Выставочные мероприятия

16 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Выставочные мероприятия принято классифицировать по виду участников (из каких стран или регионов экспоненты) и по тематическому (единая концепция или конкретные группы представленных продуктов, услуг) признаку.

  1. По видам участников (территориальный критерий) выделяют следующие классы выставочных мероприятий: международные, национальные, межрегиональные, местные (региональные).

Признаком международных выставок, организуемых как внутри страны, так и за рубежом, является участие в них экспонентов и посетителей из различных стран. Выставка или ярмарка считается международной, если иностранные экспоненты составляют не менее 10 % от числа отечественных участников выставки, и не менее 5 % составляют иностранные посетители и специалисты.

Национальные выставки проводятся внутри страны и за рубежом с целью демонстрации продукции национального производства и стимулирования ее сбыта и обычно имеют межотраслевой характер. Например, в Москве в 1998 г. было проведено шесть национальных выставок, таких как «Национальная выставка Венгрии», «Экспортные товары Турции», «Быт Италии-98».

На межрегиональных выставках представляют продукцию и услуги, предлагаемые производителями нескольких регионов, а на местных (региональных выставках) представляются товары и услуги, производимые преимущественно в определенном регионе.

  1. По тематическому критерию (по виду предложения) выставочные мероприятия подразделяются на универсальные, многоотраслевые и отраслевые (специализированные).

Универсальные выставки и ярмарки представляют весь комплекс товаров как потребительского, так и промышленного назначения.

Межотраслевые выставки, являющиеся развитой формой универсальных, представляют предлагаемые товары или услуги нескольких, обычно родственных, отраслей в их реальных масштабах.

Отраслевые (специализированные) выставки имеют строгую специализацию в отношении экспонируемой на них продукции и ориентированы, главным образом, на специалистов с аналогичными специальными интересами. На специализированных выставках отражаются процессы и изменения, происходящие на рынке определенной отрасли, и определяются направления и темп будущего развития, ценовая политика.

Решение о международной классификации выставок по отраслевому признаку было принято на Стокгольмском Конгрессе Международного союза ярмарок (UFI) в 1964 г. Было выделено две основных больших группы: А — универсальные, В — специализированные.

Согласно классификации UFI выделяют три класса универсальных выставок и ярмарок:

А-1 — выставки и ярмарки технической продукции и товаров широкого потребления;

А-2 — выставки и ярмарки технической продукции и средств производства;

А-3 — выставки и ярмарки товаров широкого потребления.

В группу В входят 10 разделов по отраслям и много подразделов.

Стокгольмский конгресс UFI порекомендовал данную классификацию к использованию национальными союзами выставок и ярмарок. За рубежом эта классификация применяется уже более 30 лет практически без изменений.

Важным критерием выставочно-ярмарочных мероприятий является уровень значимости. По некоторым классам деление может совпадать с делением по видам участников, но выделяются и самостоятельные подуровни.

  1. По уровню значимости выделяют всемирные, международные, национальные, региональные, внутрирегиональные, местные и частные выставки.

Особого внимания заслуживают всемирные выставки. Участие многих государств, уровень экспонатов и свободный вход для публики делают всемирные выставки, не имеющие коммерческого характера, зеркалом технологической эволюции и значительным политическим и культурным событием. Всемирные выставки представляют собой мероприятие, имеющее целью продемонстрировать средства, которыми располагает человечество для удовлетворения своих культурных потребностей, а также средства, свидетельствующие о достигнутом им прогрессе или показательные для его будущих стремлений. Процесс обмена этими достижениями в рамках рыночного механизма в данном случае становится менее значимым.

Международный характер и значимость имеют выставки, если на них демонстрируются мировые тенденции развития определенного направления или отрасли, если они содействуют международной интеграции и сотрудничеству. Как правило, международный статус приобретают выставки, которые официально зарегистрированы, внесены в реестр соответствующей международной организации и отвечают ее официальным требованиям-критериям.

Национальные выставки представляют достижения одной страны. На них обычно демонстрируется передовая технология и новая продукция ведущих отраслей. Они могут проходить как внутри страны, так и за ее пределами.

Региональные и внутрирегиональные выставки, как правило, не выходят за пределы определенного региона или ряда регионов, имеют внутрихозяйственное региональное или внутрирегиональное значение.

