Внешняя среда организации

22 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Организация как открытая система черпает из внешней среды ресурсы, возвращая в нее товары и услуги. В современном мире происходят постоянные перемены, огромные по своим масштабам, долгосрочные по своему воздействию, исследование которых предполагает идентификацию, выделение и анализ влияющих элементов внешней среды.

Внешняя организационная среда предприятия, фирмы включает в себя элементы, находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на нее существенные прямые или косвенные воздействия.

Традиционно внешнюю среду предприятия подразделяют на два уровня: " генеральная среда (макроуровень); - функциональная среда задач (микроуровень).

Общая (генеральная) среда представляет собой наиболее удаленный от предприятия внешний слой элементов организационной среды, которые влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Выделяют пять основных измерений генеральной среды: международное, технологическое, социокультурное, экономическое и законодательное (политическое).

Под международным измерением внешней среды понимают происходящие за рубежами страны события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели, поставщики, она же формирует новые социальные, технологические и экономические тенденции.

Технологическое измерение включает научные и технологические нововведения в отдельной отрасли и обществе в целом. В последнее десятилетие наиболее значимыми инновациями отличаются компьютерная и телекоммуникационная отрасли.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для

модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и столь же огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что ведет к крайне негативным последствиям.

Технологическая среда включает технологии производства продукции (способ получения и доведения товара до потребителя), возможности получения сырья и комплектующих изделий соответствующего качества, перспективы технологических улучшений. Эта среда имеет принципиальное значение для фирмы, особенно при вхождении в существующий рынок. Технологическая среда, несомненно, должна быть исследована с позиций ограничений, тенденций и возможностей, именно здесь фирма может найти основы собственных конкурентных преимуществ. Учет положительных технологических возможностей (например, имитация удачных достижений других фирм, тенденции развития технологических процессов, предложения более эффективных ресурсов, технологический уровень других фирм и т. д.) позволит фирме уточнить свое позиционирование. Подобный учет поможет выбрать наиболее эффективные стратегические направления развития. Кроме того, осмысление прошлых ошибок позволит предотвратить отрицательный исход намеченных нововведений, если фирма не видит возможностей встраивания своего дела в уже сложившуюся технологическую среду. Вместе с тем имитация существующего технологического направления в отрасли создает для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения. Более удачным решением при достаточно детальном изучении своей будущей технологической среды (с учетом ее изменений) будет осуществление эффективной инновационной стратегии. Эта стратегия предполагает инновации в области продукта и его производства, уменьшение издержек по сравнению с другими фирмами за счет более удачного использования ресурсов или нахождения других ресурсов, приобретение имиджа технологического или маркетингового лидера (бренда) и т. д.

Монопольное положение в отрасли, благодаря особому продукту или низким издержкам (в пределах правовых ограничений), дает неоспоримые преимущества как при входе в отрасли, так и при выживании в долгосрочной перспективе, так как способствует успешному продвижению собственного товара в условиях соперничества с конкурентами. Монопольное положение предприятия, имеющего устойчивую конкурентную позицию, может позволить менеджменту сконцентрировать внимание на других факторах эффективности (игнорируя некоторые аспекты внешней среды), таких как создание эффективных структур управления, систем управления персоналом, производственных структур и внутренних логистических схем. По мере усложнения внешней среды конкурентная позиция может ослабнуть, и предприятие рискует приблизиться к кризису.

Конкурентные силы отрасли стимулируют процесс развития технологической среды, так как каждая конкурирующая фирма должна понимать, что, если она не сможет соответствовать технологическому уровню отрасли, она потеряет свои потенциальные преимущества в конкурентной борьбе и проиграет своим соперникам.

Технологическая среда отрасли и предприятия динамична не только вследствие конкурентной борьбы и диффузии технических и технологических достижений. Она может интенсивно развиваться в переходной экономике и благодаря эффективной промышленной политике государства, стимулирующей инновационное развитие предприятий. Трудности и особенности существования технологически передовых предприятий связаны со многими причинами: несовершенство антимонопольного законодательства и системы налогообложения, неблагоприятный предпринимательский климат и т. д.

Социокультурное измерение внешней среды образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населения страны, в которой оперирует организация. Важными социокультурными характеристиками являются географическое распределение, плотность проживания, средний возраст, уровень образования населения. Структура населения, например, определяет состав рабочей силы и потребителей.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т. п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей на другие компоненты макроокружения и на внутреннюю среду организации. Изменения социальных процессов относительно медленные, однако если они происходят, то приводят к очень существенным изменениям в окружении организации.

Экономическое измерение отражает общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает организация. Покупательская способность потребителей, уровень безработицы, процентные ставки — все это элементы экономической среды. В периоды экономических спадов существенно возрастает спрос на услуги некоммерческих благотворительных организаций.

Бюджетная и налоговая политика государства являются наиболее важными и ощущаемыми средами для российских предпринимателей. В зависимости от направленности этих политик (стимулирующей или конфискационной) формируются ценностные ориентации менеджмента и мотивация бизнеса. Характер этих политик ориентирует менеджера на достижение либо краткосрочных, либо долгосрочных стратегических целей развития предприятий.

Среди возникающих у менеджера проблем, связанных с налогообложением, следует отметить слишком большое число налогов, высокие налоги на зарплату, включение в налогооблагаемую базу инвестиционных расходов, сохранение налога с оборота. Возникновение так называемых серых схем — оборотная сторона налоговой системы. Эти последствия «оптимизации» налоговых выплат порождают «государственный рэкет». «Непрозрачность бухгалтерии» особенно осложняет жизнь компаний, для которых требуется привлечение значительных внешних финансовых ресурсов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!