Виды потерь на производстве

25 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Бережливое производство — это производство без потерь. Можно ли производить продукцию, не совершая при этом непроизводительных операций? Конечно, нет. Однако удельный вес таких операций в общем объеме выполняемых действий должен стремиться к минимуму. Если процесс сокращения потерь в производственной фирме постоянен, можно говорить, что фирма работает по бережливому принципу.

Муда (яп.) — потери, отходы, любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Товар или услуга имеют ценность для потребителя только потому, что удовлетворяют какую-то его потребность. В русском языке понятия «потребительская ценность» и «потребность» в данном контексте синонимы.

«Потери — это любая деятельность, за которую потребитель не намерен платить».38

Поток создания ценности — это совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенный продукт (товар, услуга или все вместе) прошел через три важных этапа менеджмента, свойственных любому бизнесу: решение проблем (от разработки концепции и рабочего проектирования до выпуска готового изделия), управление информационными потоками (от получения заказа до составления детального графика проекта и поставки товара), физическое преобразование (от сырья до того, как в руках у потребителя окажется готовый продукт). Все действия, которые составляют поток создания ценности, почти всегда можно разделить на три категории:

1. Действия, создающие ценность, например, сварка деталей автомобильного кузова. Каждая сварная точка на кузове ставится за секунды. На каждой станции конвейера в кузовном цеху автомобильного завода ставятся несколько сварных точек. Соответственно, для полной обварки теоретически необходимо не так уж много времени. Однако время цикла (время работы с кузовом будущего автомобиля на отдельной станции) не может быть меньше, чем три-четыре минуты.

2. Необходимые, но не добавляющие стоимость действия, неизбежные в данных условиях работы {муда первого рода). Для того чтобы процесс сварки осуществился, оператор должен взять деталь, заложить ее в кузов, откорректировать правильность закладки, взять сварочный аппарат, спозиционировать его относительно кузова и нажать кнопку. После того как сварка произведена, оператор должен проверить ее качество, чтобы избежать возможных непроваров или прожогов металла. Для выполнения этих действий оператору требуются уже не секунды, а минуты, и именно этим объясняется столь длинное время цикла работы. Необходимо отметить, что во время всех этих операций добавочная стоимость не создается, т. е. физическое и моральное состояние будущего автомобиля не меняется, но поскольку без них невозможен сам процесс сварки, они выполняются, хотя уже здесь есть потенциал для сокращения временных и прочих производственных потерь.

3. Действия, не создающие ценность, которые можно немедленно исключить из процесса (муда второго рода). Согласно общепринятой классификации подобные действия относятся к производственным потерям, которые должны быть идентифицированы и исключены из потока создания ценности. По статистике большинство бизнес-процессов на 90% состоят из потерь и лишь на 10% из работы, добавляющей ценность.40

Выделяют следующие семь основных видов потерь:

-  перепроизводство (Overproduction);

-  ожидание (Waiting);

-  лишняя транспортировка (Transportation/Conveyance);

-  излишняя обработка (Overprocessing);

-  избыток складских запасов (Inventory);

-  лишние движения (Motion);

-  дефекты (Defects, Scrap and Rework).

Некоторые исследователи добавляют восьмой вид — нереализованный творческий потенциал сотрудников, однако необходимо отметить, что данный вид потерь достаточно легко устраняется на действующем предприятии, если нет проблем с социальной и финансовой составляющей мотивации.

Первый вид потерь — перепроизводство — проистекает как следствие ряда причин:41

-  производить максимум продукции, не обращая внимания на скорость, с которой может работать следующая линия или процесс;

-  предоставлять оператору много места для работы;

-  позволять каждому процессу или производственной линии стремиться к росту своей производительности;

-  позволять оборудованию вырабатывать больше продукции, чем нужно, по причине его избыточной производительности;

-  вводить дорогостоящее оборудование потому, что его стоимость не амортизируется, если не улучшать коэффициент использования.

Современный метод организации производства предполагает, что для повышения качества готовой продукции контроль качества должен производиться на каждом этапе производства, при этом каждый следующий оператор на линии является контролером работы предыдущего. Предположим, что у станка, на котором работает первый оператор, сбиты настройки. Выявить это может следующий по линии оператор во время проверки качества продукции, в нашем случае — упаковщик.

При отсутствии буферного запаса, т. е. перепроизводства, первая бракованная деталь оказывается последней, так как по линии сразу же передается сигнал о выявленном дефекте. При наличии буферного запаса бракованных деталей может быть несоизмеримо больше, так как у второго оператора нет возможности оперативного контроля. Он осматривает те детали, которые достает из буферного запаса, и ситуация накопления дефектных деталей становится очень вероятной. Соответственно, общая стоимость брака списывается на себестоимость готовой продукции, вследствие чего увеличиваются общие издержки предприятия на производство.

