Всеобщие философские методы, их специфика. Диалектика и принцип развития

9 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Всеобщими методами являются прежде всего философские, так как философия как мировоззрение выступает общим основанием для познания. Главными традиционными философскими методами, подходами в отношении к действительности, выступают:

Диалектический, иногда его отождествляют с революционным, и соответственно – диалектическая (революционная) концепция развития;
Антидиалектический (метафизический), отждествляемый с эволюцией, и соответственно – метафизический подход к развитию, и эволюционная теория развития. Начнем с краткой характеристики диалектического метода.

Понятие диалектики неоднозначно. Она прошла долгий путь исторического развития. Нашла свое завершение в материалистической диалектике, разработанной марксизмом. В настоящее время, в связи с утратой марксизмом своих ведущих мировоззренческих позиций, диалектика и метафизика как бы отошли на второй план, но полностью не утратили своего значения. Диалектические идеи в измененном виде вошли и присутствуют (и это видно, как говорится, невооруженным взглядом) в новых современных методологиях.

Первоначально (в античности) это понятие использовалось для определения  умения, способа находить истину в споре (Сократ, Платон), ставить вопросы и находить на них ответы.  Таким образом, как способ мышления, диалектика давала возможность дойти до истины через рассуждение, путем диалога. Позже она получила название субъективной диалектики. Но уже и в этом понимании диалектика как метод познания содержала в себе главную характеристику – противоречивость (спор, диалог – это, как правило, противоречивость). Иное понимание диалектики было заложено в философии Гераклита Эфесского. Гераклит впервые поставил вопрос о противоречивой сущности не столько мышления, сколько самого бытия и сформировал теоретические положения относительно изменчивого характера бытия, как его главной характеристики. Он выдвинул несколько основных тезисов, которые характеризовали бытие с точки зрения его всеобщей  подвижности, текучести: «все течет, все меняется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку», - писал Гераклит в поэме «О природе вещей», от которой до нас дошли чуть более 130 отрывков. Он отметил всеобщую противоречивость вещей и процессов, неоднородность объектов, существование их как противоположностей в их единстве и борьбе. У него четко просматриваются следующее основные, диалектические по своей сути,  положения:

1. Мир находится в вечном движении и изменении: «и солнце встает не таким, каким оно садится»…

2.Предметы и объекты, мир в целом являются противоречивыми в своем бытии, потому что существуют в противоположностях.

3.Противоположности, составляющие предметы, находятся то в единстве, то в борьбе (вражде). Единство противоположностей является непостоянным, временным, относительным. А борьба (вражда) - более значима, потому что постоянна. Именно она понуждает предметы изменяться. Следовательно, борьба является источником движения и изменения.

Гераклит подчеркивал, что единство противоположностей, их борьба и новые  изменения возможны потому, что противоположности покоятся на едином основании, ведь они принадлежат одному и тому же объекту, являются его неотъемлемыми сторонами: «в одно и то же время вещь и та, и не та»,- говорил Гераклит.

Таким образом, уже в античности сложились два понимания диалектики – диалектика как способ мышления (как мы уже отметили выше, субъективная диалектика), и диалектика, понимаемая как способ бытия, так называемая объективная диалектика.

«Субъективная диалектика» - диалектика понятий, самого мышления. В дальнейшем, это диалектическая логика. Основы её были заложены в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В этой философии диалектическая логика получила развитие в форме трансцендентальной логики И.Канта как логики рассудочной деятельности нашего мышления по упорядочиванию чувственных ощущений, впечатлений, опыта в понятиях и суждениях рассудка благодаря его априорным (данным до всякого опыта) логическим формам.  (Понятие «трансцендентальный» в выше обозначенном кантовском смысле следует отличать от понятия «трансцендентный» - то есть, находящийся вне чувственного мира). В философии Гегеля диалектическая логика получила свое действительное содержание и оформление в соответствующую систему. Именно в философии Гегеля диалектика получает наиболее полное обоснование и завершение. Гегель не просто разработал и развил отдельные черты предшествующей диалектики, а создал диалектическую систему, имеющую законченный вид. Он сам называл свою систему завершенной. Далее, диалектика как система получила свое развитие в марксизме. К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что Гегель создал идеалистическую диалектику соответственно своей онтологической позиции. С точки зрения марксизма, диалектика прежде  всего должна относиться к самой реальности, к материальному миру, а не только к мышлению, к идеальному, поэтому её следует «поставить с головы на ноги». Диалектическая система в их интерпретации соединила в себе диалектику как материалистическое мировоззрение, как логику и как теорию познания и получила название материалистической диалектики. Она представлена единством диалектических  категорий, понятий и законов. Основные законы этой системы:

