Виды политической преступности

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Немецкий криминолог Г. И. Шнайдер различает следующие виды политической преступности:

1. Антигосударственная (антиполитическая) преступность.

 Преступления, которые направлены против государства и наносят ему вред, квалифицируются в Уголовном кодексе как имеющие особенные признаки состава преступления. Речь идет, ска­жем, о заговорах, о похищении главы государства или членов правительства, о шпионаже и саботаже.

Классическим деликтом против государства всегда было по­кушение на жизнь тех, кто стоит во главе государства или зани­мает в нем видное положение. Такие покушения чаще всего направлены против тех, кто особенно заметен в социальном плане, причем нередко это те, кому свойственна притягательная сила, покушающиеся видят перед собой не человека, а символ от­вергаемого ими пути политического развития. Поэтому за счет покушения они пытаются повлиять на ход политического процесса (Индира Ганди, Беназир Бхудто).

2. Политические преступления, связанные со злоупот­реблениями властными полномочиями, т. е. преступления, соверша­емые властвующими политиками.

 1) Преступные деяния, совершаемые правящей группировкой, создавшей преступную политическую систему, нарушающие конститу­ционные права граждан и права человека. В тоталитарных госу­дарствах, например, политические инакомыслящие изгоняются из страны или заключаются на долгий срок в тюрьмы, в следственные изоляторы. Политических противников также уничтожают в кон­центрационных лагерях. Необязательно, чтобы преступления по политическим мотивам осуществлялись непосредственно теми, кто их замыслил. Огромную роль в политической преступности играют «преступники за письменным столом» и преступники, стоящие за спиной у других преступников. Достаточно вспомнить Адольфа Эй­хмана, который в годы существования нацистского государства насилия организовал геноцид против миллионов евреев и руково­дил им, не выходя из-за письменного стола.

Под тоталитарными, как правило, подразумеваются те поли­тические режимы, которые существовали до конца второй мировой войны в Германии и Италии, а также вплоть до последнего време­ни в СССР и странах Восточной Европы, Китае и ряде других стран третьего мира. Нацистские лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристику тоталитаризма. Отличительная особен­ность тоталитарного режима состоит в том, что здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и за­пугивания действительных или воображаемых врагов и противни­ков, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизво­дится атмосфера гражданской войны.

В Германии за годы фашизма и, особенно в период войны, в концлагерях были замучены 11 миллионов людей других стран и народов. Немецкие фашисты применяли самые страшные, самые изу­верские методы истребления: бесчеловечные пытки, газовые каме­ры, массовые расстрелы, садистские опыты над живыми людьми. Сжигали вместе с жителями целые деревни, зверски истребляли военнопленных, уничтожали людей голодом, холодом и непосильным трудом, сооружали фабрики смерти.

По подсчетам отечественных специалистов, за годы ста­линского правления было уничтожено около 30 миллионов человек. В период коммунистического тоталитаризма наша страна была превращена в огромный концлагерь: к началу войны, по данным В. Н. Земскова, число заключенных в лагерях и колониях ГУЛАГа составило 2,3 миллиона человек, в сентябре 1948 года – 2 258 957 человек, т. е. численность их оставалась стабильной.

За годы гражданской войны в Китае погибли 1,5 миллиона человек, а после захвата власти Мао Цзедуном – 2 миллиона в период «большого скачка» и «народных коммун», 1 миллион – в период кампании против национальных меньшинств, 500 тысяч во время «культурной революции», 15 миллионов были уничтожены в «школах перевоспитания». Ярким примером взрыва деспотизма яв­ляются трагические события в Кампучии. В 1975 году к власти там пришли кхмерские коммунисты во главе с Пол Потом и Йенгом Сари, которые за пять лет уничтожили около трех миллионов (из восьми) своих соотечественников, в первую очередь интеллиген­цию.

2) Преступные деяния, совершаемые правящей группировкой в рамках демократической системы правового государства, направленные либо против собственно государства и его граждан, либо против иностранных государств и их граждан. Например, какое-то правительственное ведомство может быть использовано в личных корыстных целях (взяточни­чество, сокрытие налогов и т. п.). Далее, тайные службы, приз­ванные защищать государство, могут быть использованы для того, чтобы следить за внутриполитическими противниками режима и чи­нить им помехи в процессе политической конкуренции. Наконец, в качестве орудия против политических соперников применяется система уголовной юстиции, допускающая планирование таких действий, которые позволяют опережать действия внутренних про­тивников в политическом соревновании, например, во время выбо­ров.

Основные причины антигосударственной преступности:

- информационно-идеологическое воздействие на личность извне. Данная причина является наиболее распространенной по категории особо опасных антигосударственных преступлений. По обобщенным данным, на ее долю приходится 85 % от общего объема других факторов;

- неудовлетворенность личности сложившимися обстоятельст­вами жизни. Удельный вес данного фактора составляет 27 %;

- несогласие с официально проводимой политикой прави­тельства в целом либо по отдельным вопросам (19 %);

- обида на органы власти (12 %). Проведенные социологи­ческие исследования показывают, что обида выступает субъектив­ным причинным фактором в сочетании с другими причинами, когда глубоко укоренившиеся в сознании лица представления о неспра­ведливости либо жестокости, проявленных по отношению к нему или родственникам и близким со стороны властей, систематически подогреваются информационно-идеологическим путем;

- гипертрофированное понимание и неправильное толкование недостатков (11 %);

- влияние недостатков в управленческой сфере. Ошибочные (а в общественном и групповом созна­нии они нередко воспринимаются как умышленно неверные) управ­ленческие решения и отрицательное поведение ответственных должностных лиц воспринимаются зачастую как недостатки полити­ческой системы и общественного строя в целом. На воспроиз­водство данного причинного фактора влияют имеющие место в эше­лонах власти факты взяточничества, коррупции, обмана граждан, грубых нарушений законности, формализма в отношении к делу, угодничества и т. п.;

- иные факторы. Они чаще фигурируют при совершении измены Родине (25 %), террористических актов и диверсий (13 %).

 

Злоупотребление властью. В течение более 200 лет своей истории криминология исходила из того, что все, что делается правительством и от имени государства для подавления преступ­ности, является правильным и законным. Однако то, что создан­ные государством органы контроля за преступностью сами требуют контроля, стало криминологическим открытием только в последнее время.

Политиков, которые злоупотребляют данной им правовым государством временной властью, можно определить по трем ха­рактерным признакам. Они:

- совершают правонарушения «во имя права и закона», используя свои полномочия в преступных целях. Именно поэтому так трудно выявить злоупотребления политической властью и пресечь их;

- используют общественное мнение, которое всегда доверяет ответственным политикам, поскольку иначе государство оказыва­ется просто неуправляемым. Господствует мнение, что госу­дарство и его учреждения должны действовать только легально и иметь уголовную защиту;

- нередко используют ради своих преступных целей госу­дарственный аппарат, предназначенный для борьбы с преступ­ностью. Есть немало способов низводить политических инако­мыслящих в глазах общественности до положения преступников. Так, политически нежелательных людей часто превращают в подоз­реваемых в совершении общеопасных преступлений, на них даже заводят уголовные дела. Некоторые политики используют тайные службы, чтобы собрать на неугодных компрометирующие материалы, как-то спровоцировать их на уголовно наказуемые деяния.

В любой стране политической и правящей элите, госу­дарственным должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие формы преступного поведения. Самыми опасными «функциональными», или «профессиональными» формами их преступ­ного поведения, являются государственный террор (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!