Влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В отечественной научной литературе недостаточно исследован вопрос о влиянии религиозных воззрений и - конфессиональной деятельности на современный институт семьи, а следовательно и на государственную семейную политику, в том числе регионального уровня. Между тем, данная тема заслуживает стать предметом специального исследования. Без ее рассмотрения остаются не понятыми многие процессы, происходящие в семье. Поэтому остановимся на данной проблеме в порядке ее предварительной постановки.

Россия - многоконфессиональная страна. Наряду с православием, к числу наиболее распространенных религий относятся ислам, иудаизм, католицизм, буддизм.

Все «традиционные» для России конфессии поддерживают семейный образ жизни, оказывают в целом благоприятное влияние на Духовно-нравственное воспитание населения, развивая благотворительность и милосердие, выступая против насилия в семье, алкоголизма и наркомании. В то же время они, поддерживая институт семьи и пропагандируя ценности семейной жизни, имеют собственную позицию по отношению к нормам семейной жизни, и, соответственно, к государственной семейной политике.

Русская православная церковь на юбилейном Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве 13-16 августа 2000 года, рассмотрела Основы социальной концепции русской православной церкви. В этом важном документе сформулирована официальная позиция русской православной церкви по наиболее острым проблемам современной социальной жизни России и отношению к государственной власти, различным светским объединениям и организациям, средствам массовой информации. Остановимся на идеологии русской православной церкви в области семейной политики.

Особое внимание в доктрине уделено современным проблемам российской семьи, мерам государственной семейной политики и отношению к ним русской православной церкви. Отмечено, что «областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются ...забота о сохранении нравственности в обществе; ...духовное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; ...дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; ... наука, включая гуманитарные исследования; ... здравоохранение; ... культура и творческая деятельность; ... поддержка в пользу института семьи, материнства и детства» и другие экономические и социальные вопросы.

В соответствии с Основами социальной концепции русской православной церкви «Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные к Христу, Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака... Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного' эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности: Именно в семье, как в школе благочестия формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит к своему народу, обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение к любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества, принижение значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию, антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют лриюты, а иногда оказываются на улице, - свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит свой важнейший долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка».93

В концепции с позиций православной этики дана негативная оценка прелюбодеяния, внебрачного сожительства, порнографии, алкоголизма, наркомании, абортов, •> контрацепции, фактически обладающей абортивным действием, донорства половыми клетками, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения, клонирования человека, фетальной терапии (в основе которой лежит использование в медицинских целях человеческих эмбрионов), эвтаназии безнадежных больных. Учение Церкви осуждает гомосексуальные половые связи и транссексуализм. Церковь провозгласила курс на активное сотрудничество с государством и другими институтами гражданского общества, включая политические и общественные организации и средства массовой информации, в области охраны здоровья, науки, культуры, образования, решения экологических проблем на основе принципов православной этики.

Данная концепция вобрала в себя весь положительный исторический опыт выживания российской семьи в условиях социальных катаклизмов. Действительно, можно согласиться с тем, что здоровая семья, семейное воспитание формирует нравственные основы личности, обеспечивает живую преемственность поколений и патриотическое, и гражданское воспитание молодежи.

В то же время в социальной доктрине русской православной церкви просматривается противопоставление семьи и профессиональной деятельности, которая, по мнению церкви, ведет к принижению значимости материнства и отцовства, превращению детей в обузу и развитию антагонизма между поколениями.

По нашему мнению, данный подход не вполне правомерен. Ведь профессиональная деятельность родителей существовала всегда, если рассматривать ее в более широком понимании внесемейной производственной деятельности. Вряд ли существует прямая связь между профессиональной деятельностью, профессиональными успехами родителей и отчуждением от детей. В настоящее время самые плохие родители, как правило, отнюдь не хорошие профессионалы, а социально дезадаптированные личности, маргиналы (в т.ч. алкоголики, наркоманы, хронические безработные и т.п.), не нашедшие своего места в профессиональной деятельности и в обществе. Хотя, безусловно, профессиональная деятельность отвлекает родителей от семьи и воспитания детей. (Именно поэтому в Российской Федерации ратифицирована рассмотренная в предыдущем параграфе 156 конвенция МОТ, в которой содержатся меры по обеспечению совмещения трудовой занятости и семейных обязанностей). И наиболее распространенная нуклеарная модель семьи с двумя работающими родителями - это, как правило, малодетная семья.

Наибольшее расхождение позиций русской православной церкви и официальной государственной семейной политики в настоящее время наблюдается по вопросу планирования семьи и полового воспитания молодежи. Православная церковь, как и другие традиционные для России конфессии, осуждает половое воспитание молодежи, полагая, что оно разрушает нравственность, учит молодежь половой распущенности, вседозволенности, безбрачию. Но при изложенном выше подходе несколько нарушено понимание причинно-следственных связей. Политика планирования семьи и половое воспитание молодежи не являются причинами сексуальной революции, половой распущенности, раннего начала половой жизни молодежи. Они возникли как ответ на потребности семьи в контроле над рождаемостью. Следует вспомнить, что периоду нерегулируемой рождаемости соответствовала крайне высокая детская смертность и низкий прирост населения. Благодаря достижениям медицины и социальным переменам, снижение смертности привело к необходимости и возможности планирования числа детей и интервалов между их рождениями. Теперь удовлетворение репродуктивной потребности семьи возможно и без высокой рождаемости.

