Всеобщие законы развития (гегелевско-марксистский вариант)

25 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Если мир есть единая система, вне которой ничего, что могло бы ее изменить, нет, то как он может приобретать разные качества? Как первосубстанция – дух или материя – может развиваться, если никто и ничто не заставляет ее переходить на другие уровни бытия? Поиски ответа на этот вопрос привели Гегеля к открытию закона единства и борьбы противоположностей, который рассматривается им и марксистами в качестве одного из фундаментальных законов бытия. В соответствии со взглядами Гегеля и Маркса причиной развития как объективного мира, так и знания является противоречие, т. е. борьба противоположных сил. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга», – писал Энгельс[1]. Взгляд на противоречие как всеобщий источник развития появился еще в Древней Греции. Например, Гераклит писал: «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости»[2].

Таким образом, причиной развития является борьба взаимополагающих противоположных сторон объекта, результатом которой выступает появление нового объекта (качества). В гегелевской и марксистской философии этот закон рассматривается не только в качестве закона объективного мира, но и в качестве всеобщего закона познания. «Условие познания всех процессов мира... в их живой жизни есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть «борьба» противоположностей», – писал В. И. Ленин, выразив в этих словах суть диалектического подхода к познанию как отражению объективных свойств бытия[3].

Противоречие носит всеобщий характер, без него невозможно развитие природы, общества и мышления. Позитивистам характерна более осторожная оценка места противоречия в мире. Они предлагают рассматривать его лишь в качестве средства получения нового знания путем столкновения противоположных теорий или взглядов.

В результате постоянного столкновения интересов оба класса в процессе взаимодействия постепенно меняются. Но если меняются части системы, то меняется и сама система. В конечном счете, она перестает существовать в данном виде и переходит в иное качество (в данном случае – в феодальное общество).

Другим важным законом гегелевско-марксистской онтологии является закон перехода количественных изменений в качественные (позднее он был назван законом взаимного перехода количественных и качественных изменений). Этот закон возник в поиске всеобщего алгоритма развития, когда  нужно было ответить на вопрос, как одно переходит в другое. Согласно этому закону, развитие повсеместно происходит следующим образом: количественные изменения, постепенно накапливаясь, доходят до определенного предела, после чего происходит скачок и переход системы в иное качество. Когда количественные изменения приводят к качественным? Тогда, когда они переходят границы существования данного объекта.

Для определения этих границ применяется понятие меры. Мера «есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество», – пишет Гегель[4]. Таким образом, для исследователя важно знание пределов количественных изменений объекта.

Кроме того, закон перехода количественных изменений в качественные содержит в себе идею скачка, т. е. наличия особого периода в развитии, когда старого качества уже нет, а нового – еще нет.

Еще одним всеобщим законом развития, согласно учениям Гегеля и Маркса, является закон отрицания отрицания. Отрицание в этом законе понимается онтологически: как смена одного качества другим. «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования», – пишет Маркс[5]. В этом законе подчеркивается, что в развитии нет абсолютных границ: каждое новое состояние объекта является как бы продолжением его предыдущих состояний. В развитии имеет место преемственность, новое качество в определенной мере содержит в себе старое и определяется им. Как писал А. Г. Спиркин, «мир в каждый его настоящий момент есть плод прошедшего и семя будущего»[6]. Закон отрицания отрицания утверждает также, что в развитии имеют место повторяемость, цикличность: новое состояние объекта является в определенной мере повторением какой-либо предыдущей ступени его развития. Так, например, представление Эйнштейна о субстанции сильно напоминает взгляды Фалеса, Анаксимена, Гераклита на материю. Гегель считал, что такая повторяемость осуществляется на третьей стадии развития. Это мнение поддерживал и русский марксист Г. В. Плеханов(1856–1918). «Всякое явление, – пишет он, – развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление тоже в свою очередь превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой»[7]. Позднее, в марксистско-ленинской философии, отказались от идеи триадичности, оставив, однако, принцип цикличности, повторяемости в развитии.

Сам закон отрицания отрицания наглядно отображают в виде спирали, каждый виток которого является как бы повторением других витков, но на другом уровне.

Эти так называемые основные законы диалектики не могут отразить всю многогранность процесса развития, рассматриваемого здесь в качестве одного из фундаментальных свойств бытия. Поэтому в гегелевско-марксистской онтологии для более полного объяснения этого феномена применяются парные категории диалектики.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 526.

[2] Цит. по: Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. С. 57.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. М., 1973. С. 317.

[4] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 257.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М., 1957. С. 297.

[6] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 252.

[7] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956. Т. 1. С. 572.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!