Война и перестройка государственного механизма СССР

2 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

22 июня 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напа­ла на СССР. Были потеряны громадные территории, под оккупацией оказались миллионы советских людей, в боях погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев и командиров Красной Армии. Од­нако Гитлеру не удалось осуществить свой план молниеносного раз­грома Советского Союза за 6-8 недель.

В ходе войны Советское государство подверглось суровым испыта­ниям. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обрати­лись к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистским агрессором. В новой обстановке была проведена перестройка государственного ап­парата на военный лад. Усилилась роль центральных органов власти и управления. Значительно изменилась структура управленческого аппа­рата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллель­ного действия слиты, штаты значительно сокращены.

В период войны сохранили свои полномочия высшие органы госу­дарственной власти и управления СССР и вместе с тем были созданы чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО).

Война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в пред­военное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Сове­тов республик и местных Советов. В силу военной обстановки нарушались и сроки созыва сессий Советов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались 3 раза (июнь 1942 г., февраль 1944 г., апрель 1945 г.).

Ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их ис­полкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без допол­нительных выборов, путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов. Такая практика имела наиболее широкое при­менение на освобожденной от врага территории. По существу практи­ка выборов Советов была заменена системой назначений.

В деятельности Советов депутатов на первый план выдвинулись задачи организации защиты Родины. Органы власти проводили моби­лизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополне­ний, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Исполкомы Советов участвовали в военной перестройке народного хозяйства. В обстановке войны на них лежало и обеспечение необходимых условий жизни и труда для населения.

Значительно усилилась деятельность Совета Народных Комисса­ров СССР. Многие наиболее важные вопросы, особенно военно-хо­зяйственные, решались совместно аппаратами ЦК ВКЩб) и Совнар­кома СССР Повышенное внимание Совнарком уделял новому поряд­ку руководства военной экономикой.

Быстро менявшаяся обстановка на фронтах, потребность в приня­тии оперативных и гибких решений повысили значение текущего пла­нирования. Квартальные, месячные и даже декадные хозяйственные планы стали основной формой планирования в военное время. Пере­вод экономики на военные рельсы завершился к концу 1942 г., а затем начался этап общего подъема военного производства.

Правительство осуществило ряд чрезвычайных мер по более эф­фективному использованию в народном хозяйстве всех наличных кад­ров и изысканию дополнительных резервов. Совнаркомам союзных республик и краевым (областным) исполкомам было предоставлено право оперативно маневрировать рабочей силой в целях увеличения объемов военного производства.

Высшим чрезвычайным органом в стране стал Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Постановления ГКО имели силу законов.

В 1941 - 1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые органы чрез­вычайного управления - городские комитеты обороны, объединявшие партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов были первые секретари обкомов или гор­комов партии, членами - руководители местных советских и военных органов.

В годы войны для решения конкретных задач создавались и узко­специальные чрезвычайные органы. Таким органом, например, явля­лась Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и рас­следованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщ­ников.

На организации государственного управления в годы войны ска­зывалось и введение в тех или иных районах страны специальных ре­жимов, и прежде всего в соответствии с Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении». До­полнительными указами Президиума Верховного Совета СССР воен­ное положение (особый правовой режим, устанавливаемый при чрез­вычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрез­вычайных мер в интересах обороны государства) вводилось в большин­стве союзных и автономных республик по всей Европейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Военное положение было введено так­же на всех железных дорогах, морском, речном и воздушном транс­порте.

Военное положение на транспорте означало введение воинской дисциплины в системе транспортных- ведомств. Рабочие и служащие транспорта наравне с военнослужащими несли дисциплинарную и уго­ловную ответственность за совершенные проступки и преступления.

В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявили в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых дру­гих городах и районах прифронтовой полосы. Осадное положение ха­рактеризовалось по сравнению с военным еще более жесткой регла­ментацией режима (комендантский час, воздушные тревоги и т.д.). Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Провокаторы, шпионы, агенты врага, призывавшие к нарушению по­рядка, расстреливались на месте.

В районах, областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавались подпольные партийные и советские органы, опирав­шиеся на партизанское движение.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!