К выставкам местного значения относят городские или районные выставки провинции или «земли». Частные выставки носят локальный характер, происходят на микроуровне.

Кроме того, выставочно-ярмарочные мероприятия классифицируются по нижеследующим параметрам:

  1. По месту проведения выделяют выставки, проводящиеся внутри страны (региона) и проводящиеся за рубежом (за пределами региона).
  2. По способу проведения выделяют выставки с переменным местом проведения, а также передвижные (плавучие, железнодорожные) выставки. Выставки с переменным местом проведения, сохраняя свою тематику, проводятся в различных местах (городах или даже странах). Передвижные выставки проводятся в сочетании с рядом инициатив по развитию связей с общественностью и направлены на поднятие престижа страны в целом. Они имеют многоотраслевой характер и, как правило, широкий радиус действия, однако их эффективность в коммерческом плане сомнительна.
  3. По частоте проведения выставки подразделяют на периодические (проводящиеся каждые 2 — 3 года и т.д.), ежегодные и сезонные.

Частота проведения выставки зависит, главным образом, от вида предполагаемой продукции (экспонатов) и условий конкуренции. Так, например, показы моды организуются 2—4 раза в год, тогда как демонстрация инвестиционных товаров, новинок технологий и т.д. может проводиться с интервалами от двух и даже до пяти лет.

  1. По целям организации выставки подразделяют на выставки, нацеленные на осуществление продаж-заказов; информационные (ознакомительные); выставки, проводимые в целях развития коммуникаций, деловых контактов. Нацеленность на продажи или получение заказов более характерна для ярмарок.
  2. По характеру посетителей подразделяют выставки, направленные на специалистов, направленные на массового посетителя и смешанные.

Рассмотрев критерии классификации выставочных мероприятий, перейдем к исследованию показателей, определяющих уровень и качество организации и проведения выставок.

В мировой практике выставочной деятельности разработан и используется классификатор оценки выставочных мероприятий, где, как правило, в качестве основных показателей используются площадь экспозиции, количество участников и посетителей с разбивкой по группам, спектр предоставляемых организаторами услуг, периодичность проведения мероприятий.

Эти показатели используются при классификации выставок. Они разработаны Союзом Выставок и ярмарок стран СНГ и Балтии (СВЯ) и UFI и могут быть положены в основу для ранжирования выставочных мероприятий по количественным и качественным характеристикам на региональном и городском уровне. Они представляют собой количественные показатели, что делает их удобным средством для сравнения. Однако их совокупность не отражает в полной мере качество предоставленной выставочной услуги. Поэтому ценой снижения уровня количественной сравнимости, но повышая надежность ранжирования выставочных мероприятий, добавим к вышеперечисленным еще два показателя, поддающиеся формализации методом экспертной оценки. К ним относятся роль тематики выставки в социально-экономическом развитии региона и цели и задачи выставки для уточнения уровня мероприятия и качества его организации. Получим следующий набор показателей:

  • роль тематики выставки в социально-экономическом развитии региона;
  • цели и задачи выставки;
  • площадь выставочной экспозиции;
  • состав участников выставки;
  • сроки и периодичность;
  • число посетителей с разбивкой по группам;
  • комплекс выставочных услуг.

Предлагаемый перечень показателей оценки выставочных мероприятий играет не только методологическую роль при исследовании выставочного дела, но и может стать основой для таких инструментов как лицензирование, сертификация, ранжирование этих мероприятий на различных уровнях управления и регулирования. Определение показателей оценки необходимо также и для выявления роли и места выставок (выставочной деятельности) в структуре национальной и региональной экономики.

Выставки являются важным средством маркетинга, рекламы предприятий и их продукции по следующим причинам:

  • возможность личного контакта;
  • низкие затраты на контакт;
  • презентация продукции;
  • возможность быстро и дешево произвести сравнительный анализ конкурентов (на отраслевых выставках).

Это относится ко всем типам предприятий, но особое значение имеет для предприятий малого и среднего бизнеса. Так, очевидно, что малые предприятия не могут тратить большие средства на рекламу своего предприятия и продукции через средства массовой информации. А при использовании местных средств информации будет сложно получить заказчиков за пределами этой зоны и, особенно, за пределами страны.

