Возникновение империи Чингисхана

10 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Огромную роль в исторических судьбах русского народа и народов России сыграли разрушительное монголо-татарское завоевание и воз­никшие в результате его военно-феодальные государства чингисидов.

В XI-XII в. на огромных просторах Монголии кочевали многочис­ленные скотоводческие племена. Монгольское общество резко дели­лось на феодалов-нойонов - родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины, и простой народ(ка-рачу), находившийся в различных формах зависимости от феодалов. Предводители отдельных племен, племенных групп и родов вели меж­ду собой ожесточенную борьбу за обладание пастбищами и удобными зимними стойбищами, за подчинение более слабых племенных и родо­вых подразделений. На рубеже XII-XIII вв. эта борьба привела к выделению наиболее сильных и влиятельных племен и их вождей, среди которых самым могущественным, непреклонным и жестоким был Те-мучин. В 1206 г. на сьезде (курултае) Темучин был избран общемон­гольским ханом и получил имя Чингисхана. Все вожди-нойоны при­знали его власть над собой.

Став властителем, Чингисхан провел военную реформу. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу (по племенам, родам, аилам), все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: нет монгольского населения, а есть монгольское войско. Все способное к военному делу население было разделено на подразделения. Ближайшие родственники хана и наибо­лее верные ему нойоны-темники были поставлены во главе «тьмы» по 10 тыс. конного войска, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, позволяла держать в повиновении соб­ственный народ, подавлять сепаратистские амбиции родоплеменных вождей и осуществлять агрессивные походы против соседей. Для ук­репления своей власти и усмирения непокорных Чингисхан создал де­сятитысячный корпус личной гвардии, состоявший из особо доверен­ных и тщательно отбираемых сыновей господствующей военно-фео­дальной и чиновной аристократии. Одновременно с этим при Чингис­хане стали действовать новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингисхана, которая отличалась необык­новенной жестокостью наказаний за любой проступок против установ­ленных правил. О силе власти Чингисхана свидетельствует путеше­ственник того времени, агент римского папы, Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не ука­жет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указыва­ют места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укр&пив таким образом военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингисхан приступил к осуществ­лению своих внешнеполитических захватнических целей.

Завоевательным походам Чингисхана благоприятствовала сложив­шаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Полити­ческое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси харак­теризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленнос­тью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и невольно вовлеченные в орбиту их завоеваний кочевые народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед развитыми оседлыми народами - многочислен­ное подвижное конное войско.

В 1215 г. полчища Чингисхана начали захват Китая. В течение 1219-1221 гг. они разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220-1223 гг. монголы осуществили поход через Персию на Кав­каз. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке. Завоевание Руси и ее княжеств монголы осуществили при преемниках Чингисхана - Батые и Берке в течение 1237-1254 гг. В процессе длительного и ожесточенного со­противления русского народа монголы утратили свою наступательную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Централь­ной и Западной Европы.

Монгольское завоевание сопровождалось безжалостным разруше­нием и сожжением городов, крепостей и поселков, истреблением и уго­ном в рабство огромных масс населения. Над побежденными был ус­тановлен режим жестокого гнета, систематического террора и орга­низованного грабежа, осуществляемый посредством взимания дани и регулярных налогов, подарков, приношений, поставок лошадей и про­довольствия, почтовой повинности, предоставления определенного количества воинов, искусных ремесленников и др., периодически под­крепляемый карательными набегами.

Все завоеванные монголами территории с живущими на них наро­дами и племенами Чингисхан рассматривал как подвластные ему и как собственность его рода («золотого рода»). Возникла огромная импе­рия Чингисхана. Управление государством основывалось на родовом и военно-феодальном принципах. Если родовой принцип должен был способствовать сохранению централизованного управления, то воен­но-феодальный принцип находился в полном противоречии с ним и очень скоро привел к распаду империи на самостоятельные уделы (улу­сы), которые в свою очередь сами стали распадаться на более мелкие владения. Военно-феодальный принцип складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использования ими многовекового опыта за­воеванных феодальных государств.

Родовой принцип проявлялся в том, что улусные ханы-вассалы вы­нуждены были время от времени посылать Великому хану в Монголию (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. В отдель­ных случаях вассальные правители для получения от Великого хана яр­лыков (грамот) на владение своими улусами и многие деспоты-узурпаторы, происходившие не из «золотого рода», вынуждены были держать при себе подставных ханов из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, завоеватель, основавший соб­ственную империю, эмир Тимур и др. Однако, как ни велико было зна­чение родового принципа, империя Чингисхана в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство и быстро распалась на отдельные самостоятельные улусы. Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингисхан перед своей смертью (1227) разделил управление империей между своими четырьмя сыновьями. Старшему - Джучи - был выделен самый дальний улус от реки Ир­тыш - Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наи­менование Синей Орды, а у русских - Золотой Орды.

Главной военной опорой господства монгольских завоевателей яв­лялись расселенные среди покоренных народов многочисленные мон­гольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгор­ным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингисхана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укреп­ление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингиси­дов, многочисленных царевичей - членов этого рода, нойонов. Сред­ствами и методами достижения этих целей стали:

1) установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен;

2) использование характерного для всех поработителей принципа: разделяй и властвуй. Этот принцип нашел свое воплощение в предос­тавлении привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, дани, поборов и т.п.;

3} создание большого финансового аппарата для систематическо­го взимания с покоренных народов огромных денежных и других мате­риальных средств, привлечения их к различным повинностям и служ­бам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов;

4) постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов;

5) правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингисхана, ярлы­ков, распоряжений, приказов ханов и их администраций;

6) относительная веротерпимость, поскольку монгольские феода­лы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!