Власть и социальные нормы в первобытном обществе

1 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Человеческое общество возникло гораздо раньше государства, с появлением первых общностей, в которые входили первобытные люди. Исторически первой формой организации первобытного общества принято считать родовую общину, основанную на кровнородственных связях. Способом реализации власти в общине было общественное самоуправление, при котором не существовало аппарата управления и принуждения. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной  (от лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества). Общее собрание решало все важнейшие общие дела. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Их власть базировалась исключительно на личных качествах: мудрости, авторитете, храбрости, опыте. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий.

Принуждение носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины.

Отношения в первобытном обществе регулировались посредством социальных норм в виде табу (непререкаемые запреты), обычаев, ритуалов, религиозных предписаний, мифов. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы» («моно» - единый, этот термин был введен Першицем А.И., известным отечественным этнографом), т.к они  носили слитный, нерасчлененный характер. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, групповые и т. д., как это делается в современном обществе.

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Они обеспечивались в первую очередь силой привычки, общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!