Вывод корпорации в листинг

22 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Низкая капитализация российских корпораций свидетельствует о том, что самыми уязвимыми местами финансов отечественных компаний являются низкий удельный вес долга в структуре капитала и высокие финансовые издержки привлеченного капитала, которые выражаются в непомерной ставке дисконтирования. Отчасти разрешить эти проблемы способствует вывод корпорации в листинг - операция вывода ценных бумаг корпорации в котировальный лист биржи или торговой системы. Прохождение ценными бумагами процедуры листинга может служить эффективным способом расширения возможностей компании по привлечению капитала и снижению издержек его обслуживания, что обусловлено снижением рисков и повышением ликвидности ценных бумаг.

Вывод ценных бумаг в листинг обычно сопровождается ростом их котировок и ростом рейтинга эмитента. Прохождение процедуры листинга способствует повышению информационной открытости и инвестиционной привлекательности компании, что подтверждается как мировым, так и отечественным опытом. А за этим следует рост кредитоспособности и открывается путь к заемным средствам.

В условиях хронического недостатка и высокой стоимости финансовых ресурсов на внутреннем рынке, что сдерживает процесс реструктуризации крупных отечественных компаний, актуальной является задача привлечения зарубежного капитала. Однако и этот путь пролегает через прохождение ценными бумагами или депозитарными расписками на них процедуры листинга на зарубежных фондовых биржах.

Можно выделить три основных параметра компании, оказывающих существенное влияние на принятие решений о листинге:

1) размер компании;

2) ее отраслевая принадлежность;

3) уровень интернационализации.

Данные параметры выступают исходными и для финансового аналитика при оценке эффективности листинга.

Вывод компании в листинг является сложным процессом, который отдельные специалисты называют высшим пилотажем в финансах. Несмотря на существование некоторых особенностей, возникающих в каждой корпорации, на основе мирового опыта можно выделить типовую последовательность шагов, осуществляемых компаниями-эмитентами для достижения целей листинга. Задачей же аналитика является оценка издержек на каждом шаге, которые в дальнейшем необходимо сопоставить с параметрами первых торгов на бирже.

При выводе компании в листинг критически важно правильно разработать план проводимых мероприятий, в котором необходимо указать не только набор, но и время осуществления конкретных шагов. Опыт показывает, что компании, которые не проводили предварительного планирования своих действий, тратили потом гораздо больше сил, времени и финансовых ресурсов. В мире сложилась стандартная схема вывода в листинг, которая включает следующие этапы.

Первым этапом является выбор финансового консультанта и заключение с ним консалтингового договора. Правильный выбор финансового консультанта - это шаг, от которого во многом зависит успех всех последующих операций. При этом вовсе не обязательно в этом качестве приглашать крупный банк или солидную западную компанию, что зачастую весьма дорого. Небольшая специализированная аналитическая фирма способна оказать те же услуги не менее качественно. При этом с ней можно расплатиться не только наличными, но и выводимыми в листинг акциями по прогнозной цене, либо комбинацией этих форм оплаты. Это обстоятельство заметно стимулирует аналитическую фирму прилагать дополнительные усилия для достижения поставленных компанией-эмитентом целей листинга.

На втором этапе проводится всесторонняя оценка компании. Финансовые аналитики пытаются провести реальную оценку корпорации по ее финансовой отчетности и аудиторскому заключению. В соответствии с используемыми методиками оценки этой информации зачастую оказывается недостаточно. Результатом этого этапа является формирование, «паспорта эмитента» - специального буклета, подаваемого в регистрационный орган биржи, а также распространяемого среди потенциальных инвесторов (на Западе существуют определенные стандарты этого документа). Оценка капитализации компании - наиболее ответственный шаг в работе аналитика.

Третьим этапом является разработка долгосрочной финансовой программы корпорации или капитальной позиции на перспективу. Этот шаг призван увязать воедино реалии сегодняшнего состояния корпорации с планами ее руководства, а также крупными акционерами данной компании. Программа разрабатывается на период от трех до десяти и более лет. Это и будет структура капитала и потребность в финансировании.

На четвертом этапе осуществляется выбор андеррайтера (обычно крупный банк или инвестиционная компания) и заключение с ним договора об андеррайтинге. В современной России, ввиду хронической нехватки капитала, затраты на андеррайтинг весьма высоки (до 10% выпуска), что требует от корпорации повышенного внимания к потенциальным андеррайтерам, их репутации в финансовых кругах. Для крупных и неустойчивых корпораций могут возникнуть проблемы с первичным размещением эмиссии силами одного андеррайтера, и тогда формируется специальный синдикат из числа заинтересованных банков и финансовых компаний (обычно на основе простого товарищества).

На пятом этапе при участии финансового консультанта определяются размер эмиссии и характеристики выпускаемой ценной бумаги (номинал, объем выпуска, объем прав и др.). Важность этого шага объясняется тем, что компания-эмитент должна принимать во внимание не только свои потребности во внешнем финансировании, но и возможности размещения желаемого размера эмиссии. Нарушение этого баланса дорого обходится эмитенту. Если объем эмиссии будет небольшим, то компания не привлечет необходимого размера ресурсов, что неизбежно снизит эффективность листинга. Кроме того, как показывает опыт, достижение конечных целей эмиссии с помощью нескольких небольших выпусков оказывается дороже, нежели при размещении одного крупного выпуска. Если же компания переоценит существующий спрос на размещаемые ценные бумаги, то это неизбежно приведет к падению их курсовой стоимости и соответственно к росту издержек обслуживания привлекаемого капитала. При значительной переоценке спроса возможна ситуация, при которой стоимость обслуживания привлеченного капитала превышает отдачу от его использования, что неминуемо ухудшит состояние финансов корпорации. Именно поэтому данный шаг вызывает наибольшие трудности.

