Возникновение и развитие хронологии

2 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

1. Возникновение элементарных хронологических представлений 4

2. Развитие хронологических знаний до ХХ века 5

3. Развитие хронологических знаний в России 11

Заключение 18

Список литературы 19

Введение

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов «хронос» - время и «логос» - слово, учение, наука. Как историческая дисциплина она является лишь частью общей науки о времени, другая часть которой называется математической или астрономической хронологией. Задачей последней является установление точного астрономического времени на основе изучения закономерностей движения небесных тел.

Цель хронологии заключается в определении времени (дат) исторических событий и документов. Она исследует различные системы времясчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и проверяет даты источников, приводит их в соответствие с современной системой счета времени.

Хронология развилась в определенную систему знаний из наблюдений за небесными явлениями и связанными с ними изменениями в природе. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и получила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке, особенно в Средней Азии.

В данной контрольной работе мы рассмотрим процесс развития хронологических знаний. Задачи данной работы:

1. охарактеризовать процесс возникновения хронологических знаний;

2. охарактеризовать процесс развития хронологических знаний вплоть до ХХ века;

3. выявить специфику развития хронологических знаний в России

Задачи работы обусловили ее структуру: введение, три параграфа, заключение, список литературы.

1. Возникновение элементарных хронологических представлений

Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени - сутки, месяц и год - определяются астрономическими факторами: сутки - периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц - периодом обращения Луны вокруг Земли, год - периодом обращения Земли вокруг Солнца [5, c. 11].

Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны временному интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные сутки определяются аналогичным положением Солнца. Так как Солнце движется относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные сутки короче солнечных примерно на 4 минуты. За год между ними накапливается разница около суток. Однако Земля движется вокруг Солнца с различной скоростью, следовательно, и солнечные сутки не являются величиной постоянной. Для облегчения исчисления времени введено фиктивное понятие «среднее солнце», т.е. движение Солнца принято условно считать равномерным. Средние солнечные сутки служат основной единицей счета времени [2, c. 96].

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» - сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движением Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени - астрономическому, или тропическому, году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.

Легко заметить, что средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и синодическим месяцем, который, в свою очередь, несоизмерим с тропическим годом. Ясно, что, основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета времени невозможно. Перед человечеством стояла сложная задача - выработать такие системы времясчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи [5, c. 77].

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. Возникновение более мелких единиц измерения времени - часы, минуты, секунды - связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета.

2. Развитие хронологических знаний до ХХ века

Систематизация и обобщение хронологических знаний привели к созданию календарей. Календарем называется определенная система счета времени. Название происходит от латинского слова «календы» - первый день нового месяца. Латинское слово «календариум» в буквальном переводе означает «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца [3, с. 29].

По имеющимся в настоящее время данным первые календарные системы возникли в IV - III тыс. до н.э. Древнейшими, вероятно, были лунные календари, в которых чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, таким образом, год в этом календаре опережал тропический на 11 суток. В результате лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому году, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Таким образом был создан лунно-солнечный календарь [2, c. 99].

Древнейший солнечный календарь появился в Египте, вероятно, в IV тыс. до н.э. Хорошо известно, какую важную роль в хозяйстве древних египтян играли разливы Нила. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на небосводе перед восходом Солнца звезды Сириус (по-гречески она называлась Сотис) в дни летнего солнцестояния. Эту звезду из созвездия Большого Пса можно было видеть на востоке в течение нескольких минут до восхода Солнца. Однако, хотя и очень незначительно, появление Сириуса все-таки постепенно запаздывало по отношению к солнцестоянию.

Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Этот год был короче тропического приблизительно на 1/4 суток, следовательно, и в Древнем Египте новогодие не приходилось на определенный день, а постепенно перемещалось. Отсюда этот календарь получил название блуждающего.

Лунными календарями были вавилонский, древнееврейский и др., лунно-солнечными - вавилонский, китайский, древнегреческий, древнеримский и др. Солнечный календарь первоначально был распространен в немногих странах - в Египте, в некоторых районах Индии и Центральной Америки. В Китае, например, лунный календарь был превращен в лунно-солнечный путем введения семи дополнительных месяцев (по 30 дней) в каждые 19 лет. Это позволило сделать день начала года фиксированным [5, с. 282].

