Возникновение и развитие естествознания в государствах Древнего Востока и в Античном мире

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Накопление первых естественнонаучных представлений и знаний об ок­ружающем мире начинается в цивилизациях Древнего мира - в Египте, в Вави­лоне, Индии, Китае. Хотя эти цивилизации и не создали науку в современном смысле слова, они накопили огромный опыт навыков и технологий, использо­вавшихся в сельском хозяйстве, строительстве, ремесле и управлении государ­ством. Этот опыт предполагал разработку обширной системы знаний о законах окружающего мира.

Древнейшая цивилизация в истории человечества - египетская оставила нам величественные памятники культуры - пирамиды. Они свидетельствуют о том, что уже в III-м тысячелетии до нашей эры египтяне могли проводить сложные математические расчеты, необходимые для проектирования таких со­оружений, для учета строительных материалов и организации труда многочис­ленных рабов. В древних папирусах (папирус Ринда, Московский математиче­ский папирус) зафиксированы важнейшие математические достижения египтян, ориентированные в основном на решение практических задач, таких, как, на­пример, вычисление площадей и объёмов геометрических фигур. Для определения площади круга они возводили в квадрат 8/9 его диаметра, что давало для числа я приближённое значение 3,16. Исходя опять же из практических нужд - из нужд земледелия, египтяне тщательно проводили астрономические наблюдения, и на их основе разработали свой календарь. Год они делили на 12 месяцев, состоявших из 30 дней и, дополнительно к этим месяцам, добавляли ещё 5 дней. Каждый месяц был разделен на 3 декады, сутки - на 24 часа. Этот календарь позволял им весьма точно определять время начала разлива Нила.

В древнем Вавилоне (Месопотамии) математика достигла ещё более вы­сокого уровня. Это касается, прежде всего, алгебры. Вавилоняне умели вычис­лять квадратные и кубичные корни, решали квадратные уравнения и системы уравнений, знали теорему Пифагора. Проводя астрономические расчеты, они могли точно предсказывать время наступления лунных и солнечных затмений. В официальных документах регистрировали наблюдения над планетами, метеоритами, звёздами и планетами.

Значительное развитие получили в Египте и Вавилоне медицина. Не от­казываясь от магии, древние врачи на основе тщательных эмпирических на­блюдений разработали целый ряд методов (в том числе и хирургических) лече­ния различных болезней. До нас дошли лечебники по хирургии, гинекологии, глазным болезням.

Все перечисленные выше достижения древней науки впоследствии широко заимствуются авторами античного мира. Значение этого начального периода в истории науки очень велико, ибо в данную эпоху закладывались основы научного способа мышления. Во-первых, возникла письменность, без которой развитие культуры и науки было бы вообще невозможным. Во-вторых, возникли: фундаментальная идея числа и понятие об основных математических операциях, положивших начало методу математизации в естествознании.

Если Древний Египет и Вавилон оказали прямое влияние на возникновение и развитие науки, то цивилизации Древней Индии и Китая в этом отношении проявили себя в меньшей степени в силу целого ряда причин, прежде всего из-за географической отдалённости этих регионов от Европы. Но невозможно не отметить, что именно индийской математике мы обязаны позиционной системой счисления, а Китаю - использованием таких изобретений как компас, порох, бумага, книгопечатание.

Родиной научного метода постижения окружающего мира по праву мож­но считать Древнюю Грецию. Хронологический период возникновения научно­го метода можно определить VI - V вв. до н.э. Согласно общепринятому мнению, это так называемый доклассический этап развития науки, который продлится вплоть до ХУ1-ХУП веков. Несмотря на развитие достижения естествознания Др. Востока, его нельзя считать родиной научного метода. И вот почему. Вся совокупность научных достижений сводилась к сумме практических рецептов, описывающих, как шаг за шагом добиться конкретного результата (например, вычисления площади какой-либо фигуры, или излечения той или иной болезни). Древневосточный ученый не был серьезно озабочен доказательствами или широкомасштабными обоснованиями того или иного научного положения, ему было достаточно того, что данная методика работает и дает конкретный устойчивый повторяющийся результат. Он не спрашивал "почему?", его интересовало "как?".

По- видимому подлинный научный метод возник в Др. Греции потому, что именно там впервые задались вопросом "почему" именно там потребовали доказательств логического обоснования. Сознание древнегреческих ученых впервые возвысилось над потребностями практики они ощутили "радость познания" и ее самоценность. Так появились философы - "любители мудрости", которые, как правило, одновременно занимались и отвлеченными философскими размышлениями и наблюдением природных явлений - звездного неба, погоды, строения живых организмов и т.д. В совокупности вся эта система знаний (и отвлеченных и конкретных) оформилась в виде натурфилософии - первой исторической форме науки, весьма сильно отличающейся от науки современ­ной. В объяснении природных явлений натурфилософы, в силу отрывочности и неполноты знания фактов, часто прибегали к мифологическим объяснениям, придумывали новые сущности, движущие силы. Однако, несмотря на эти бо­лезни роста, натурфилософия имела главное - стремление понять глубинную сущность явлений природы, и из этого стремления, в конце концов, выросла классическая наука.