В те моменты, кода рабочие ожидают завершения операции (вследствие чего возникают временные потери), по мнению многих, у рабочих появляется возможность отдохнуть и набраться сил перед следующим этапом производственного процесса. Однако на практике оказывается все не так просто. Неэффективное использование времени приводит к стагнации, т. е. материалы, продукция, информация и документы лежат на одном месте, не добавляя ценности. На производственном участке временные потери принимают форму запасов. При этом нужно понимать, что в течение рабочей смены каждый оператор дол-

жен выполнить определенный план работ, и ожидание либо сокращает данный план, либо вынуждает рабочего в конце смены работать в состоянии перегрузки, что недопустимо на производстве.

Применительно к работе офиса ожидание возникает, когда документ или какая-либо информация лежат на столе или в компьютере и ждут решения или подписи. Везде, где есть стагнация любого производственного или сервисного процесса, присутствует ожидание или потери времени.

Этот вид потерь особенно широко распространен в сфере обслуживания. При устранении потерь ожидания, которые создают «узкие места», не добавляя ценности, сфера обслуживания способна достигнуть существенного роста как в эффективности, так и в удовлетворении потребителей. Особенно явно это заметно при анализе работы служб авиаперевозок. Опредедение ценности, создаваемой индустрией авиаперевозок, со стороны потребителей выглядит примерно следующим образом — попасть в пространстве из одного места в другое с минимальными временными затратами и по возможности наиболее безопасным способом. Процесс создания именно этой услуги является процессом создания ценности. Авиакомпании воспринимают

полезность или ценность своих действий несколько иначе: максимально эффективное использование существующих активов, т. е. полная загрузка авиалайнеров. Вследствие этого создается ситуация, при которой невыгодно пускать прямые рейсы из одного небольшого населенного пункта в другой, и пассажирам приходится совершать дополнительную пересадку в крупном населенном пункте. Время в пути значительно возрастает, но даже это не главное. Важно то, что в несколько раз возрастает время ожидания посадки, взлета и пр.

Потери при транспортировке — третий вид потерь, особо актуален для сложных производственных процессов, где незавершенное производство переходит с одного производственного участка или линии на другой, либо в материалоемком производстве, где на каждом этапе процесса требуется поставка деталей, сырья или полуфабрикатов со склад.

Транспортировка — существенная часть производства, однако перемещение материалов или продукции не добавляет им ценности. Напротив, часто в ходе перевозки грузу наносится ущерб. Двум отдельным процессам всегда нужен транспорт. Чтобы избежать потерь в данной области, процесс, физически удаленный от основной производственной линии, надо по возможности объединить с ней. Подобно предыдущему виду потерь — ожиданию, потери при транспортировке легко обнаруживаются. В отдельных производственных процессах именно этому виду потерь принадлежит максимальный удельный вес в общем объеме операций. Рассмотрим строительство зданий и сооружений. Здесь потери от неорганизованного перемещения материалов и потери ожидания могут составлять до 60% рабочего времени! Удаленность объектов строительства от складов, большой ассортимент потребляемых в ходе строительства материалов и полуфабрикатов, сложность процессов, их перекрестная взаимоувязка приводят в комплексе к тому, что любой сбой в поставке по времени, по количеству, по качеству либо по требуемому ассортименту приводит к остановке всего процесса строительства. Именно поэтому процессу организации поставок материалов, сырья и полуфабрикатов на строительный объект уделяется особое внимание.

Четвертый вид потерь — излишняя обработка — на первый взгляд потерями не является. Согласно общепринятому мнению, чем лучше обработан продукт, тем соответственно выше его качество. Однако на практике излишняя обработка приводит к дополнительной трате времени, необходимости дополнительной перевозки и созданию промежуточных складских запасов, т. е. к возникновению прочих видов потерь. Кроме того, излишняя обработка требует дополнительных временных, трудовых, финансовых и материальных ресурсов, что повышает общую себестоимость единицы продукции, делает товар менее конкурентоспособным и уменьшает общую прибыль предприятия.

Излишняя обработка может возникнуть как следствие неадекватной технологии или процесса. Слишком долгая подача детали или холостой ход оборудования, непроизводительная работа пресса представляют собой примеры потерь, которых можно было бы избежать. На каждом этапе, где деталь или информация обрабатываются, добавляется ценность, после чего происходит переход к следующему процессу. Термин «обработка» означает изменение детали или информации. Некоторые виды затратной обработки можно устранить путем комбинирования операций. Например, на заводе по производству пылесосов подсборка трубки и всасывающего устройства вынесена на отдельный производственный участок. Корпус пылесоса собирается на сборочном конвейере. Чтобы уберечь рабочую поверхность трубок и всасывающих устройств от царапин на пути к основной конвейерной линии, их заворачивают в пластиковые пакеты. Рас-полоэкив линию подсборки максимально близко к линии основного конвейера, можно избежать этой операции и сократить издержки производства.

В офисе излишняя обработка встречается не реже, а может быть даже чаще, чем в производстве. Обычно, этот вид потерь связан с работой с информацией. Например, в бухгалтерии при составлении отчета излишней обработкой может быть оформление и распечатка промежуточных документов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!