Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие

Изодеятельность дошкольников. Изодеятельность привлекала внимание многих педагогов и психологов. Существует    ряд    направлений,    точек    зрения    на    развитие    изодеятельности дошкольников.

1  точка зрения В Штерна - символизм детского рисунка. Суть: изображение рисунка - это не изображение конкретного предмета, а изображение того, что ребенок знает об этом предмете. Т.е. рисунок - это символ какого-либо понятия ребенка.

2 точка зрения - концепция комплексных переживаний. Суть: ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает.

1 точка зрения - изодеятельность характеризуется не результатами, а самим процессом рисования.

4 точка трения - отечественные психологи понимают изодеятельность ребенка как процесс отражения реальной действительности и это отражение различное. Ребенок не механически переносит то, что он видит, а отбирает одни черты и отбрасывает другие. В процессе изображения участвует вся личность в целом, а не отдельные функции.

Рисование есть средство выражения личности и одновременно отражение мира. Особенности изодеятельности дошкольников.

-     ребенок рисует не только то, что видят, но в то, что знает (футболисты без рук);

-     прозрачность рисунка;

-     проекция - очень часто дети рисуют предметы на виде сверху;

-     незаслоняемость;

-     рисунки не имеют перспективы

Мышление ребенка наглядно-образное, и рисунки конкретны и образны. Изодеятельность тесно связана с личностью, в  ней проявляются интересы ребенка,

Развитие изодеятельности :

1) этап каракулей (2-3 г.);

2)   изобразительный этап(3-4 г.);

3)   примитивная выразительность детского рисунка (до 5 л);

4)   качественное изображение предметов (5-7 л.)

В процессе изодеятельности у ребенка развивается зрительно-двигательная координация. Ребенок помогает рисовать себе словом.

Роль изодеятельности в психическом развитии ребенка

  • С овладением изодеятельностью у ребенка создается внутренний план действий, где рисунок — это одна из опор.
  • В рисунке ребенок снимает с себя эмоциональный блок, который зачастую тормозит развитие.
  • Рисунок - это своеобразная детская речь, графический рассказ о чем-либо, подготовительный этап письменной речи.
  • Рисунок - то модель действительности (по Эльконину). Каждый раз в модели выступают новые характеристики: цвет, форма, величина, детали, что определяется свойств этого предмета, т.е. рисунок готовит ребенка к абстрагированию.
  • Формирование экспрессивной функции - ребенок выражает свое отношение к действительности.

Музыкальная деятельность дошкольников. Структура музыкальной деятельности:

-  восприятие музыки;

-  творчество.

Каждый из этих компонентов оказывает особое влияние на развитие музыкальных способностей и на развитие личности в целом.

Музыкальное восприятие развивается в процессе слушания музыкальных произведений, где формируется умение выслушивать произведение до конца, запоминать, узнавать и различать основную идею и характер этого произведения. В музыкальном восприятии тесно переплетены интеллектуальные и эмоциональные процессы. На протяжения дошкольного возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие музыки.

Исполнительство - практическая деятельность:

1) игра на музыкальных инструментах;

2) пение;

3) ритмические движения

Дети дошкольного возраста учатся играть на колокольчиках, бубнах, металлофонах.

Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности, где в процессе этой деятельности развивается муз сенсорные способности, голос, формируется эстетическое отношение к окружающему.

В процессе ритмично-музыкальных игр, упражнений и танцев дети учатся передавать музыкальные образы в соответствии с музыкой. Это благоприятно сказывается на развитии двигательной сферы, ритмики, создаст радостный жизненный тонус ребенка.

Особое место в муз. деятельности занимает творчество: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на муз. инструментах.

Художественное творчество невозможно без внутренней активности ребенка, поэтому задача педагога - побуждать творческую активность ребенка. Важным условием для спешного  формирования  художественного творчества является  стиль  педагогического общения воспитателя.

Трудовая деятельность дошкольников - сложная деятельность, которая предполагает определенный уровень психического и физического развития.

В дошкольном возрасте подготовка к труду осуществляется в формировании предпосылок к трудовой деятельности:

-  умение действовать целесообразно;

-  развитие произвольных движений руки;

-  развитие способности заранее предвидеть результат действий и спланировать их.

В продуктивной деятельности происходит развитие произвольных действий, формирование двигательных навыков и эти виды деятельности предъявляют требования к ребенку, к целесообразному использованию тех или иных предметов и простейших инструментов.

В этих видах деятельности происходит формирование специальных навыков - орудийных операций.

Особое значение для формирования трудовой деятельности имеет игра. В ней складываются мотивы будущей общественной деятельности. Игра отражает трудовые действия взрослых, в игре ребенок осваивает некоторые трудовые операции и формирует положительное отношение к труду.

Становление трудовой деятельности

С помощью родителей, воспитателей, выполняя их требования, ребенок постепенно привыкает к выполнению трудовых поручений. Ребенок выполняет задания, результат которых важен для окружающих.

Формирование трудовой деятельности развивает волевые и нравственные стороны личности и подготавливает ребенка к будущей полезной деятельности.

Особенности трудовой деятельности дошкольника.

1)   труд носит подражательный характер.

2)   участие в трудовой деятельности носит игровой характер.

Дошкольники любят помогать взрослым. Вначале помощь носит символический характер, ребенок участвует в этой деятельности с удовольствием, и получает удовольствие от ощущения своей причастности к серьезному делу (зарождаются корни трудолюбия). При этой поддержке положительных эмоций уже в дошкольном возрасте можно создать положительное отношение к труду.

Влияние трудовой деятельности на психическое развитие  ребенка.

Труд привлекает внимание детей разнообразным содержанием, что в свою очередь развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству, вовлекает в определенные трудовые отношения и способствует приобщению ребенка к миру взрослых.

Трудовая деятельность в значительной степени является источником общего развития личности, где развивается устойчивость поведения, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности и стремление выполнять ту или иную работу.

Трудовая деятельность формирует социально- психологическую готовность к труду, которая состоит из следующих компонентов:

-  мотивационный (направленность на результат);

-  когнитивный (развивающий);

-  эмоционально-волевой.

Труд развивает все психические качества детей, в том числе помогает выработать наблюдательность, образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение.

В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о тех или иных предметах.

Понимание возможности принести пользу другим формирует положительное отношение к труду и развивает трудолюбие.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!