Надо отметить также, что в малых предприятиях, как правило, нет отдела маркетинга, и они не могут позволить себе консультанта по маркетингу. Таким образом, выставка предоставляет им лучшую и иногда единственную возможность осуществления рекламы и маркетингового исследования.

Путем участия в выставке фирма создает свой имидж на рынке, ищет новых клиентов. Фирмы, реализующие свой продукт оптовикам или розничным торговцам, могут найти новых оптовиков, участвуя в нескольких крупных выставках в год. В последнее время потенциальные заказчики технологий и оборудования предпочитают посещать тематическое выставки и находить поставщиков скорее там, чем делать визиты по фабрикам и заводам. Участие в выставке малых предприятий может заменить им службу маркетинга, проверить успех новой продукции и т.д. без особых затрат на исследование рынка.

Для реализации преимуществ выставочной услуги на российском рынке требуется решать главные задачи: поддержку участия отечественных производителей в выставках и ярмарках; развитие отраслевых и межотраслевых экспозиций и проведение на их базе школы передового опыта; совершенствование региональных выставок.

Изучение продукции конкурентов. На выставке изучение продукции конкурентов сопряжено с наименьшими трудностями. Здесь возможны и непосредственные контакты с представителями конкурирующей фирмы (при полном понимании обеих сторон «кто есть кто»). При таких переговорах нейтральность территории имеет большое преимущество.

Уровень и качество организации и проведения выставочных мероприятий во многом зависит от умения фирм — устроителей выставки обеспечить экспонентам привычный для них набор вспомогательных услуг. Этот сервис, предоставляемый участникам — достаточно самостоятельное направление выставочно-ярмарочнои деятельности. От его полноты и качества зависит, приедут ли прежние участники на следующий год, т. е. повторность покупки выставочных мест. О его значении говорит и то, что за рубежом он дает наибольший объем финансовых поступлений в бюджет городов, где действуют крупные выставочные центры.

Часто понятие «выставочный сервис» сводят к нескольким видам услуг, весьма далеких от настоящего сервиса. Фактически, в России нет ни одного выставочного центра, который бы стабильно обеспечивал весь круг необходимых выставочных услуг (на ведущих мировых выставочных центрах выполняется от 25 до 50 видов основных услуг). Задача устроителя выставки — заблаговременно распознать все задачи, заботы, интересы своих потенциальных клиентов и организовать для них все необходимые услуги.

Страна, регионы, выставочные организации, экспоненты, обслуживающие предприятия получают свою долю экономических выгод. Среди них можно выделить прямые выгоды организаторов и участников:

  • доходы организаторов выставочных мероприятий, формирующиеся за счет затрат участников на аренду, рекламу, от продажи билетов и т.д.;
  • рост числа заключенных контрактов экспонентами на выставках и др.;
  • другой вид экономических выгод — это косвенные выгоды, доходы «третьих лиц», называемые экстерналиями. К ним относятся:
  • создание новых рабочих мест;
  • доходы и налоговые: поступления в бюджет регионов и городов от предприятий и организаций, связанных с обслуживанием участников выставок (гостиницы, рестораны, транспорт, сервисные услуги и т.д.);
  • поступления в бюджет от деятельности выставочных организаций;
  • дополнительное место отдыха и времяпрепровождения горожан;
  • туристская достопримечательность.

За последние годы количество выставок, организуемых в России, увеличилось более чем на 20 %. Однако многие из них имеют локальный и коммерческий характер, являются малочисленными. В то же время выставки «Регионы России» являются масштабными и охватывают территорию от Балтийского моря до Тихого океана и имеют федеральное значение, следовательно, при аренде площадей Всероссийская выставочная компания (ГАО ВВЦ) могла бы предоставлять для них лучшие экспозиционные площади и в оптимальные сроки. Кроме того, учитывая отдаленность многих участников выставки, следовало бы несколько снизить арендную стоимость выставочной площади.

В связи с образованием федеральных округов и более чем 10-летней деятельностью межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ министерство считает целесообразным создать на ВВЦ постоянно действующие экспозиции для того, чтобы на федеральном уровне привлечь внимание общественности и деловых кругов регионов, муниципальных образований к реализации экономической реформы.

