Виды планирования

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Как и всякое планирование, стратегическое планирование вклю­чает постановку конечных и промежуточных целей предприятия, формулирование задач, решение которых необходимо для достиже­ния целей, определение средств и способов их распределения. В последние десятилетия в практике планирования деятельности предприятия происходит процесс адаптации системы управления и планирования к окружающей среде. Происходит замена принципа составления долгосрочных планов - от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.

Как подчеркивает И. Ансофф, стратегическое и долгосрочное планирование отличаются друг от друга главным образом по трак­товке ими будущего. Так, .«в системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экст­раполяции исторически сложившейся тенденции роста», тогда как в стратегическом планировании «...отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно улучшить методом экстраполяции», которая «в системе стратегического планирования заменена раз­вернутым стратегическим анализом, который связывает перспек­тивы и цели между собой для выработки стратегии».

В современных условиях предприятия, компании и корпорации значительное внимание уделяют перспективному планированию как инструменту одной из форм централизованного управления. Перспек­тивное планирование охватывает период от 10 до 20 лет и включает

- формирование и объявление общих целей предприятия, оп­ределяющих направленность и сферу его деятельности, а также условия их достижения на весь горизонт планирования;

- формирование принципов, которыми необходимо руководство­ваться при разработке комплексных целей и стратегий развития;

- определение конкретных долгосрочных направлений в об­щей направленности предприятия.

Сущность перспективного плана состоит в определении кон­цепции перспективного развития предприятия. Включая страте­гические направления и программы развития, содержание и после­довательность осуществления ключевых мероприятий, обеспечи­вающих достижение целей.

Перспективный план является фазой и инструментом в подго­товке и принятии стратегических планов по ключевым комплекс­ным проблемам и задачам развития и функционирования предпри­ятия. Такой план призван обеспечить:

- определение направлений, объемов, видов инвестиций и их источников;

- подготовку инновационного технического и технологическо­го обновления производства;

- планирование диверсификации производства и продукции;

- совершенствование кадровой политики;

- структурные преобразования и совершенствование методов управления.

Перспективное планирование обычно ограничивается разра­боткой ключевых качественных характеристик развития, конкре­тизация которых осуществляется на этапах стратегического пла­нирования.

Собственно стратегическое планирование по горизонтам и на­правлению включает этапы долгосрочного и среднесрочного пла­нирования. Такое двухэтапное стратегическое планирование сна­чала получило применение в Японии, а сейчас такой подход ис­пользуется ведущими фирмами практически всех рыночно ориен­тированных стран.

Долгосрочный стратегический план определяет миссию, цели и общую стратегию развития и действительности предприятия, включая традиционные и новые сферы деятельности, в пределах 5-15-летнего периода времени. Этот план определяет основные проекты стратегических перемен в деятельности предприятия и их приоритеты.

Среднесрочный стратегический план, период действия которо­го составляет 2-5 лет, предполагает упорядочение проектов по сро­кам, дифференциацию их по видам продукции, инвестициям и ре­сурсам.

Стратегические планы являются основой краткосрочного - текущего планирования, осуществляемого на уровне отдельного предприятия компании, дочерней компании и структурных под­разделений предприятия. Текущее (часто называют оперативным) планирование ведется по конкретным видам деятельности и пред­полагает разработку краткосрочных месячных, годовых, иногда двухгодовых планов. Эти планы, как правило, конкретизирует объем продукции, услуг предприятия и его подразделений и уточ­няют основные социально-экономические показатели. Оператив­ное планирование предполагает детальную проработку организа­ционного и управленческого воздействия на производственный процесс и другие сферы деятельности объекта планирования, со­вершенствование функциональных связей в процессах и отноше­ний между субъектами управления. Оперативное или текущее пла­нирование осуществляется по направлениям деятельности; разра­батываются планы производства, план реализации, план капиталь­ных вложений, план материально-технического обеспечения про­изводства, план работы с персоналом, план научно-практических исследований, функциональный план и другие виды планов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!