Современный международный календарь является солнечным. Лунный календарь до настоящего времени употребляется в ряде мусульманских стран. Христианская церковь использует его при вычислении дня Пасхи. Известны две разновидности лунных календарей: свободная (блуждающая), распространенная в мусульманских странах, и связанная (лунно-солнечная), распространенная в тюрко-монгольских странах [2, c. 100].

Совершенствование египетского календаря шло по пути периодического введения дополнительного дня в году. В 26 г. до н. э. в Александрии была проведена реформа календаря, так называемая реформа Эвергета. В результате этой реформы египетский год стал постоянным: он состоит из 12 месяцев, по 30 суток в каждом, и 5 (а через каждые четыре года 6) добавочных дней; начало года стало фиксированным - 11 сентября (12 сентября после високосного года, не совпадающего с Юлианским).

В Древнем Риме с VII в. до н.э. употреблялся лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Суеверные римляне боялись четных чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. Новый год начинался 1 марта [2, c. 101].

В целях максимального приближения года к тропическому (365 и 1/4 суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц - марцедоний (от латинского слова «марцес» - плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчиваться все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось. Поэтому в V в. до н.э. марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, римские жрецы - понтифики (одна из жреческих коллегий) настолько запутали календарь, что в I в. до н.э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н.э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Для создания нового календаря был приглашен александрийский астроном Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача - максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года [3, c. 90].

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Число месяцев и их названия остались прежними, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался «бис сектус» - второй шестой («бис» - дважды, еще, «сексто» - шесть). В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово «високос», а удлиненный год стал называться високосным годом.

В Юлианском календаре год стал длиннее тропического, но на величину значительно меньшую, чем египетский год, и был короче тропического года. Если египетский год опережал тропический на одни сутки каждые четыре года, то юлианский отставал от тропического на одни сутки через каждые 128 лет.

В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь лежит в основе календарной системы, которой пользуются сейчас большинство стран мира.

На практике високосный год в Юлианском календаре определяется признаком делимости последних двух цифр обозначения года на четыре. Високосными в этом календаре являются и годы, обозначения которых имеют последними двумя цифрами нули. Например, среди 1900, 1919,1945 и 1956 гг. високосными являлись 1900 и 1956 гг. [5, c. 107]

В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, весеннее равноденствие (21 марта) в конце XVI в. приходилось уже на 11 марта, а это грозило в будущем, при условии сохранения равноденствия 21 марта, перемещением главного праздника христианской церкви - Пасхи с весны на лето. По церковным же правилам Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, приходящегося на период между 21 марта и 18 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории XIII, по имени которого новый календарь и получил свое название.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых-астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый - врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами, во-вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой [3, c. 96].

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. Считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта [5, c. 108].

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года, а именно те, которыми заканчивались столетия, при условии, что первые две цифры обозначения года не делятся без остатка на четыре. Таким образом, 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми, так как 17, 18 и 19 не делятся без остатка на четыре.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года.

В 1918 г. в нашей стране был введен Григорианский календарь. 1 июля 1919 г. было введено так называемое поясное время, с конца XIX в. уже употреблявшееся в ряде стран Европы. Суть этого нововведения заключалась в следующем [3, c. 99].

Вследствие вращения Земли с запада на восток под Солнцем в течение полного оборота Земли вокруг своей оси раньше проходят восточные меридианы. За один час Земля поворачивается на 15 градусов (360:24 = 15). Земной шар условно разделен на 24 часовых пояса, границы которых отстоят одна от другой на 15 градусов (от 0 до 23-го пояса с запада на восток). Основными считаются меридианы, делящие часовые пояса пополам. Для нулевого пояса таким является Гринвичский меридиан. Таким образом, разница между местным временем (временем в конкретной точке земного шара) и поясным не превышает получаса. В некоторых случаях она может быть больше или меньше, так как не везде границы поясов отстоят от меридиана на 7,5 градуса. Это несоответствие объясняется тем обстоятельством, что при установлении границ часовых поясов учитывались государственные границы, а также характер рельефа местности.

3. Развитие хронологических знаний в России

Хронологические указания можно встретить в самых разнообразных древнерусских источниках: в летописях, в актах и хозяйственных книгах, в писцовых записях и эпистолярных памятниках. Сохранилось также большое количество древнерусских рукописей, содержащих таблицы, предназначенные для календарных вычислений, а также комментарии по их применению. Помимо узкоспециальных хронологических текстов, в России создавались произведения, посвященные полемике вокруг тех или иных проблем календаря и хронологии [9, с. 163].

