Вооруженные силы и государство

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В современной отечественной теории государства и права наиболее распространено понимание государства в институционально-организационном смысле. В связи с этим важное значение имеет рассмотрение такого института, как армия (являющаяся главной составной частью вооруженных сил государства). Данный институт в теории государства и права, как правило, рассматривается применительно к такому признаку государства, как публичная власть. Р. Х. Макуев вычленяет из него в качестве самостоятельного признака механизм государства[1].

В настоящее время существуют различные определения государственного механизма, в том числе даваемые через сопоставление с понятием «государственный аппарат».

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная, материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику[2]. Механизм государства –  это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов[3]. Механизм государства – это основанная на единых принципах и располагающая необходимыми материаль­ными придатками система государственных органов и организаций, посредст­вом которых осуществляются задачи и функции государства[4]. Данные определения носят наиболее обобщенный характер, не указывая на вооруженные силы в качестве составной части механизма государства. В то же время ряд авторов в определении государственного механизма армию выделяют как отдельный элемент (например, А. С. Федосеев, М. Н. Марченко)[5]. «Существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если от­влечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»[6].

Одной из характерных черт (признаков) государственного механизма является то, что он располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками» (Ф. Энгельс), на которые опираются в своей деятельности отдель­ные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно госу­дарство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные сред­ства, имущество, сооружения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Последние, хо­тя и выполняют текущую государственную работу, сами органами государ­ства не являются. Их можно рассматривать как рабочий вспомогательный ап­парат, который хотя и не обладает властной силой, но играет важнейшую роль[7]. По мнению М. И. Байтина, к материальным (вещественным) придаткам государственного механизма относятся различные материальные ценности, бюджет­ные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функциони­рования государственных органов[8]. Исходя из данных теоретических положений, Л. П. Рассказов относит вооруженные силы, наряду с другими вооруженными формированиями, силовыми структурами (полицией (милицией), органами безопасности, исправительными учреждениями и т. д.), к  материальным придаткам государства[9]. Данной точки зрения придерживаются и другие ученые (М. Н. Марченко, Н. И. Матузов (одновременно относя их к государственным организациям), С. В. Липень и др.[10]). Однако, по мнению Р. Х. Макуева, «относить к государственному  механизму  кроме государственных  органов учреждений и организаций еще и материальные средства государственной власти, «материальные придатки» и т.п., на наш взгляд, означает допустить слияние элементов государственного аппарата и условий его функ­ционирования». Выделяя вооруженные силы как составную часть государственного механизма, он рассматривает их исключительно как государственную организацию[11]. Исследователи механизма государства отмечают, что его масштабы находятся в определенной зависимости от задач, решаемых государством на определенном этапе (экономические проблемы, природные катастрофы, военные действия, борьба с международным терроризмом и др.)[12]. На это влияют как внутренние (культурно-истори­ческие, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территорииаль-ные размеры страны, уровень экономичес­кого развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими го­сударствами и т.п.) факторы. В условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т. п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные opганы[13]. Таким образом, роль и функции вооруженных сил в механизме государства не являются неизменными и зависят от целого ряда факторов. Так, с точки зрения классового подхода «поскольку главная задача эксплуататорского госу­дарства состоит в подавлении, удержании в узде подав­ляющего большинства населения, постольку в механизме эксплуататорского государства основное место занимают органы насилия и подавления (армия, полиция, развед­ка, тюрьмы, чиновничество и т. п.)»[14].

Государственный механизм, принципы его организа­ции и деятельности постоянно развивались по мере усложнения общества. На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это определяется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Механизм феодального (средневекового) государства первоначально имел не сложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появ­ляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти. По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Создается разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специаль­ные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. На структуру механизма буржуазных государств оказали влияние процессы демократизации общества, однако вооруженные силы продолжают играть значительную роль в государстве. Армия как политический институт возникла с образованием го­сударства и продолжала развиваться и совершенствоваться на про­тяжении многих веков как неотъемлемый элемент государственного механизма. Роль и место армии специфичны в различных государс­твах и на разных исторических этапах. Так, в Древнем Риме легионы играли важную роль, выполняя основные функции государства и воз­действуя на сам процесс его развития. По оценке А. В. Игнатенко, римская дружина первоначально являла собой почти весь государс­твенный механизм. В V – II вв. до н. э. она способствовала перерастанию государства из полиса в державу, рабовла­дельческую империю. «Все важнейшие элементы раннереспубликанско­го государственного механизма были теснейшим образом связаны с военным ведомством»[15]. Армия рассматривается как орган государства, предназначенный для проведения его политики средс­твами вооруженного насилия[16] и как «звено», «учреждение», «часть государственного механизма». Вооруженные Силы Федеральным законом «Об обороне» определяются как государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации[17].