Античная натурфилософия развивалась на фоне господствовавшего тогда космоцентрического мировоззрения. Центральное понятие в мировоззрении древних греков - "космос". Его смысл тогда существенно отличался от совре­менного. "Космос" древних греков это вовсе не околоземное и межзвездное пространство. Под космосом первоначально понимали мировой порядок и гармонию, присущую всей природе, всему миру, окружающему человека Противоположным по смыслу понятием был «хаос» - «беспорядок». Космос представлялся древним грекам как проекция живого организма (обычно человече­ского) или же человеческого общества. Космос часто уподобляли телу гигант­ского человека, гармоническая взаимосвязь органов и частей тела которого бы­ла своего рода прообразом вселенской гармонии. То есть в человеке древние греки видели Вселенную, a во Вселенной обнаруживали человека. Человек, та­ким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим се, - он неотъемлемый элемент мировой гармонии.

В развитии античной натурфилософии выделяется четыре этапа:

  1. Ионийский (VI-V вв. до н.э.).
  2. Афинский (V-IV вв. до н.э.).
  3. Эллинистический (1V-I вв. до н.э ).
  4. Древнеримский (1 в. до н.э. -Ш в. н.э ).Большую роль в развигии античной натурфилософии сыграл Пифагор (582-500 до н.э ), внесший значительный вклад в развитие математики и астро­номии. Философской основой его достижений в науке является учение о чис­лах. Пифагор приписывал числам мистические свойства и интерпретировал от­дельные числа как совершенные символы - носители идей Единица - это все­общее первоначало, два - источник противоположности, три - символ природы и т.д. Вместе с тем, Шфш ор учил, что мир состоит из пяти стихий или элемен­тов (земли, огня, воздуха, воды и эфира) Каждому элементу соответствует осо­бая геометрическая фигура: земле - куб, огню - тетраэдр, воздуху - октаэдр (фигура из восьмигранников), воде - икосаэдр (фигура из двадцатигранников), эфиру - додекаэдр (фигура из двенадцатигранников),
  5. Рассмотрим развитие естественнонаучных представлений античных уче­ных на этих этапах. Натурфилософия впервые начинает формироваться в VI-V вв. до нашей эры в иотшческих городах в Милсте и Эфесе. Данный этап является первым в развитии древнегреческой натурфилософии. Наибольший вклад внесли фило­софы так называемой милетской школы натурфилософии, занимавшиеся поис­ком первоначал мира - природных стихли, порождающих все многообразие ве­щей и природных явлений - это Фалес Милетский (ок 625-547 до н.э.), и его ученики - Анаксимен (ок 585-524 до н.э.) и Анаксимандр (610-546 до н.э.). Мы не будем останавливаться на содержании их учений, гак как подробно они бы­ли рассмотрены в Теме № 3 курса философии. В попытках найти первоначала мира к философам Милетской школы примыкает Гераклит Эфесский (544-483 до н.э.) В качестве первоначала он выдвигает огонь и говорит: «этот космос единый из всего, не создан никем из богов и не создан никем из людей, но он всегда был и есть и будет вечно живым огнём в полную меру воспламеняю­щимся и в полную меру погасающим» (цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии -М., 1981. -С. 135).

Несмотря на то, что в учении Пифагора было много мистического, рациональное зерно заключалось в том, что взаимосвязь природных явлений он пытался выразить в виде числовых отношений. Например, загадка гармоничного звучания звуков музыки была раскрыта, когда Пифагор обнаружил, что длины струн музыкального инструмента, звучания которых дают гармонические интервалы, относятся как целые числа (3/2, 4/3 и т.д.). Это ни что иное, как первая попытка, как начало внедрения метода математизации в естествознание.

К важным научным достижениям Пифагора можно отнести, помимо из­вестной всем нам со школы «теорема Пифагора», учение о шарообразности Земли и вращении её вокруг собственной оси. Пифагор впервые ввел в математику понятие иррациональности, когда обнаружил, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью целых чисел.

Второй - афинский этап (V -VI вв. до н.э.) в развитии древнегреческой на­турфилософии связан с атомистическим учением и научной деятельностью Аристотеля.

В этот период на смену учениям о стихиях (о первоначалах мира) прихо­дят атомистические концепции устройства природы. Одной из первых среди них являются учение Демокрита (ок. 460 -370 до н.э.), согласно которому при­рода состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы - это абсолютно неделимые и непроницаемые частицы, находящиеся в постоянном движении. Они имеют различную форму и размеры. Самые мелкие и круглые атомы составляют души животных и людей. Движущиеся самопроизвольно в пространстве атомы, сталкиваясь, образуют предметы, планеты, звёзды и целые миры. Атомистическая теория строения мира Демокрита занимала в науке ли­дирующее положение на протяжении столетий, и была в XIX веке подтвер­ждена экспериментально.

