Внеклассная и внешкольная работа по литературе

Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художествен­ных впечатлений - читательских, музейных, театральных, му­зыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движу­щей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусст­вом, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли ак­тера, художника, экскурсовода и т.п.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке мето­дических стереотипов, рождению новых подходов к преподава­нию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабо­раторией творчества словесника, в которой моделируются нетра­диционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избран­ной учеником теме и даже в форме коллективной игры. Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.

Внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение кон­кретной литературной темы, проблемы может определять про­филь внеклассной работы. Выделим в ней относительно само­стоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изуче­нию литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школь­ных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться про­шлым недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении об­наружить высокую культурную тенденцию... Культура начи­нается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых вре­мен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как Дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт про­шлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме».

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литератур­ным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жан­рами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От ма­ленького писателя - к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овла­дения журналистикой, искусством перевода, а рукописные жур­налы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций».

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения че­рез звучащее слово, драматическую интерпретацию.

Как правило, названные направления во внеурочной рабо­те связаны, с одной стороны, с региональной спецификой ли­тературно-краеведческого материала, традициями школы, не­утомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творче­ского, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия пе­дагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В изобилии и разнообразии форм внеклассной работы по литературе можно выделить две основные группы: формы периодические (литературные праздники) и постоянные (литературные объединения). Вечера, встречи, смотры, конкурсы, олимпиады, концерты, карнавалы — все это праздники, всем им должна быть свойст­венна атмосфера душевного подъема и радости.

Литературные праздники обычно традиционны. Традиционными стали и Всероссийские литературные празд­ники, в которых ежегодно участвуют сотни тысяч школьников. На праздниках работают секции литературоведческие, искус­ствоведческие, литературно-творческие, устраиваются конкурсы и выставки работ исследовательского и художественного ха­рактера.

В городах и областях традиционно проводятся местные ли­тературные олимпиады - чаще всего в форме конкурса сочине­ний, но бывают и конкурсы по выразительному чтению, ин­сценированию, иллюстрированию литературных произведений, конкурсы стихов, песен, сказок, рассказов, созданных школьни­ками.

Изобилие праздничных форм — явление отрадное, однако таящее в себе некоторую опасность. Перегрузка массовыми мероприятиями подчас порождает поспешность, непродуманность в их подготовке и организации. Тогда воспитательный эффект может быть прямо противоположен желаемому. Чтобы избежать этой опасности, чтобы литературные праздники всегда будили светлые мысли и чувства, надо видеть в них средство обществен­ной оценки и пропаганды результатов постоянно идущей классной и внеклассной работы школьников.

Постоянные формы внеклассной работы по литературе — это различные творческие объединения школьников по интересам и склонностям. Наиболее распространенное объединение — кружок (обычно для учеников средних классов) и клуб (обычно для старшеклас­сников). Кружок, как правило, охватывает небольшую группу школьников, близких по возрасту. Но встречаются и кружки крупные, разновозрастные, многопрофильные, приближающиеся по характеру работы к клубу. Тематика работы кружков чрезвычайно широка. Их програм­мы публикуются в специальных сборниках. Но чаще руководи­тель создает их сам, учитывая рекомендации, накопленный опыт, запросы учеников, собственные интересы и возможности.

Существуют кружки читательские, библиографические, лите­ратурно-творческие (с их разновидностями — юных переводчи­ков, журналистов, поэтов и прозаиков, лекторов, критиков), художественного слова и драматические, фольклорные и историко-литературные, литературно-краеведческие; кружки, изучающие «содружество» литературы с другими искусствами (жи­вописью, музыкой, кино, телевидением), и многие другие.

Каждый кружок способен жить и развиваться на основе инициативы и самодеятельности учащихся, но в IV—VII классах особенно велика роль руководителя, способного интересы де­тей — часто неустойчивые, противоречивые - направить в единое русло. Какова бы ни была программа кружка, решающее усло­вие - общественная направленность.

Особая форма работы литературного кружка - школьный театр. Руководи­тели таких театров - обычно учителя, любящие сценическое искусство, но в большинстве случаев не имеющие театрального образования. Им приходится осваивать основы режиссерской работы. В руководстве любительским искусством особенно важно верно представлять себе его специфику и не стремиться подра­жать профессиональным театрам. Разумеется, и любителям нужна подготовка. Хорошие школьные театры всегда работают как студии, где обучают некоторым началам сценического искус­ства: речи, ритмике, движению. Эта подготовка не может, ко­нечно, подняться до уровня профессиональной. В основе искусства любителей - живое, искреннее восприятие художественного про­изведения и стремление поделиться своими переживаниями. Школьные актеры способны по-своему интересно играть даже трудные роли. Но это скорее выражение любви к искусству, чем само искусство; это игра в театр, имеющая, однако, немалую ценность и привлекательность, если непритязательна и носит творческий характер.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!