Влияние самооценки на становление личности руководителя

17 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Самооценка - это эмоционально окрашенная оценка самого себя. Она состоит из двух составляющих: фундаментальной самооценки, отражающей представление человека о самом себе и своей роли в окружающем мире, и ситуативной.

Самоооцён'ка бтражает степень развития у человека самоуважения, положительного отношения к самому себе и ощущение собственной ценности. Низкая самооценка характеризует негатив ное отношение к себе, неприятие себя, самоотрицание, ощущение собственной неполноценности.

Центральным элементом в позитивной самооценке является самоуважение. Оно включает восприятие собственной значимости, принятие себя, чувство собственного достоинства и любовь к себе. Люди с низким самоуважением имеют неясное, противоречивое представление о самом себе. Представление о себе лиц с высоким самоуважением отличается четкостью и постоянством. Эта характеристика является стабильной, хотя и может иметь ситуативные колебания. - . -

Общаясь с людьми, мы получаем «обратную связь», содержащую реакции других на наши поступки, их оценки и т.д. Восприятие обратной связи очень важно для адекватного поведения человека, в том числе и в профессиональной сфере. По данным американских исследователей, люди с низким самоуважением склонны обесценивать обратную связь, несущую в себе негативную информацию. Если же человек с низким самоуважением принимает такую информацию, то он начинает делать глобальные обобщения. Особенно опасен этот эффект по отношению к Лицам, отвечающим за стратегическое развитие фирмы и принимающим судьбоносные для организации решения.

Человек с высоким самоуважением при получении негативной обратной связи на короткий промежуток времени отрицает ее, а затем начинает анализировать возникшую ситуацию и предпринимать адекватные действия, учитывая рациональное зерно, содержащееся в этой информации.

После неудачи, постигшей руководителя с низким самоуважением, ухудшается качество выполняемой им работы. На лиц с высоким самоуважением неудачи не оказывают такого действия. У руководителя с низким самоуважением преобладает пессимистическая реакция на неудачу, когда последняя расценивается как нечто стабильное, а у людей с высоким самоуважением - оптимистичная. Неудача расценивается ими как временное явление, которое можно изменить. В сложных ситуациях, несущих негативные эмоции, руководители, мало уважающие себя, обращаются к плохим воспоминаниям, в то время как уважающие самого себя в состоянии улучшить свое настроение положительными воспоминаниями, что в значительной степени сказывается на поиске выхода из затруднительной ситуации.

Руководители с низким самоуважением воспринимают ситуацию выбора, неопределенности,' риска как угрожающую. Руководители же с высокимгсамоуважением с большей готовностью рискуют и разрешают рискованные ситуации там, где это необходимо. Как показали исследования американских ученых (Korman, 1970, Shulman, 1986), лица с высоким самоуважением мотивированы на эффективное выполнение профессиональной деятельности более, чем специалисты с низким самоуважением.

Еще одной важной составляющей самооценки является самоэффективность (вера в собственные способности). Высокая самоэффективность связана со стремлением успеху, к решению возникших проблем, к новым начинаниям и быстрому восстановлению положительных эмоций после постигшей неудачи, с адекватным поведением в ситуациях неопределенности.

Очень важной составляющей самооценки является локус контроля; (с термином Вы уже знакомы см> п. ЬЗ), отражающий веру человека в способность влиять на ход событий в собственной жизни, контролировать последствия собственных действий. По этому показателю люди делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и на интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рассчитывающие на самого себя). Интерналы более устойчивы к воздействию стресса, но при таком стрессогенном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала, и он становится даже более беззащитным, чем экстернал, оказавшийся в подобной критической ситуации.

Следует особо отметить тот факт, что для успешного выполнения руководящей деятельности необходимо сочетание высокого самоуважения, высокой самоэффективности и интернального ло-куса контроля.

Самооценка является одной из составляющих совокупности представлений человека о самом себе, связанной с их оценкой -так называемой «Я-кониепиии». С Я-концепцией Вы уже встречались при рассмотрении темы «Личность. Социализация личности». В данной главе рассмотрим влияние Я-концепции на становление личности руководителя. Итак, «Я-концепция» включает в себя и то, что индивид о себе думает, и то, как он оценивает свое настоящее и будущее. Существует три основных элемента «Я-концепции»: образ «Я», напоминаем, (представление человека о самом себе), самооценка (эмоционально-оценочная составляющая) и поведенческая реакция (вызванная образом «Я» и самооценкой).