В связи с принятием Правительством РФ Концепции развития выставочно-ярмарочнои деятельности в Российской Федерации (Протокол заседания № 12 от 29 марта 2001 г.) целесообразно выделять в проектах федерального бюджета на последующие годы отдельной статьей затраты на организацию выставок, что будет способствовать обеспечению значимости этой работы.

Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий оказывает воздействие на развитие городской инфраструктуры, транспорта, торговли, гостиничного хозяйства и создание дополнительных рабочих мест.

В Российской Федерации ежегодно проходит около 1 600 выставок и ярмарок и почти 300 — с международным участием.

Организацией этих мероприятий занимается более 120 акционерных обществ, крупных и мелких компаний, частных фирм.

Выставочные мероприятия помогают обмениваться опытом работы, определить основные направления развития выставочного бизнеса, решить накопившиеся проблемы.

В последние несколько лет специализированный выставочный комплекс Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) принимает участников и гостей выставки «Выставочный сервис». Из года в год растет популярность этого мероприятия, собирающего специалистов, занятых в сфере выставочного бизнеса, где они могут поделиться накопленным опытом, обсудить и наметить пути решения существующих проблем.

Выставка «Выставочный сервис» и комплекс входящих в нее мероприятий — единственный спектр услуг, охватывающий все стороны выставочной деятельности, без которого невозможно развивать выставочное дело. Увеличивается число участников и экспозиционная площадь выставки, расширяется ее география, более насыщенной становится рабочая программа выставки, несмотря на специализированный характер тематики. И не случайно средства массовой информации называют эту выставку выставкой для выставочников.

Экспозиция выставки «Выставочный сервис — 2001» размещалась на площади 3 500 м2 и отражала практически все направления выставочного сервиса: были представлены современные выставочные конструкции, выставочная и офисная мебель, новые рекламные технологии, оборудование для наружной и внутренней рекламы, современный выставочный дизайн, средства связи и аудиовизуальная техника, полиграфическая продукция, использование электронных носителей, сувенирная продукция на выставках, услуги гостиниц, информационно-рекламный сервис, использование сети Интернет в выставочной деятельности, маркетинговые исследования при организации и проведении выставок и ярмарок, подготовка кадров для выставочной деятельности, деловой туризм и др.

Организаторами выставки стали ВВЦ, Торгово-промышленная палата РФ, Союз выставок и ярмарок, ЗАО «Экспоцентр».

В выставке, кроме московских, участвовали фирмы из Воронежа, Ростова-на-Дону, Волгограда, Петропавловска-Камчатского, Новокузнецка, Саратова, Удмуртии, Нижнего Новгорода, Самары и др.

В дни работы выставки проведены пресс-конференции; круглый стол «О роли Союза выставок и ярмарок в реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ»; семинар «Взаимодействие выставочных компаний с властными структурами, городской администрацией, торгово-промышленными палатами». В рамках выставки были проведены: второй Всероссийский конкурс официальных каталогов выставок, первая Всероссийская выставка-конкурс проектов эксклюзивных выставочных стендов.

Выставка и проведенные на ее базе мероприятия получили положительные отклики как участников, так и посетителей.

29 марта 2001 г. правительство РФ на своем заседании одобрило Концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. В этом документе отражена особая роль выставочной деятельности как сегмента рынка, которая оказывает существенное влияние на ход экономических реформ в нашей стране, на реализацию экспортной стратегии и инвестиционной политики государства, на информационное обеспечение инновационной деятельности предприятий.

Правительство РФ поручило Минэкономразвития России подготовить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти план реализации основных положений Концепции, включая график подготовки необходимых нормативных правовых актов.

Подготовка этого документа особенно важна для всех министерств, ведомств и организаций, вовлеченных в эту сферу деятельности. Государственная политика в области выставочной деятельности в настоящее время строится, основываясь на положениях этого документа.

План содержит конкретные меры, направленные на развитие выставочной деятельности в Российской Федерации. В нем учтены предложения целого ряда федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Федерации, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, представительств России по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и посольств России за рубежом, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, выставочных организаций.

Более чем 200 организациям было предложено принять участие в подготовке плана, так как чем активнее участие министерств, ведомств и организаций в его разработке, тем более актуальным и реалистичным является сам документ.

