Возникновение научной психологии. Структуралистский и функционалистский подход

Крупный шаг и одновременно радикальный по­ворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй половине XIX в. в научном мировоззрении. Прежде всего это успехи медицины, в частности психиатрической прак­тики, отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Мно­гочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными сви­детельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телес­ными изменениями, между болезнями тела и души. В свете этих данных становился необъяснимым дуалистический постулат о независимости материальных и идеальных явлений, требова­лось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.

Все более острым, не получавшим разумного решения ста­новится вопрос о роли в жизни человека самих феноменов ду­ши. Если организм функционирует по законам физиологии, а тело работает по законам механики, то зачем человеку разум и другие психические процессы и явления?

В исследованиях природы обнаруживалось все больше и боль­ше целесообразного. Отчетливо видимым становился адаптив­ный, приспособительный характер биологических природных явлений, и только значение психики для жизни и деятельности организма по-прежнему оставалось загадкой.

Механистическое объяснение поведения человека, поначалу весьма многообещающее, теряло свою привлекательность из-за примитивности, неспособности породить какое-либо новое цен­ное знание на уровне человека. Оно неплохо служило понима­нию простых, однообразных движений, но не в состоянии бы­ло объяснить их вариативность, изменчивость, зависимость от психического состояния организма. Мысль как высшая форма разумного человеческого поведения никак не укладывалась в прокрустово ложе рефлекса.

В середине XIX века появляется, кроме того, теория эволюции Ч Дарвина, которая анатомически сблизила человека и живо­тных, показав общность их телесного устройства. В биологиче­ском плане человек перестал быть существом особого рода; в его поведении обнаруживалось много общего с животными. Именно Дарвин сделал первый решительный шаг в признании единства психики животных и человека. В одной из своих работ он привел убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у человекообразных обезьян.

В свете этих данных возник интерес к поиску общего между человеком и животными в других отношениях, например в ин­теллектуальных и речевых способностях. Он был реализован ис­следованиями в области зоопсихологии, которые активно про­водились в конце XIX—начале XX в.

Со второй половины XIX в. психология становится самосто­ятельной наукой. Ее основным методом объявляется интрос­пекция. Благодаря оригинальным работам немецкого ученого В.Вундта в психологию входит научный лабораторный экспе­римент. Создаются первые в мире психологические лаборатории, сначала в Германии, затем в России и в США.

На стыке психологии и физиологии организма возникает осо­бая пограничная наука — экспериментальная психофизиология ор­ганов чувств. Вместе с ней появляются психофизика, психомет­рика (измерение психических явлений), где широкое примене­ние находят естественнонаучные, в частности математические, методы. Последняя четверть XIX в. проходит под знаком успе­хов именно этих областей  знаний.

Вслед за этим появляется психология индивидуальных различий (дифференциальная психология - в современном названии). Стимулом к ее развитию явились успешные попытки использо­вания математических методов в психологии англичанином Ф.Гальтоном. Он ввел метод близнецов для выяснения соотно­шения между наследственностью и средой в детерминации ин­дивидуальных психологических различий.

Новый существенный вклад в становление психологии на экспериментальной основе сделал Р.Кеттел. Он предложил се­рию тестов, направленных на изучение личности. В начале XX в. количество тестов, используемых в психологии, стало стре­мительно возрастать.

Неудовлетворенность искусственным лабораторным экспе­риментом породила интерес к экспериментированию в естест­венных условиях, к изучению реальной жизненной психики и поведения людей. Пионерами в разработке методологии есте­ственного эксперимента выступили АФЛазурский (психоло­гия личности) и В.М.Бехтерев (психология малых групп). В эти же годы, в начале XX в., развитие на экспериментальной осно­ве получают: детская и педагогическая психология (С.Холл, В.М.Бехтерев, В.Штерн, Э.Клапаред, К.Гросс, А-П-Нечаев), зоо­психология (Ллойд-Морган, ЖЛеб, ВАВагаер, В.Келер), со­циальная и культурно-историческая психология (Штейнталь, ГЛацарус, АА-Потебня, Г.Тард, Э.Дюркгейм, В.Макдауголл, П.П.Блонский, Л.С.Выготский), психотехника (Ф.Тейлор, Г.Мюнстерберг).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!