Воображение: виды и механизмы

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Таким образом, благодаря этой способности, человек может увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовкиматериала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Процесс воображения протекает как соотношение анализа и синтеза имеющихся у человека знаний. В процессе анализа происходит разложение информации на отдельные элементы, а затем из этих «кирпичиков» син­тезируется (синтез) новый образ. В ходе воссоздающего воображения этот новый образ будет соответствовать реальному аналогу. Творческое вообра­жение позволяет соединять «кирпичики» в новые сочетания, не имевшие места в прошлой действительности.

Аналитико-синтетическая деятельность воображения реализуется с по­мощью нескольких механизмов, получивших название приемов творческого воображения. Рассмотрим их подробнее.

Первый, наиболее элементарный прием - агглютинация. Агглютина­ция (склеивание — греч.) предполагает соединение, «склеивание», отдель­ных элементов различных образов и информации в новые, нетипичные или несоединимые части. Примером агглютинации являются многие мифологи­ческие и сказочные герои (кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках, Тяни-Толкай из сказки «Айболит» и т. п.). С помощью агглютинации создается множество изобретений. Например, водный мотоцикл - это агглютинация мотоцикла и катера, аккордеон - сочетание фортепьяно и баяна и т. п. Очень важно развивать у детей технику агглютинации. Это вполне реально с помощью специальных игр и заданий.

Следующий прием - гиперболизация (преуменьшение или преувеличе­ние). При гиперболизации не только увеличиваются или уменьшаются пропорции предмета, но и изменяется количество элементов последнего. Классическим примером гиперболизации являются образы Гулливера, Мальчика с пальчик, дракона с семью головами. В мифологии широко используется прием агглютинации для придания мифическим образам эффекта необычности, сверхчеловечности (многорукий Шива в индуизме).Следующий прием воображения - акцентуация (заострение). При ак­центуации заостряется, подчеркивается конкретный признак, и за счет этого изменяется образ. Акцентуация используется для создания шаржей, карикатур. Хороший прием для создания образов воображения - схематизация. В этом случае образ-фантазия конструируется за счет сглаживания всех деталей и мелких отличий, а на передний план выступают основные значимые элементы образа. Примером может служить цветочный орна­мент.

Синтез представлений реализован в наиболее сложном приеме созда­ния образа воображения — типизации. Типизация направлена на то, чтобы в ходе анализа объектов выделить наиболее типичное, распрост­раненное, повторяющееся. Затем с помощью синтеза преобразовать эти типические элементы в новый образ не существующего реально, но отражающего все типичные характеристики этого класса. Примером типизации может служить любой обобщенный литературный персонаж: Онегин, Обломов, Манилов. Типизация по своим механизмам наиболее близка к мышлению и обеспечивает возможность выделения самых существенных, значимых элементов объекта или ситуации. Кроме приемов воображения, этот процесс характеризуется и соотно­шением с сознанием. С этой точки зрения воображение может быть непроизвольным и произвольным.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!