Появление научных (а точнее, «преднаучных») трактатов по хронологии на Руси связано с именем доместика Антониева монастыря в Новгороде, Кирика-новгородца, создавшего в 1136 г. свое «Учение имже ведати человеку числа всех лет», в котором он указывает целый ряд хронологических данных для этого года, хотя и не поясняет метод, с помощью которого ему удалось их вычислить. Сочинение Кирика сохранилось только в сравнительно поздних списках: наиболее ранний из них датируется концом XV - началом XVI в. От XII - XIV вв. сохранились немногочисленные хронологические таблицы, не сопровождаемые комментариями по их использованию. К ним относятся, например, таблица вруцелет - граффити XIII в. в Софийском храме в Киеве, такая же таблица, найденная в развалинах храма в Старой Рязани, датируемая первыми десятилетиями XIII в. Таблицы и статьи, предназначенные для облегчения хронологических расчетов, известные в рукописях XIII - XV вв., имени автора или составителя, как правило, не содержат. И «Учение» Кирика, и более поздние трактаты по хронологии преследовали практические цели и были связаны с расчетами церковного календаря, которые не отличались точностью и не соответствовали истинному движению небесных светил, то есть не основывались на астрономических наблюдениях. Учеными, однако, предполагается, что наблюдения за небом на Руси велись (так, в летописях достаточно точно отмечаются смены фаз Луны, затмения и т. п.), хотя специальные сочинения, отражающие результаты наблюдений за движением Луны и Солнца, нам неизвестны. Некоторые сведения об астрономии и календаре попали на Русь с переводными памятниками: «Христианской топографией» Козьмы Индикоплова, «Синтагмой» Матфея Властаря, текстами Толковой Палеи, «Шестодневов» и др. [3, c. 100]

На практике в источниках до конца XV в. наиболее распространены были готовые расчеты дат на несколько лет, в виде таблицы или текста, восходящие к византийским образцам. Обычно подобные расчеты переписывались в богослужебных книгах (требниках, часословах, псалтирях с восследованием). В связи с ожиданием конца света после окончания семи тысяч лет от сотворения мира вычисления заканчивались на 7000 г. от С. М. (1492 г. от Р. X.). Проблема истолкования значения семи тысяч лет дала толчок хронологическим изысканиям и возникновению полемической литературы, посвященной календарной тематике, к которой относятся послания новгородского архиепископа Геннадия и «Сказания...» об окончании седьмой тысячи лет Иосифа Волоцкого. С наступлением 7000 лет от сотворения мира московским митрополитом Зосимой, новгородским архиепископом Геннадием и вологодско-пермским епископом Филофеем были написаны новые тексты пасхалии и предисловия к ним, при этом в предисловии к расчетам, составленном Геннадием, объяснялись также принципы использования пасхальных таблиц, с помощью которых были составлены расчеты. Таким образом, в 1492 г. составление новых хронологических расчетов стало событием государственного масштаба.

Первым древнерусским календарно-хронологическим справочником, фактически «вечным календарем», стал «Миротворный круг» - сборник, дошедший до нас в редакции новгородского священника Агафона. Эта редакция была создана в конце 1530 - начале 1540-х гг., но основная часть сборника, таблицы на 7980 лет от С. М. (то есть расчеты на время вплоть до 2472 г. по эре от Р. X.), возможно, были созданы ранее. В эти таблицы были включены сведения о подвижных праздниках, сроках постов, а также некоторых неподвижных праздниках для каждого года. В сборник также вошли вспомогательные таблицы, предназначенные для расчета церковных праздников, и некоторые тексты, облегчающие эти расчеты.

В XVI-XVII вв. были созданы многочисленные статьи и комментарии к таблицам, а также трактаты, посвященные вопросам календарно-хронологических расчетов. Одним из таких трактатов является, например, сочинение известного публициста середины XVI в. Ермолая Еразма «Круг пасхалии по нему же христиане празднуем Пасху». В XVII-XVIII вв. в России, особенно в старообрядческой среде, были популярны обширные руководства по расчету Пасхи и связанных с ней праздников, носящие заголовок «Рука богословля». В этих руководствах указывались различные методы расчета Пасхи и других праздников. Можно также указать, что на Украине и в Белоруссии в связи с попытками внедрения там григорианского календаря создавались хронологические трактаты, отстаивающие необходимость сохранения юлианской системы счета времени и связанной с ней вечной пасхалии, которые получили распространение и в России [5].

