Внимание. Понятие, свойства, виды

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и поз­волит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосре­доточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него вос­приятие невозможно.

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специа­листы даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только сто­роной или моментом других психических процессов. Но от­крытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом .внимания, позволяет ут­верждать, что оно представляет собой психическое образо­вание, чьи структуры анатомический физиологически от­носительно независимы от сенсорных процессов. Сложнос­ти объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно все­гда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состоя­ние характеризующее динамические особенности познава­тельных процессов. Внимание и обусловливает избиратель­ность, сознательный или полусознательный отбор инфор­мации, поступающей через органы чувств.

Внимание обладает определенными параметрами и особен­ностями, которые во многом являются характеристикой че­ловеческих способностей и возможностей. К основным свой­ствам внимания обычно относят следующие.

Концентрированность. Это показатель степени со­средоточенности сознания на определенном объекте, интен­сивности связи с ним. Концентрированность внимания озна­чает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

Устойчивость. Способность длительное время под­держивать высокие уровни концентрированности и интен­сивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потреб­ности, личные интересы), а также внешними условиями де­ятельности человека. Устойчивость внимания поддержива­ется не только новизной поступающих стимулов, но их по­вторением. Например, телевизионная реклама и в сотый раз привлекает внимание взрослого зрителя, вызывает ориен­тировочную реакцию и у ребенка и даже (может быть еще в большей степени именно в том случае) если ее содержание совершенно нелепо. Устойчивость — временная характерис­тика внимания.

Объем - показатель количества однородных стиму­лов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зави­сит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта

Распределение, то есть способность сосредотачи­вать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) вни­мания, что дает возможность совершать несколько дейст­вий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания. Наполеон мог, по нескольким свидетельствам, диктовать своим секрета­рям смесь ответственных дипломатических документов од­новременно.

Переключение внимания понимается как возмож­ность более или менее легкого и достаточно быстрого пере­хода от одного вида деятельности к другому. С переключе­нием функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключе­ние может быть произвольным, тогда его скорость - это по­казатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных нео­жиданных раздражителей.

Классификация основных типов внимания обычно произво­дится путем разделения его реакции на а) генетически и со­циально обусловленные; б) непосредственные или опосредо­ванные; в) происходящие автоматически или требующие во­левого усилия и контроля. В первом случае можно выделить «природный», естественный тип внимания, связанный обыч­но с проявлением инстинктов размножения и самосохране­ния или с саморегуляцией организма. Социально-обусловленное внимание - продукт обучения и воспитания. Напри­мер, голый человек, появившийся среди бела дня на центральной улице большого города, привлечет к себе вни­мание не как субъект сексуального влечения (естественный тип внимания), а скорее, как нарушитель социального запре­та, «табу», поддерживаемого основной массой населения.

Особый интерес психологов всегда привлекало произ­вольное внимание, требующее сознательного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида, который в этом слу­чае подавляет свои непроизвольные реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости. Внезапно влетев­ший в аудиторию воробей вызовет непроизвольное внима­ние, а попытка понять и зафиксировать содержание серьез­ной лекции потребует произвольного.

Дело в том, что произвольное внимание в значитель­ной мере и продукт, и условие нашей цивилизации, сделав­шей необходимым непривлекательный труд - и физичес­кий, и умственный. Можно предположить, что предрасположенность к произвольному вниманию является одним из факторов со­циального отбора, так как оно не только условие эффектив­ной работоспособности нашего интеллекта, но. и способству­ет лучшему взаимопониманию людей, предотвращает не­нужные конфликты между ними, то есть дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной соци­альной адаптации.

Школьное обучение, как известно, является органи­зованным, целенаправленным, систематическим процес­сом, осуществляемым по учебным планам, учебникам, с помощью специальных средств и в определенном режи­ме. В школе, на уроке ученик не волен выбирать себе занятие, а обязан заниматься тем, чем положено в дан­ный момент. Очевидно, что такая организация деятель­ности предъявляет повышенные требования к внима­нию учащегося. Нередко ученики, особенно начальных классов, остро нуждаются в том, чтобы учитель помог им организовать внимание в процессе работы. Сложность, однако, состоит в том, что и у многих учителей представление о внимании младших школьников носит су­губо интуитивный характер – учителя не разбираются  в индивидуальных и возрастных особенностях внимания школьников.

Активное развитие произвольного внимания в про­цессе учебной деятельности происходит параллельно и взаимосвязанно с формированием навыков учебной деятельности. Необходимость использовать свойства вни­мания адекватно выполняемым учебным задачам приво­дит к тому, что, как мы уже сказали выше, у большин­ства школьников формируется организованность внима­ния как особый навык, призванный целенаправленно управлять вниманием, обеспечивать оптимальные усло­вия для достижения целей учебной работы.

Четкая организация учебной жизни, необходимость соблюдать режим приводят к тому, что у многих школь­ников постепенно складываются поведенческие навыки и привычка аккуратно и добросовестно относиться к своим обязанностям. Сначала это происходит во внеш­нем плане, под строгим контролем взрослых; постепенно учащиеся принимают на себя функцию контроля, и рож­дается самоконтроль. Постоянный самоконтроль явля­ется благоприятной почвой для укрепления вниматель­ности как личностной особенности.

Внимание учащегося органически включено в учеб­ную деятельность, общая организация и временной ре­жим которой на уроке задаются учителем. Учителю надо постоянно помнить: чем больше зада­ваемый темп отличается от удобного для ученика, тем больше страдает качество выполняемой деятельности. Школьник в этом случае испытывает все нарастающие трудности. Они особенно велики, когда ученик не успе­вает, то есть его индивидуальный темп ниже уровня, требуемого учителем. Для такого школьника режим ра­боты в классе не является оптимальным. Нарастает на­грузка на все психические процессы, в первую очередь на внимание. Если у ученика большой объем внимания, и он хорошо умеет его распределить, какое-то время учащемуся удается удерживать в центре внимания материал, который он прорабатывает в данный момент, и то, что в то же время предлагает учитель классу. Не такое состояние долго продолжаться не может. Внимание ученика быстро истощается, и он отключается от активной работы на уроке.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!