Чем же является армия: органом государства или лишь его «особым учреждением»? В лице своего руководства она, как правило, предс­тавлена в правительстве, представляющем собой исполнительный ор­ган власти. Что касается специфики (т. е. наличия вполне опреде­ленных внутренних качеств) армии, то она присуща и другим госу­дарственным органам, т. к. каждый выделяется в общей системе го­сударственного механизма. При характеристике государственного органа в узком смысле эта специфика позволяет отнести армию к органам прямого, непосредственного принуждения. С другой сторо­ны, армия в лице своего верховного главнокомандующего (как пра­вило, главы государства), комитета законодательного органа, а также военного министра (члена правительства) непосредственно участвует в выработке направлений внешней и внутренней политики государства. В. П. Прокопьев определяет армию через такую понятий­ную категорию, как «государственный военный институт». В воору­женных силах помимо верховного военного командования и военного министерства существуют многочисленные учреждения: главные и специальные управления, штабы и командования, воинские части различных родов войск. Эта совокупность дополняется военизиро­ванными организациями и военным ополчением, военно-учебными заведениями, военными предприятиями и т. д., что в теории государства называется «вещественными придат­ками армии»[18]. Армия в должной мере самостоятельна, оформлена, как правило, на основе общегосударственного (конституционного) и специального военного законодательства, выполняет государствен­ные задачи, т. е. обладает всеми признаками государственного инс­титута.

Можно говорить о трех принципиаль­ных признаках армии, дающих в совокупности представление о ней как о политическом институте.

Во-первых, армия – учреждение государственное. В классовом обществе она, как и государство в це­лом, выражает интересы определенных классов, социальных групп. Вместе с тем армия призвана выражать и защищать интересы общего­сударственные и общесоциальные. Осуществляя управление общест­вом, охраняя его экономическую и социальную структуру, государс­тво имеет на мировой арене и внутри страны свои особые интересы и задачи, сущность и объем которых определяются как самой приро­дой государства, так и историческими условиями его развития. Для их достижения оно должно заботиться об обеспечении своего поли­тического могущества, без которого само его существование зави­село бы от случая и подвергалось бы опасности насильственного посягательства со стороны тех или иных внешних или внутренних деструктивных сил. Если поставленные перед государством задачи не могут быть достигнуты мирными способами, то крайним средством их осуществления выступает непосредственное применение государс­твом его физической силы, т. е. вооруженная борьба. Для этого и создается специальная организация – армия. Как реальная сила она составляет необходимую опору и орудие верховной власти и во всем объеме принадлежит государству, составляя с ним единое целое. Правовой статус этого института определяется совокупностью пра­вовых норм, регламентирующих вопросы его организации, внутренней жизни и функционального использования. То есть армия как орган государства есть организация правовая.

Во-вторых, важным призна­ком армии как специфической организации является то, что она – организация вооруженная. От различных институтов государства (представительных и исполнительных органов власти, органов уп­равления, правосудия, прокуратуры и др.) армия отличается тем, что является вооруженной силой, объединением вооруженных людей. Благодаря этому, армия обладает таким качеством, которого не имеет ни одна невоенная организация, – боевой мощью, используя которую государство может осуществить самые жесткие принудитель­ные функции. Опираясь на армию, оно, при определенных условиях, может обойтись и без них, ибо сам факт наличия вооруженной орга­низации является значительным психологическим фактором, прида­ющим авторитарную силу актам государственной власти и гарантиру­ющим неприкосновенность законного порядка в государстве.