В Западной Европе в средние века было создано немало трактатов по расчетам церковного календаря, а также сочинений, содержащих астрономические расчеты движения небесных светил. К первым из названных относится, например, трактат Вильгельма Дурандуса (Гийо-ма Дюрана) «Rationale divinorum officiorum», написанный в 1286 г. Этот трактат был известен и в России, - в конце XV в. один из его фрагментов был переведен в Новгороде по распоряжению архиепископа Геннадия (в русском переводе сочинение получило заголовок «Совещание божественных дел»). Астрономические основы календарных вычислений стали изучаться только в XV в. (примером могут служить сочинения Иоанна Мюллера (Региомонтана)). Изучение системы хронологии в Западной Европе возникает как отрасль знания в связи с разработкой реформы календаря, воплощенной в жизнь григорианской реформой календаря 1582 г. Одним из первых ученых, создавших труды в этой области, стал Иосиф Скалигер, автор книг «De emendatione temporum» («Об исправлении [счета] времени») (1583) и «Thesaurus temporum» («Сокровищница времени») (1606). Скалигер предложил считать все дни по порядку, не учитывая месяцев, годов, столетий и тысячелетий. Такую систему отсчета он назвал в честь своего отца юлианской (эра Скалигера). В качестве исходной точки Скалигер избрал 1 января 4713 г. до н. э. (на этот год приходятся начала циклов обращения кругов Солнца, Луны и индикта). За начало отсчета был принят средний полдень на нулевом (гринвичском) меридиане. Циклом Скалигер предложил считать период в 7980 лет (образуется путем умножения 28-летнего цикла круга Солнца, 19-летнего цикла круга Луны и 15-летнего цикла индиктиона). Как уже отмечалось, такой же цикл был использован в древнерусском сборнике «Миротворный круг». Юлианский период распространения не получил, но его основа - непрерывный счет дней - используется для изучения периодических астрономических явлений (например, изменения параметров небесных тел) и для решения некоторых хронологических задач. Несколько позднее обширный обзор хронологических систем был создан Д. Петавиусом (Пето) в его «Opus de doctrina temporum» («Книга о познании времени») (1627), и с тех пор проблемы хронологии были постоянно в поле зрения западноевропейских ученых [5, c. 84].

Наука о времени в России была создана позднее. Критическим анализом исторической хронологии одним из первых занялся святитель Дмитрий Ростовский, в конце XVII-начале XVIII вв. составивший хронологические таблицы для разных исторических периодов. В XVIII в. многие историки, в том числе В. Н. Татищев и А. Л. Шлецер, интересовались проблемами хронологии летописания, в XIX в. эти исследования были продолжены академиком И. Ф. Кругом, а позднее - А. А. Куником и М. П. Погодиным. В первой половине XIX в. вопросами формальной хронологии занимались также В. М. Ундольский, П. В. Хавский, во второй половине века - Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин.

Споры по вопросам хронологии активизировались в связи с обсуждением нескольких тем: возможности календарной реформы в России (перехода на григорианский календарь), проблемы ранней хронологии России, например, достоверности начальной даты Повести временных лет и времени крещения Руси, а также вариантов вычисления пасхальных дат с помощью формулы Гаусса и ее модификаций. Изучались также отдельные вопросы хронологии, например, счет часов в Древней Руси. Специальное исследование хронологии в летописании связано с именем Н. В. Степанова, а немного позднее - Д. О. Святского. В дореволюционной историографии были затронуты многие вопросы, связанные с древнерусской расчетной хронологией: первый русский ка-лендарно-хронологический трактат Кирика-новгородца; связь пасхалий и раннего летописания; пасхалии и ожидание конца света в 7000 (1492) г.; древнерусская терминология и единицы счета времени; арифметическая пасхалия (на примере рукописей XVII в.); переводные календари [9, с. 166].