Шестымэтапом является (хотя и не всегда) регистрация дополнительного проспекта эмиссии. Иногда усилиями финансового консультанта удается провести переоценку корпорации, повысив ее привлекательность и стоимость, что дает возможность зарегистрировать и разместить дополнительную эмиссию ценных бумаг и привлечь дополнительный капитал. Этот шаг не является обязательным еще и потому, что включение ценных бумаг в котировальный лист не всегда сопровождается новой эмиссией (к примеру, после выпуска ADR второго уровня).

На седьмом этапе компания-эмитент заключает договор с биржей о включении ценных бумаг в листинг и дате начала котировок. При этом очень важно определить дату торгов и урегулировать все формальности заблаговременно, поскольку вся последующая рекламная кампания жестко привязана к дате первых торгов. Стоимость этой операции зависит от многих факторов и колеблется от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов долларов в зависимости от авторитета биржи.

Восьмым этапом является разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных на привлечение внимания инвесторов к ценным бумагам данной компании. Прямая реклама по вновь регистрируемым бумагам запрещена во многих странах. Так, в США единственный официальный документ - это предварительный проспект эмиссии, называемый «красной селедкой», а единственная форма рекламы - уведомление о дате торгов и размере эмиссии. Однако для новых рынков характерно отсутствие ограничений на рекламу будущих торгов, что дает возможность «перегревать» наиболее спекулятивные бумаги в несколько раз и создавать ажиотажный спрос. Одним из методов рассматриваемого комплекса мероприятий может быть проведение серии встреч с потенциальными инвесторами. В последнее время широкое распространение получили программы «роудшоу», т.е. специальные поездки по странам, городам и компаниям, во время которых представители эмитента рассказывают о текущей деятельности компании и перспективах ее развития. Так, организаторы роудшоу при выводе ADR «Вымпелком» в листинг NYSE за неделю провели встречи с более чем 100 компаниями в 12 городах США и Лондоне, что дало высокие результаты - многократное превышение спроса на выпущенные ADR над предложением.

Девятым этапом может быть выпуск и распространение варрантов и опционов на акции новой эмиссии. Часто реклама эмитента сопровождается продажей опционов и варрантов на последующую покупку акций по фиксированной цене (иногда их называют оплаченными заявками). Этот шаг преследует две цели: аккумулировать наличность для продолжения рекламной кампании и получить хотя бы частичные гарантии будущего размещения эмиссии. Этот шаг в современных условиях, когда национальные финансовые рынки потеряли важное качество - стационарность1, - стал весьма актуальным.

Завершающим этапом вывода корпорации в листинг является проведение первых торгов. Именно здесь аналитик снимает все важнейшие параметры (ликвидность, доходность и риски) для оценки эффективности листинга2. Эти параметры дают возможность оценить новую ставку дисконтирования.

Публичное предложение акций на бирже (IPO) обладает как достоинствами, так и недостатками.

Достоинства IPO:

- существенное повышение рыночного статуса компании-эмитента и резкий рост профессионального имиджа ее топ-менеджмента;

- приток значительных объемов финансовых ресурсов по приемлемой цене в обмен за размещение 20-30% акций на публичном рынке, улучшение условий привлечения капитала вызвано повышением ликвидности акций, обусловленной самим фактом биржевой торговли;

- улучшение перспектив дальнейшего привлечения финансовых ресурсов на выгодных условиях с рынка капитала;

- получение возможности к расширению бизнеса посредством оплаты доли в другой компании своими акциями, у которых мультипликатор Р/Е существенно может повыситься на публичном рынке;

- возможность привлечения новых талантливых сотрудников посредством административных опционов;

- ослабление вмешательства крупных акционеров в дела компании. Недостатки IPO:

ш отвлечение массы времени, поскольку превращение компании в публичную является сложным процессом, требующим многомесячной работы. Кроме того, статус публичной компании вынуждает тратить много времени на общение с прессой, инвесторами и другими заинтересованными сторонами;

- отвлечение значительных средств на андеррайтинг;

- жесткие требования внешней среды к эффективности деятельности компании-эмитента, которые выражаются в более суровых обязательствах для топ-менеджмента, повышении требований к финансовой отчетнбсти;

- повышение требований к открытости компании и ее руководства, включая требования по оповещению широкой публики о зарплатах и опционах;

- зависимость финансового состояния компании от изменений ситуации на финансовых рынках, в том числе и неблагоприятных;

- повышение вероятности враждебного поглощения;

- вступление в полосу новых, неведомых ранее неопределенностей.

Несмотря на возможные серьезные негативные последствия выхода на публичный рынок, по-настоящему амбициозные компании всегда стремились и будут стремиться на публичный рынок, только и открывающий путь к формированию компании мирового класса.

Вывод в листинг корпоративных облигаций не имеет принципиальных отличий от вывода в листинг акций за исключением некоторых характерных особенностей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!