Восприятие человека человеком. Формирование первого впечатления. Эффекты межличностного познания

Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая в рассматриваемом случае заключается в том, что свой­ства облика человека отражаются в образе как принад­лежащие человеку, т. е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие осо­бенности, характеризующие отражение индивидуумом; действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность.

Многочисленными исследованиями установлено, что целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих ус­ловий всегда сказывается и на формирующемся у нас образе другого человека.

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в осве­щенности, удаленности от наблюдателя, образ воспри­нимаемого человека остается относительно постоянным.

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обознача­ют воспринимаемого (колхозник, ученый, предприниматель и т. п.), в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате об­щественной практики и более или менее усвоенное вос­принимающим субъектом.

Необходимо отметить, что особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент вос­приятия, не жестко определяют поведение воспринима­ющего человека, потому что воздействие этих особенно­стей опосредствуется всем его опытом, его внутренним миром, преследуемыми им целями. Не способный абст­рагироваться от них субъект восприятия обычно связы­вает внешний облик, манеру поведения и стиль действования другого человека с определенными устремления­ми, вкусами, моральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными возможностями восприни­маемого. Таким образом, другой человек воспринимает­ся не только в своих исходных физических качествах (такой-то рост, пол, возраст, фигура, лицо, глаза и пр.), но и как личность, занимающая определенное положе­ние в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

Одним из источников, на основе которого люди формируют впечат­ления о другом человеке, является внешность. Внешность - это анато­мические, функциональные и социальные признаки человека. Внеш­ность человека - довольно емкий и сложный источник информации. Понятно, что наиболее привлекающим внимание и информативным является лицо человека. И главное, что отражается на нем и выражает­ся в мимике, - это эмоции. Экспериментально установлено, что основную информационную на­грузку несут глаза, брови, волосы и область вокруг рта (губы). Более высокая различимость волос, глаз, бровей обусловлено их нахождением в верхней части объекта, которая воспринимается и различается в пер­вую очередь, кроме того, они превосходят по контрасту все другие эле­менты лица, а волосы выдвигаются на первый план еще и по площади. Особую выразительность имеют глаза. Не менее важный компо­нент внешности индивидуума, его жесты, т. е. движения рук или кистей рук. На основе этих функций жесты делят на коммуникативные и опи­сательно-изобразительные. К коммуникативным относятся те, которые заменяют речь. Это могут быть жесты приветствия, прощания, оскорби­тельные движения руками и т.д. В отличие от них смысл описательно-изобразительных жестов раскрывается только в словесном сопровождении.

Эффект ореола (галоэффект) - это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприя­тие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляет­ся либо в форме позитивной оценочной пристрастности (по­ложительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополуч­ное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начина­ют переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обсто­ятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к зна­комому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая, информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к не­знакомому человеку более значимой оказывается первая ин­формация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровож­дающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация - это восприятие и оценка социальных объ­ектов на основе определенных представлений (стереотипов). Сте­реотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осоз­нания возможных различий между ними.

Стереотип - это упрощенное, зачастую искаженное, характер­ное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереоти­пы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первич­ности и новизны. В межличностной перцепции Стереотипизация выполняет две основные функции: поддержание идентификации: оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. Особенное распространение получили так на­зываемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации отдельных представителей тех или иных этничес­ких групп строятся предвзятые выводы относительно всей груп­пы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г.М. Андреева, может привести к двум различ­ным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это уп­рощение ведет к замене образа человека штампом, например, -«все бухгалтеры - педанты», «все учителя - назидатели». С дру­гой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о соци­альном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным (4, с. 45).

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!