Одновременно контрацептивная революция дает возможность свободы прежде всего для женщин в половой жизни. А в использовании этой свободы все зависит от нравственной позиции человека. ,

Что касается современной России, то ее специфика заключается в том, что, в отличие от западных стран, сексуальная и контрацептивная революция совпала в нашей стране с социально-политической трансформацией, системным социально-экономическим кризисом и распространением СПИДа, массовым проникновением в страну наиболее негативных форм западной молодежной попкультуры.

В этих условиях пропаганда воздержания, исповедуемая Церковью, не способна остановить СПИД, наркоманию, проституцию, раннее начало половой жизни среди детей и подростков. Не планирование семьи определяет все эти социальные пороки. Но с его помощью можно уменьшить негативные последствия сексуальной революции и половой свободы. А главное, сделать супружескую жизнь более гармоничной, обеспечить рождение только желанных детей. Необходимо грамотное, деликатное половое воспитание в обязательном сочетании с воспитанием высоких нравственных норм и идеалов, учетом менталитета российского общества.

Необходимо отметить, что сегодня, в условиях демократической России проблемы влияния конфессий, в частности, русской православной церкви на сохранение нравственных норм семейной жизни и института семьи в России должны стать предметом самостоятельных научных исследований. В то же время очевидно позитивное воздействие русской православной церкви на укрепление семьи и ее нравственного климата.

Можно заметить, что еще ранее появилась социальная доктрина католической церкви. Ее нормы незначительно отличаются от доктрины православной церкви, хотя более жестко относятся к контрацепции, абортам и другим проблемам биоэтики.

Возрастающее влияние на мусульманскую семью приобретает в современной России ислам.

Сводом религиозных и правовых правил поведения мусульман является шариат, основанный на Коране и Сунне. Нормы шариата регулируют различные стороны общественной, семейной и личной жизни как в религиозных, так и юридических аспектах. В соответствии с установлениями Корана «Мужья стоят над женами За то, что Аллах дает одним преимущества перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества»94.

В этих установлениях в первую очередь обращает на себя внимание подчиненное положение женщин в семье. Но нельзя также не отметить и рекомендации по достижению взаимопонимания между супругами и мира в семье.

Для традиционного российского ислама была характерна низкая степень политизации, терпимость к инаковерующим, признание светского права как независимого источника закона, что позволяло российским мусульманам мирно уживаться с государством и представителями иных конфессий. Нельзя не отметить позитивную роль ислама в искоренении алкоголизма и наркомании, обеспечении семейного воспитания детей.

В настоящее время это равновесие начало колебаться. Одной из глобальных тенденций развития ислама в конце 20 века стала его нарастающая политизация. Это связано с особенностями его идеологии, которой чуждо разделение светского и религиозного, так как ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и норм культуры. В своих радикальных формах ислам отрицает законность прав человека и тех социальных групп, которые традиционно дискриминируются в ряде исламских стран: женщин и немусульманских меньшинств. В этом смысле ислам несовместим с идеологией и законами светских, демократических государств.

Поскольку Россия является светским государством, избравшим парадигму общечеловеческих ценностей, то ее государственная семейная политика должна строиться на основе именно этой парадигмы. Что касается традиций исламской культуры в области семейных отношений, то их учет в государственной семейной политике предпочтительно обеспечивать на региональном уровне, в этноконфессиональных анклавах.

Учитывая, что к числу важнейших принципов избранной Россией парадигмы государственной семейной политики относится толерантность и свобода выбора, а также уважение интересов и предпочтений семей, учет этноконфессиональных особенностей и традиций вполне возможен.

Следует отметить, что конфессии в России становятся активным субъектом семейной политики, вырабатывающим собственную идеологию и реализующим конкретные меры семейной политики, основанные на религиозных догматах и религиозной этике и отличающиеся от государственной семейной политики. При этом многие конфессии вкладывают в проведение своей семейной политики значительные финансовые ресурсы и обладают существенным и, как правило, позитивным влиянием на верующих.

В то же время, начиная с 90-х годов, усилилась экспансия новых для России конфессий, которые зачастую называются в средствах массовой информации религиозными сектами. Их влияние на институт семьи мало изучено, хотя имеются отрывочные сведения об их негативном отношении к семье и деструктивном влиянии на семью и молодежь.

Можно предположить, что в советский период, в условиях официального насаждения государством атеизма, религиозные влияния сохранялись не столько через передачу религиозных воззрений от представителей старшего поколения к детям, сколько через православную, мусульманскую и иные конфессиональные культуры, этику, образ жизни и бытовые традиции и обряды, сохранившиеся в семье, и сыграли большую роль в сохранении института семьи в России.

Можно также предположить, что влияние конфессий на внутрисемейные отношения возрастает в современной России в результате демократизации общественной жизни, обеспечения условий для свободы совести и прекращения насильственного насаждения атеизма, а также в связи с активизацией участия конфессий в общественной жизни России и усилением их проповеднической и благотворительной деятельности.

Государство должно активно сотрудничать с конфессиями в области семейной политики, развивая с ними партнерские отношения, но не уклоняться от контроля за деятельностью конфессий в указанной области в соответствии с нормами российского и международного права.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!