Воспитание в семьях разных типов

Приведем классификацию дисгармоничных типов семей (А.С. Спиваковской) и проанализируем  с точки зрения влияния на воспитание и социализацию ребенка.

Внешне спокойная семья.  В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако при более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет.  В таких семейных союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и неискренностью отношений. Сдерживаемые эмоции нередко губительно отражаются на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, возможны длительные приступы тоски, депрессии.

Вулканическая семья.  В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, ссорятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно. В этом случае спонтанность преобладает над чувством ответственности. Когда отношения в семье строятся на основе видимой благожелательности, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает его источника, живет в постоянном напряжении и  не в силах его ослабить. «Семья - санаторий». Один из супругов, эмоциональное состояние которого выражается в повышенной тревожности перед окружающим миром, требованием любви и заботы, создает специфическую ограниченность, барьер новому опыту. В том случае, когда семья превращается в «санаторий» для матери или отца, дети обычно лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в материнском принятии и любви. Как правило, они рано привлекаются к выполнению домашней работы, нередко годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям. Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности, при повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

 «Семья-крепость». В основе таких союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях, как носителях зла.  Часто такие представления подкрепляются необходимостью вывода негативных эмоций, возникающих в семье, за ее пределы. Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи объясняется заботой о будущем ребенка. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие к ребенку неудачно компенсируется мелочной заботой.

В семьях по типу «крепости» любовь к ребенку все более приобретает условный характер, ребенок любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Это обычно с увеличением собственнического компонента в эмоциональной  привязанности родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько порождаемый семейными позициями навязываемый ребенку образ «Я». Воспитание приобретает черты заданности, родители стараются поступить подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера  и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка к себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма.

«Семья-театр». Такие семьи удерживают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Здесь все делается эмоционально, при этом совсем неважно, насколько, в какой мере и что в действительности стоит за тем или иным поведением. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит в любви. В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и также быстро забываются. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей – формальная необходимость, навязываемая социальными нормами. Часто в семейном «театре» контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются обеспечением особых материальных условий или воспитание как бы передоверяется детскому саду или школе. Детям дается «модное» воспитание, они посещают всевозможные дополнительные занятия, занимаются языками, музыкой.

В театрализованном образе жизни семьи  часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность.

«Семья – третий лишний». Подобный тип семьи возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия. Часто в контактах с ребенком родители склонны внушать детям чувство неполноценности, без конца фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости  и подчиняемости родителям. Возникшая зависимость тяготит взрослых, провоцируется тем самым усиление скрытого отвержения. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

Семья с «кумиром».  Это довольно распространенный тип дисгармоничных семей. Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», тогда, когда воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к своему чаду, перенося свои нереализованные чувства на ребенка. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельность, чему способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения. Но столкновение с внешним миром, общение со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний.

«Семья-маскарад». Несогласованность жизненных целей и планов порождает тип семьи, которой можно дать название «маскарад». Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают  внутренний конфликт и очаги нервного перевозбуждения.

Описанные типы семейных дисгармоний доказывают сложность внутрисемейной жизни и глубокую взаимосвязь всех сторон семейного взаимодействия и их влияния на формирование определенных и часто отрицательных качеств у ребенка.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!