Переход в 1918 г. на григорианскую систему летосчисления повлек за собой, прежде всего, появление новых работ, посвященных устройству календаря. Споры внутри церкви о возможностях изменения или совершенствования календаря велись в первой половине 20-х годов, но расчеты церковных праздников продолжали проводиться на основе юлианского стиля. В 1920-1960 гг. появляется значительное количество трудов, посвященных общим обзорам хронологии: это книги Н. И. Идельсона, В. А. Россовской, И. Ф. Полака, В. К. Никольского, учебные пособия А. М. Большакова (1924), Н. В. Устюгова (1939) и Л. В. Черепнина (1944), в 1960-1980-е гг. Е. И. Каменцевой (позднее А. П. Пронштейна, В. Я. Кияшко, И. П. Ермолаева и некоторые др.), научно-популярные книги С. И. Селешникова, И. А. Климишина. Изучение календаря в 1950 - начале 1960-х гг. активизировалось также в связи с выдвигавшимися в ООН проектами реформы календаря. В историографии послевоенного периода внимание уделялось истории календаря в дохристианский период истории Руси, народному календарю, было продолжено изучение творчества Кирика-новгородца. Изучению хронологии в летописании посвящены работы Н. Г. Береж-кова, И. Н. Данилевского, С. В. Цыба, отдельные наблюдения имеются также в более общих работах по истории летописания, например, в книге А. Г. Кузьмина. Техническая сторона хронологических расчетов Древней Руси, преимущественно для периода до XIV в., рассматривается в работах Р. А. Симонова, основные виды календарных таблиц, встречающиеся в древнерусских ирточниках, методы их использования и проблемы их происхождения рассмотрены в справочной статье А. М. Пентковского.

Заключение

Итак, во введении к данной работе мы ставили перед собой следующие цели: охарактеризовать процесс возникновения хронологических знаний; охарактеризовать процесс развития хронологических знаний вплоть до ХХ века; выявить специфику развития хронологических знаний в России.

В первом параграфе мы рассмотрели процесс возникновения хронологических знаний. Был сделан вывод, что элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени - сутки, месяц и год - определяются астрономическими факторами: сутки - периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц - периодом обращения Луны вокруг Земли, год - периодом обращения Земли вокруг Солнца.

Во втором параграфе рассматривается процесс развития хронологических знаний вплоть до ХХ века включительно. Был сделан вывод, что систематизация и обобщение хронологических знаний привели к созданию календарей. Календарем называется определенная система счета времени. Календарные системы постоянно совершенствовались. В 1918 г. в нашей стране был введен Григорианский календарь. 1 июля 1919 г. было введено так называемое поясное время, с конца XIX в. уже употреблявшееся в ряде стран Европы. Суть этого нововведения заключалась в следующем.

В третьем параграфе рассматривается процесс развития хронологических знаний в России. Был сделан вывод, что хронологические указания можно встретить в самых разнообразных древнерусских источниках: в летописях, в актах и хозяйственных книгах, в писцовых записях и эпистолярных памятниках. Однако появление научных (а точнее, «преднаучных») трактатов по хронологии на Руси связано с именем доместика Антониева монастыря в Новгороде, Кирика-новгородца, создавшего в 1136 г. свое «Учение имже ведати человеку числа всех лет».

Наука о времени в России была создана позднее. Критическим анализом исторической хронологии одним из первых занялся святитель Дмитрий Ростовский, в конце XVII - начале XVIII вв.

Таким образом, можно сделать вывод, что знания человека о хронологии постоянно совершенствовались. Человек стремился понять ход времени и сделать летоисчисление как можно более точным.

Задачи работы, поставленные нами во введении выполнены, цель достигнута.

Список литературы

1. Завельский Ф.С. Время и его измерение. - М.: Знание, 1961.

2. Календари и хронология стран мира. - М.: Прогресс, 1982.

3. Каменцева Е.И. Хронология. - М.: Просвещение, 1985.

4. Куликов С. Нить времен: Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. - М.: Статут, 1991.

5. Леонтьева Г.А., П.А. Шорин, В.Б.Кобрин Вспомогательные исторические дисциплины. – М.: Владос, 2008.

6. Никольский В.К. О происхождении нашего летосчисления. - М.: Знание, 1988.

7. Россовская В.А. Календарная даль веков. - М.: Просвещение, 1986.

8. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М.: Щит, 1997.

9. Специальные исторические дисциплины. – М.: Буланин, 2003.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.4 KiB, 26 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!