Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти

Память различают по формам восприятия информации (логически-смысловая и чувственно-образная; по­следняя подразделяется на модально-специфические виды - зри­тельную, слуховую, моторную); по уровням усвоения (воспро­изводящая и облегчающая); по происхождению в фило- и онтоге­незе (филогенетическая - инстинкты и онтогенетическая); по дли­тельности хранения информации. Онтогенетическую память со­ставляют условные рефлексы и другие формы приобретенной ин­формации.

По длительности хранения информации различные авторы вы­деляют несколько вариантов памяти, причем во всех вариантах первым этапом отмечается сенсорная (иконическая) память - доли секунды. Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.  Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков: Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Кратковременная память. Объем кратковременной памяти индивидуален, характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память. Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека.

Индивидуальные особенности памяти. В.Д. Небылицын на основе пред­ставлений И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности развил концепцию, связавшую определенные параметры электри­ческой активности головного мозга с устойчивыми характеристика­ми функционирования психики. Было показано, что такие свойства нервной системы, как сила - слабость, лабильность-инертность и активированность - инактивированность, являются биологичес­ким субстратом индивидуальных различий в процессах памяти.

Сила нервной системы проявляется в высокой работоспособ­ности и устойчивости к помехам. Однако слабость нервной систе­мы вовсе не является негативным качеством. Слабости нервной системы сопутствует повышенная сенсорная чувствительность при невысокой выносливости. Лабильность нервной системы проявляется в высокой скоро­сти возникновения, протекания и прекращения нервного про­цесса, а также в быстром переходе от возбуждения к торможению и обратно. Инертность, напротив, обеспечивает медленное, сте­реотипное течение нервного процесса. Свойство активированности - инактивированности отражает типичный для субъекта уро­вень активации нервной системы.

В исследованиях под руководством Э.А. Голубевой было пока­зано, что в ситуации действия помех различного рода, а также при инструкции запомнить большой объем бессмысленного мате­риала преимущество имеют лица с сильной нервной системой. Они также демонстрируют более высокую эффективность при не­произвольном запоминании. Однако при возможности повторе­ния и структурирования осмысленного материала лица со слабой нервной системой опережают тех, кто обладает сильной нервной системой. Установлен факт более прочного произвольного запоминания у людей с высокими показателями инертности нервной системы. Особенно ярко преимущество «интертных» испытуемых проявля­ется при необходимости отсроченного во времени воспроизведе­ния материала. При непроизвольном запоминании, наоборот, более эффективными оказываются лица с лабильной нервной системой. Свойство активированности нервной системы показывает по­ложительную корреляцию с успешностью непроизвольного запо­минания. Причем в большей мере это верно для запоминания об­разного, а не вербального материала. Однако лица с низкой активированностью демонстрируют более высокие результаты при произвольном воспроизведении вербального материала.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!