Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Возбуждение и административное расследование дела об административном правонарушении является начальной стадией производства по делу. В ней сосредоточивается комплекс процессуальных действий, направленных на выявление обстоятельств правонарушения, их фиксирование и квалификацию. В рассматриваемой стадии производства создаются предпосылки для полного, объективного и быстрого рассмотрения дела.

На данной стадии производятся следующие административно-процессуальные действия: возбуждается дело об административном правонарушении; выявляются фактические обстоятельства, проводится административное расследование; производится процессуальное оформление результатов расследования; направляется дело на рассмотрение судье, в компетентный орган, должностному лицу.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении служит получение информации о деянии, имеющем признаки административного правонарушения. Значение повода к возбуждению дела заключается в том, что оно дает начало официальной (публичной) деятельности уполномоченных органов и их должностных лиц, обязывает, чтобы они реагировали на сообщение о правонарушениях.

Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении, согласно статье 28.1 КоАП РФ, являются:

    непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

    поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи

    подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, если транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органа управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов. Также поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело может быть возбуждено при наличии хотя бы одного из указанных выше поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Данный протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в присутствии двух понятых.

При отказе в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений и заявлений должностным лицом, рассмотревшим материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела.

Лица, уполномоченные проводить выяснение обстоятельств дела и его расследование, обладают соответствующими правами. Они могут требовать от граждан, должностных лиц объяснения, представления необходимых документов, доставлять лицо, в отношении которого возбуждено дело, в орган внутренних дел (полицию) и другие органы, применять меры административно-процессуального обеспечения. В ходе выяснения обстоятельств и расследования должны быть установлены факт совершенного правонарушения, обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или об отсутствии состава правонарушения, смягчающие обстоятельства и отягчающие обстоятельства и иные данные, имеющие значение для определения формы и степени вины, вида наказания и его тяжести;

Поскольку одной из задач производства являются установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также и их предупреждение, то при расследовании должно уделяться особое внимание к выявлению этих обстоятельств.

Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется посредством различных предусмотренных законом способов. К ним относятся опрос и получение объяснений от лица, в отношении которого возбуждено дело, потерпевшего, свидетелей, располагающих сведениями, которые имеют значение для дела и др.

Фактические обстоятельства могут устанавливаться также с помощью исследования материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов, фото-, киносъемки и др.), полученных в результате личного досмотра и досмотра вещей, осмотра транспортных средств и помещений, изъятия предметов, а также других доказательств), добытых законными способами.

О совершении административного правонарушения составляется протокол.

По наиболее сложным делам проводится административное расследование. Так, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей природной среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто-содержащей продукции, дорожного движения или пожарной безопасности назначается экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Административное расследование проводится по решению должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения правонарушения,

Определение о возбуждении дел об административном правонарушении должно содержать следующие сведения: дату и место составления определения, должность, фамилию и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статью Кодекса либо закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие административную ответственность за данное правонарушение.

Расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом не более, чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил — начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев. Расследование заканчивается составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела производством.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных КоАП, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении должны быть устранены в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Составление протокола об административном правонарушении не является обязательным. Законодатель в ст. 28.6 определил 3 случая, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола:

- в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа;

- в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ. При этом рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

- в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Причем в первых двух случаях, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, то протокол об административном правонарушении составляется.

Завершающим этапом первой стадии производства по делу является направление протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении на рассмотрение. Указанные документы направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье немедленно после их составления.

Протокол может быть возвращен с целью устранения недостатков в случае, если составлен неправомочным лицом, имеются ошибки в его составлении и оформлении, представленные материалы являются неполными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела. В данной ситуации предусматривается трехсуточный срок на устранение недостатков и одни сутки на возвращение всех материалов дела обратно.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!