В-третьих, армия – это государственная военная организация осо­бого назначения: она способна вести войну и вооруженную борьбу. Опираясь на эту способность армии, государство использует ее как инструмент внешней и внутренней политики. Так, статья 10 Федерального закона «Об обороне» определяет, что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Вооруженные силы как военную организацию, призванную обеспечивать безопасность личности, общества и государства от различного вида угроз, значительное число ученых и практиков (В. П. Божьев, Л. К. Савюк и др.) относят к правоохранительным органам в широком смысле слова. По мнению В. В. Семенова, признак вооруженности роднит правоохранительные органы с вооружен­ными силами, но их необходимо различать, т. к. правоохранительная деятельность, поддержание общественного порядка и безопасности не входят в круг основных задач вооруженных сил[19]. В связи чем и не включает вооруженные силы в выделяемую им систему органов по борьбе с преступностью (при этом среди ее элементов называет внутренние и пограничные войска). С аналогичных позиций выступает и  В. Н. Хропанюк, считая, что в современных условиях внутренние функции вооруженных сил отмирают[20]. Исходя из тезиса В. В. Семенова о том, что система правоохранительных органов сильно подвержена процессам реформирования и преобразования, следует отметить, что при определенных условиях вооруженные силы могут наделяться правоохранительными (полицейскими в узком смысле) функциями, выполняя при этом ряд других внутренних функций. В частности, об этом свидетельствует не только история[21], но и опыт современного Российского государства, где Вооруженные Силы во взаимодействии с органами государственной безопасности, внутренних дел и другими «силовыми структурами» являются важнейшим компонентом в системе обеспечения внутренней безопасности общества и государства (значительный опыт накоплен и в зарубежных странах)[22]. Это особенно актуально в связи с возрастанием внутренних угроз социального характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков, деятельность незаконных вооруженных формирований и т. п.), к противодействию которым привлекается армия, что находит свое отражение и в современном российском законодательстве[23].

[1] См.: Макуев Р. Х. Теория государства и права: учебник. – М.: Юрист, 2006. – С. 99.
[2] Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юрист, 2004. – С. 86.
[3] Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова. – М.,  2000. – С. 134.
[4] Семенов В. В. Механизм государства // Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. – М., 2005. – С. 96.
[5] Федосеев А. С. Механизм (аппарат) Советского общенародного социалистического государ­ства // Основы Советского государства и права / под ред. А. С. Федосеева. – М.: Юрид. лит., 1964. –  С. 48; Теория государства и права: курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. – С. 115.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. – С. 287.
[7] Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. – М., 2005. – С. 95.
[8] Байтин М. И. Механизм государства // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд. – М., 2004. – С.102.
[9] Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: РИОР, 2008. – С. 120 – 121.
[10] Теория государства и права: курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. – С. 114 – 115; Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. – С. 86, 88;  Липень С. В. Понятие и назначение аппарата государства // Теория государства и права: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 200.
[11] Макуев Р. Х. Указ. соч. – С. 173.
[12] Там же.
[13] Матузов Н.И., Малько А. В. Указ. соч. – С. 88-89.
[14]Федосеев А. С. Указ. соч. – С. 49.
[15] Игнатенко А. В. Армия в государственном механизме рабовладельческого Рима эпохи республики: дис. ... докт. юрид. наук. – Свердловск, 1981. – С. 195.
[16] Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М., 1993. – С. 27; Военный энциклопедический словарь. – М., 2002. – С. 81.
[17] Об обороне : федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ  // Собрание законодательства Российской Федерации (далее: СЗ РФ). – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
[18] См.: Прокопьев В. П. Армия в государственном механизме буржуазной Германии 1806 – 1918 гг. Историко-правовой анализ: дис. … докт. юрид. наук. – Калининград, 1988. – С. 9 – 10.
[19] Семенов В. В. Указ. соч. – С. 113 – 114.
[20] Хропанюк В. Н. Указ. соч. – С. 148.
[21] См., например: Амиров Р. З. Полицейские функции армии Российского государства (XVIII– первая четверть XIX вв.): монография. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 1999; Амиров Р. З. Взаимодействие полиции и вооруженных сил Российской империи в обеспечении внутренней безопасности: историко-правовой анализ: учебное пособие. – Уфа:  УЮИ МВД РФ, 2009.
[22] См.: Правовые и организационно-тактические основы применения воинских формирований для обеспечения внутренней безопасности в некоторых зарубежных государствах. – М., 2002.
[23] См.: О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277; Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2750; О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 11. – Ст. 1146 и др.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!