1.Закон единства и борьбы противоположностей.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

3.Закон отрицание отрицания.

Нужно иметь в виду, что диалектика не ограничена этими тремя законами, она дополнена системой диалектических (философских) категорий: всеобщее и единичное, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма, часть и целое, причина и следствие, закономерность (необходимость) и случайность и др.

Основными принципами диалектики являются принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи и принцип противоречивости. Именно разное понимание этих принципов и противопоставляет диалектический и метафизический подходы (методы).

Главный принцип и главный предмет разногласий – это принцип развития. В гегелевской философии, диалектическое развитие рассматривается не как развитие материи (как в материалистической, марксистской диалектике), а как развитие Абсолютной идеи. Она выступает началом, источником и завершением всеобщей логики бытия и мышления, развиваясь по диалектическим законам.  Как мы уже отметили, диалектика Гегеля – это не диалектика бытия, а диалектика понятий, диалектика всеобщего познавательного процесса, полный панлогизм.  Диалектика бытия может лишь повторять диалектику Идеи, и то только в том смысле, что бытие тождественно Идее. В общем смысле, безотносительно к форме диалектики – идеалистическая, материалистическая, – диалектика  рассматривает развитие, прежде всего, как изменение, движение. Но не любое изменение, а качественное. То есть, развитие влечет за собой изменение сущности. Конкретно оно включает в себя:

а) необратимость изменений (прогрессивных или регрессивных);

б) качественный характер этих изменений;

в) внутреннюю противоречивость;

г) развитие имеет определенную направленность: в принципе, идет от простого к более сложному; оно спиралевидно и в целом прогрессивно;

д) развитие – это всегда преемственность между старым и новым;

е) диалектическое развитие включает в себя скачкообразность – резкие, быстрые изменения. Такое развитие часто называют революционным.

Принцип развития включает в себя  и эволюцию, т.е. медленные, постепенные, не сразу заметные изменения сущности. Под эволюцией чаще понимают количественные изменения. Это действительно так, но количественные изменения по тем же законам диалектики рано или поздно приводят все же к качественным изменениям. Другое дело, что качественные изменения при этом появляются как бы незаметно в ходе постепенных эволюционных изменений. Эволюция  в отличие от революции вносит в развитие меньше разрушительных, болезненных моментов и тенденций. И хотя по времени она более длительный, чем революция, процесс, эволюционные преобразования более предпочтительны в силу их мягкости и гуманистической результативности, особенно, если это касается изменений в обществе, человеке.

 

Требования диалектического метода:
Диалектика требует всестороннего охвата объекта. Т.е., для истинного объективного познания не должно быть предела исследованию различных сторон объекта, его отношений и связей, находящихся всегда в движении, в изменении.
Объект изучается не только логически, но и исторически, в его исторической преемственности. Он должен быть включен в контекст его генетического становления. Логика объекта и его история (генезис) должны находиться в единстве.
Источник движения усматривается, прежде всего, внутри самого объекта, а потом уже и вне его.  Необходимо вначале искать внутренние причины бытия объекта, а потом соединять их с внешними.
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна: объект нельзя рассматривать в отрыве от среды, обстоятельств, условий, вне концепций и теорий, которые уже сложились и, так или иначе, определили объект.
Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к более сложной сущности и далее.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!