Среди философов афинского этапа выделяется Аристотель - крупнейший философ и ученый, оказавший глубокое и длительное влияние на развитие нау­ки. Его научные взгляды фактически были канонизированы и в течение столе­тий принимались за истину, впрочем, авторитет этот был вполне заслуженным, > но для своей эпохи.

Систематизируя научные знания, накопленные в древнем мире и научные достижения своих непосредственных предшественников, Аристотель создаёт классификацию наук. Круг интересов и научное наследие Аристотеля были весьма обширны. Его по праву можно считать ученым-энциклопедистом своего   времени. Аристотель создал новую науку - формальную логику, которая по сей день преподается в практически неизменном виде. Его можно считать крёст­ным отцом физики, поскольку название одной из его книг — «Физика» стало на­званием будущей науки. Однако метод исследования природных явлений, предложенный в этой книге был еще далек от подлинно научного, так как Аристотель отвергал понятие эксперимента н математическое описание природных явлений. Он предпочитал общие умозрительные рассуждения о понятиях мате­рии и движении, пространства и времени, о бесконечности и т.д., полагаясь ис­ключительно на силу логического анализа.

Большое влияние на развитие научных представлений о строении Все­ленной оказало космологическое учение Аристотеля. Он утверждал, что Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной, а вокруг Земли вращаются Солнце, Луна и планеты. Эта космологическая модель, мате­матически обоснованная впоследствии Птолемеем, займёт господствующее по­ложение в науке вплоть до XVI века.

Третий этап развития античной натурфилософии - эллинистический на­чинается примерно с 330 года до н.э. и заканчивается в 30 году н.э., то есть длится с момента завоевания Александром Македонским Древней Греции до возвышения Древнего Рима.

Выдающимся ученым-математиком того времени был Евклид (жил в III в. до н.э.), который систематизировал все математические достижения своих предшественников. Евклид известен своей знаменитой книгой «Начала», по­свящённой, наряду с прочим, изложению системы геометрии, по сей день но­сящей название евклидовой. Впервые в качестве основы геометрических по­строений была выдвинута система аксиом, отправляясь от которых можно было доказать или опровергнуть любую теорему. Аксиомы принимались без доказа­тельств, так как были очевидны. Евклидова геометрия явилась тем фундамен­том, на котором было воздвигнуто здание классической физики. Заслугой Евк­лида является также и то, что он заложил основы геометрической оптики в сво­их сочинениях «Оптика» и «Катоптрика».

Наряду с Евклидом имя другого ученого - Архимеда (287-212 до н.э.), также всем известно из школьной программы. Будучи крупным математиком (он определил значение числа  решил ряд задач по вычислению площадей и объемов тел), наибольшую известность он получил как механик и инженер. Во-первых, он разработал теорию рычага и ввёл понятие центра тяжести, которые изложил в сочинении «О равновесии плоских фигур». Написав этот труд, Ар­химед любил повторять: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Во-вторых, он разработал известный закон о плавучести тел.

Занимаясь оптикой, Архимед обнаружил фокусирующие свойства вогну­тых зеркал. До нас дошла легенда о том, что в борьбе с римским флотом Ар­химед при помощи таких зеркал поджигал вражеские корабли. В области воен­ного дела его инженерный талант раскрылся в максимальной степени. Родной город Архимеда Сиракузы был лакомым куском для Рима, и поэтому, стремясь сохранить независимость, правители Сиракуз уделяли большое внимание обо­ронительным планам. Главным военным инженером выступил Архимед. Под его руководством было создано множество оборонительных орудий и приспо­соблений, не позволивших римлянам взять город приступом. И только после длительной осады город пал, а Архимед был убит римским солдатом. Труды Архимеда были забыты на долгие столетия, и только в эпоху Возрождения к ним вернулись и оценили по достоинству.

Завершающий, четвёртый этап развития античной натурфилософии носит название древнеримского и охватывает период с Т в. до н.э. по III в. н э. Если сравнить этот этап с предшествующим, то обнаруживается, что новых ориги­нальных идей было выдвинуто немного, а естественнонаучные труды в основ­ном носили компилятивный характер.

Наиболее известным мыслителем-натурфилософом этой эпохи был Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.). В своей книге «О природе вещей» он излагает в поэтической форме свои взгляды на устройство природы. Вслед за Эпикуром и Демокритом он развивает идею об атомистическом строении материи, отвер­гая устаревшие мифологические воззрения. Лукреций утверждает, что материя вечна, поскольку вечны неделимые, неуничтожимые атомы, из которых она со­стоит.

Не менее известной, а в научном плане, быть может, более значительной фигурой был Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.) - географ, математик и астро­ном, прославившийся созданием математически строго обоснованной геоцен­трической системы мира. Его книга «Математическая система» не дошла до нас в греческом оригинале, так как была утеряна, но сохранился арабский перевод, который в ХП веке в Европе был переведён на латинский язык под арабским названием «Альмагест». Птолемей провел огромную работу по обобщению ас­трономических наблюдений движения планет по звёздному небу и настолько точно вывел математические формулы, что его система считалась истинной бо­лее тысячи лет.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!