Положительная самооценка в сочетании с представлениями о положительном отношении других людей (социальное «Я») определяют положительную «Я-концепцию» человека. Человек оценивает успешность своих действий не только исходя из собственного восприятия, но и через оценки других людей. Являясь существами социальными, мы зачастую прилагаем значительные усилия, чтобы «вписаться» в общество, в котором мы живем и работаем. Поэтому часто мы оцениваем свои поступки через призму идентичности с другими людьми. В основе «Я-концепции» лежат собственные суждения о самом себе, интерпретации суждений других людей, личные идеалы и культурные стандарты. «Я-концепция» всегда субъективна.

«Я-концепция» оказывает огромное влияние на профессиональную деятельность человека. Она помогает нам организовывать свои действия, строить планы и реализовывать их. Положительное отношение к самому себе помогает человеку верить в свои 62

силы, справляться с возникшими трудностями, стремиться к профессиональному росту. Руководители, считающие себя трудолюбивыми и преуспевающими, верящие в собственные силы, лучше справляются со сложными задачами' возникающими на работе. Они более настойчивы и счастливы в целом, менее тревожны, легче усваивают новое, меньше страдают от язвенной болезни и бессонницы, менее склонны к наркомании и алкоголизму.

«Я-концепция» в целом и самооценка в частности, оказывают огромное влияние как на профессиональные достижения человека, так и на его жизнь в целом. Люди выбирают профессии, соответствующих их образу «Я».

Как уже отмечалось, самоуважение и самоэффективность являются составными частями самооценки. Каждому руководителю следует помнить о том, что будучи достаточно устойчивыми образованиями, самоуважение, самоэффективность и самооценка в целом могут изменяться. Если руководитель систематически подвергается воздействию одной и той же внешней оценки, которая воспринимается как значимая, он не может ее игнорировать. Если такая оценка часто повторяется и исходит от лица, достойного доверия, затрагивает значимые для самоуважения и самовосприятия человека понятия, то она, несомненно, может оказывает влияние на самооценку человека.

Следует помнить о том, что люди с высокой самооценкой работают эффективнее, успешнее разрешают возникающие в профессиональной деятельности сложные задачи. Положительные эмоции по поводу работы улучшают качество принимаемых специалистами решений, улучшают продуктивность деятельности. Руководству следует отмечать успехи своих подчиненных, причем публично и своевременно (сразу). Отрицательные эмоции ведут к низкому уровню мотивации. Хорошие отношения внутри коллектива, благоприятные социальные взаимодействия положительно сказываются на выполнении работы. Поэтому руководитель должен всегда помнить: повышая самооценку отдельных подчиненных, он повышает работоспособность и конкурентоспособность организации в целом. Руководитель должен знать, что позитивная самооценка значима и для работы в коллективе. Люди с большой верой в собственные силы успешнее работают в присутствии других людей (эффект «фасилитации»), чем люди с низкой самоэффективностью (мало верящие в собственные силы). Специалисты с высокой самооценкой лучше себя контролируют, реже ведут себя тревожно, озабоченно, возбужденно или депрессивно, лучше ладят с сотрудниками, эффективно работают в команде, легче переносят организационные изменения. Оказываясь в сложных ситуациях, сталкиваясь с трудностями, люди с высокой самооценкой прилагают значительные усилия для решения возникших проблем, в то время как индивиды с низкой самооценкой отступают от трудностей;

Следует отметить, что самооценка может быть неадекватной, если она занижена либо завышена.

Большинство людей имеет несколько завышенную самооценку. Мы обычно оцениваем свои добродетели и достоинства выше среднего и проявляем оптимизм в отношении своего будущего. Мы часто приписываем неудачу обстоятельствам, а удачу - самому себе: Но если позитивная самооценка нереалистична, то переоценка собственных возможностей приводит к ухудшению качества работы, конфликтам с окружающими и плохой адаптации.

Излишне завышенная самооценка может приводить к необоснованному оптимизму. Так, исследования японских психологов показали, что президенты корпораций, которых можно охарактеризовать как лиц, имеющих завышенную самооценку, необоснованно прогнозируют больший рост своих фирм, чем фирм конкурентов. Люди с завышенной самооценкой недооценивают других и переоценивают себя. Это может приводить к конфликтам внутри коллектива, если это касается рядового сотрудника, и к серьезным проблемам при выработке перспективных планов и Их реализации, если руководитель организации имеет необоснованно высокую самооценку.

В заключение хотелось бы отметить, что адекватная позитивная самооценка является фактором успешности в работе руководителя любого ранга.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!