В основе плана — положения Концепции, связанные с созданием структуры и механизма координации и поддержки выставочной деятельности со стороны государства, необходимостью разработки и совершенствования нормативной правовой базы. Особое внимание уделено созданию равных условий конкуренции для всех организаций, действующих на рынке выставочных услуг.

План содержит раздел о разработке структуры координации и поддержки выставочных мероприятии со стороны государства, включающей Комиссию Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти и ведомства.

Наша жизнь стремительно меняется с каждым годом, с каждым днем. И хотя налицо определенное позитивное движение, проблемы выставочно-ярмарочной деятельности в своей основе остались прежними.

Стремительные изменения последних лет, связанные с преобразованием экономической системы нашей страны, с переходом на рыночные отношения, естественно, затронули и выставочно-ярмарочную деятельность, значение которой в современных условиях резко возросло. Пока в стране существовала административно-командная система, выставочная программа складывалась и развивалась в условиях централизованного управления экономикой. Она управлялась государственными органами и имела финансовую поддержку государства.

Полученная предприятиями экономическая свобода одновременно лишила участников выставок финансовой и организационной поддержки государства. Вопрос выживания многих выставок — в государственной поддержке выставочной деятельности, в осознании структурами власти роли выставочной деятельности в экономике. Необходимость введения элементов координации в процессе выставочно-ярмарочной деятельности признается сегодня всеми участниками этой деятельности. При этом обязательным условием перехода к политике регулирования рынка выставочных услуг является инициирование предложений в этой области непосредственными участниками рынка — выставочными комплексами, предприятиями-производителями или потребителями выставочных услуг. Сегодня в стране нет государственных структур, которые действенно могли бы представлять интересы всей выставочной отрасли.

В этих условиях, по общему мнению выставочников-практи-ков, единственной структурой, способной объединить интересы и взять на себя повседневную организаторскую работу по выполнению решений, которые будут приняты на заседании Правительства города, является торгово-промышленная палата (ТПП).

От представительств ТПП РФ за рубежом палаты хотели бы получать большую информационную поддержку, в частности, регулярные сведения о планируемых выставках, программах и условиях участия в них, информацию о законодательстве в сфере внешней торговли, конкретную информацию о конъюнктуре рынка (в том числе по отдельным видам продукции). Актуальным для палат является методическое обеспечение, в том числе рекомендации по минимизации стоимости участия в выставках и организационная поддержка, например, в формировании программ и проведении бизнес-встреч с зарубежными фирмами и партнерами, с национальными отраслевыми ассоциациями и союзами и т.д.

Учитывая актуальность налаживания межрегионального сотрудничества в сфере выставочно-ярмарочной деятельности, примерно треть палат уже сейчас поддерживает организацию выставок-презентаций своих регионов на базе Конгресс-центра ТПП РФ, напоминая, при этом, что подобная полезная практика уже имела место в предыдущий период.

В регионах крепнет уверенность в том, что активизация участия в развитии выставочно-ярмарочной деятельности является существенным фактором укрепления авторитета территориальных ТПП и социально-экономического развития территорий, стимулятором рыночных отношений. Дальнейшее усиление роли и вклада территориальных палат в развитии выставочно-ярмарочной деятельности экспертам видится за счет более активного перевода имеющихся интеграционных возможностей системы ТПП РФ в практическую плоскость.

Ярмарки и выставки являются неотъемлемой частью комплекса маркетинга. Как специализированная отрасль выставочно-яр-марочная деятельность наработала принципиально отличные от других отраслей методы и технологии бизнеса, сформировав особый вид услуг, сочетающий элементы продвижения продукции с особой формой такого продвижения.

Торговые выставки и ярмарки, входящие в структуру комплекса маркетинга, в отличие от рекламы, располагают преимуществами непосредственной коммуникации и живого контакта с интересующими товарами и услугами. Эти преимущества в сочетании с наблюдающейся в определенной степени нейтрализацией значения размеров предприятия в пользу менее крупных предприятий в результате сосуществования разномасштабных предприятий в одной и той же среде и при одинаковых условиях делают ярмарки и выставки незаменимым помощником каждого предпринимателя.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!