратегию:

а) "сохранить имеющиеся достижения", например:

• удержать долю рынка;

• сохранить выпускаемую продуктово-рыночную комбинацию;

б) повысить эффективность:

• рационализировать производство;

• снизить затраты, улучшить структуру затрат.

ABC-анализ полезен также в процессе поиска направлений или областей инвестиционной деятельности, при выработке инвестиционной политики, обосновании инвестиционных проектов. В том числе для:

• диагностирования различных объектов, ситуаций, стран, областей инвестиционной деятельности и т. д., по которым должно быть принято решение;

• выявления слабых или, наоборот, сильных мест в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения (например, зон сосредоточения основных затрат в производственной программе предприятия);

• выбора объектов, подлежащих первоочередному рассмотрению ввиду их стратегической значимости для инвестора или получателя инвестиций в целях повышения "прозрачности инвестиционной ситуации для лица, принимающего решение.

Могут анализироваться по различным признакам:

- производственная программа предприятия - получателя инвестиций;

- распределение прибыли и затрат по их носителям;

- объем сбыта по продуктовым группам;

- распределение прибыли от продаж по сегментам рынка и т. д.

Методика и процедуры Парето-анализа являются нейтральными к объекту анализа и области применения.

Укрупненный алгоритм построения ABC-диаграммы включает следующие блоки.

- Постановка цели анализа.

- Выбор пользователем множества объектов (элементов), подлежащих структурированию и анализу. Это могут быть любые предметы: сегменты рынка, изделия, грузы, заявки, затраты и т. д.

- Индексация или нумерация каждого элемента множества. Могут использоваться, например, шифры изделий, коды грузов, условные обозначения, номера и т. д.

- Выбор показателя оценки всего множества элементов. Например, вес деталей в изделии, прибыль от реализации продукции, стоимость инвестиционного портфеля.

- Определение величины (значения) показателя множества элементов, принимаемой за 100%.

- Выбор показателя оценки каждого элемента множества, адекватного по содержанию показателю всего множества. Например, "вес детали - вес изделия", "емкость рынка сбыта продукции - объем поставок фирмы на рынок" и т. д.

- Определение величины показателя для каждого элемента анализируемого множества. Например, цена или себестоимость единицы продукта, вес единицы груза и т. п.

- Вычисление произведений числа элементов каждого наименования (шифра) на значение показателя для каждого элемента.

- Сортировка частных произведений по убыванию их значений.

- Суммирование частных произведений нарастающим итогом.

- Определение удельного веса (в % ) каждого частного произведения в общей их сумме.

- Определение удельного веса (в %) числа элементов данного наименования в общем их количестве.

- Суммирование нарастающим итогом удельных весов частных произведений (в %).

- Сравнение на каждом шаге суммирования промежуточных сумм с границами - 75%, 95% и 100%:

• если сумма равна 75%, то формируется зона А диаграммы ABC;

• при достижении границы 95% - зона В;

• при 100% - зона С.

Выдача результатов ABC-анализа в табличном или графическом виде.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!