Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Административно-предупредительные меры - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

По нашему мнению, к административно-предупредительным мерам следует отнести следующие:

- Закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограниче­ние) движения производится в связи с авариями, ремонтом дорог, работами по прокладке водопровода, газовой сети, электрических и телефонных кабелей и т.п. При проведении демонстрации шествий, митингов, спортивных соревнований и др. сотрудники милиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, времени прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. В связи с тем, что введение тех или иных ограничении затрудняет свободу передвижения и создает определенные трудности и неудобства, работники милиции обязаны предусмотреть возможность пропуска граждан, проживающих или работающие в районе (зоне) проведения массового мероприятия. Прекращение или ограничение движения отменяется сразу же по миновании в нем надобности.

Весьма важное предупредительное значение имеет рассмат­риваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения — действенное средство обеспечения личной и имущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на при­легающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов не допускают в район пожара посторонних лиц.

- Технический надзор за автотранспортными и иными транспортными средствами заключается в плановом и внеплановом осмотре транспортных средств с целью недопущения к эксплуатации технически не исправного транспорта. Технический ос­мотр может производиться как по месту нахождения ГИБДД, так и в соответствующем автопарке, автохозяйстве и других транспортных организациях. Выявленные в результате технического ос­мотра автотранспортные средства и иные транспортные средства, конструкция или техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, не допускаются к эксплуатации.

- Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров
воздушных судов. Целью досмотра является получение доказательств, необходимых для обеспечения своевременного правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно - обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Следует полагать, что досмотр выполняет обеспечительно-пресекательную функцию. Кроме обеспечения производства по делу об административном правонарушении результатом досмотра может быть пресечение правонарушения, если были обнаружены орудия или предметы его совершения, которые изымаются у досматриваемых лиц, не давая тем самым продолжать противоправную деятельность, используя эти орудия или предметы.

Законодательство не указывает конкретный перечень административных правонарушений, являющихся фактическим основанием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Следует полагать, что фактическим основанием проведения досмотра является совершение лицом административного правонарушения (подозрение в его совершении) и субъективное предположение сотрудника милиции о нахождении у этого лица каких-либо предметов (орудий), имевших непосредственное отношение к правонарушению. Например, фактическим основанием проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, осуществляющим незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП), может служить  совершение  указанного административного проступка и предположение о наличии у правонарушителя в сумке или в одежде указанных товаров (например, спиртные напитки, лекарственные средства, рыба ценных пород и т.п.).

Юридическим основанием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является материальная норма (статья КоАП, устанавливающая административную ответственность за выявленное правонарушение) и процессуальные нормы КоАП РФ - ст. 27.1 и ст. 27.7.

Досмотр производится в случаях:

а) когда лицо застигнуто в момент совершения административного правона­рушения или непосредственно после его совершения;

б) при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде граж­данина или его вещах;

в) когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;

г) когда имеются показания технических средств контроля;

д) когда досмотр прямо предусмотрен законодательством Российской Феде­рации.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном обсле­довании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия доку­ментов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др. На предприятиях, определенных перечнем Правительства РФ, порядок досмотра регулируется ведомственными инструкциями, согласованными с МВД РФ и прокуратурой РФ. Содержание личного досмотра составляют действия по внешнему осмотру лиц работниками, осуществляющими пропускной режим, а также их вещей с помощью стационарных контрольных установок.

Досмотру должно предшествовать предложение уполномоченных работ­ников лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонару­шения, или в иных, предусмотренных законом случаях предъявить документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объ­ектом правонарушения, подтверждающие личность задержанного.

Данное требование определяется положением ст. 2, 21, 23 Конституции РФ, в которых подчеркнуто, что достоинство, честь и доброе имя личности охраня­ются государством, а их защита является обязанностью всех государственных органов и должностных лиц.

Личный досмотр должен проводиться с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), проводится также с участием двух понятых, причем их пол значения не имеет[1]. Вместе с тем закон позволяет в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, проводить как личный досмотр, так и досмотр вещей, находящихся при физическом лице без понятых (ч.4 ст.27.7 КоАП)

- Проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы.

Проверка документов осуществляется в целях подтверждения (установления) личности проверяемого лица, которое подозревается в совершении преступления или административного правонарушения.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

- паспорт;

- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

- заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

- удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

- военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту;

- справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие  личность  гражданина  (например,  водительское удостоверение, удостоверение сотрудника органа внутренних дел).

Кроме того, к документам, удостоверяющим личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством относятся: дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка), временное удостоверение личности гражданина РФ, удостоверение личности государственного служащего (сотрудника прокуратуры, таможенных, налоговых органов, судьи и т.д.).

- аннулирование разрешения на право хранения оружия у определенных категорий граждан. Аннулирование лицензий на торговлю оружием и патронами, их коллекционирование, экспонирование и приобретение, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение производится органами внутренних дел, выдавшими указанные документы, либо вышестоящими органами внутренних дел.

При аннулировании лицензии или разрешения начальником орган внутренних дел выносится заключение, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения, a также сведения о владельце лицензии или разрешения и указанном в них оружии (патронах).

Аннулирование лицензий и разрешений осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об оружии" в следующих случаях:

1) добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия;

3) возникновения предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

4) конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменения баллистических других технических характеристик указанного оружия и патронов к нему.

Принятию решения об аннулировании лицензии или разрешения по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об оружии", должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензии или разрешения. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Решение об аннулировании лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцами в судебном порядке;

- административный надзор за лицами, освобождавшимися из мест лишения свободы. Данная мера применяется к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. Этим мерам присуща четко выраженная профилактическая направленность. Надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью предупреждения с стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия. Являясь мерой административного предупреждения, надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства;

- введение карантина преследует цель предотвратить распространение возможность распространения инфекционных заболеваний, при эпидемиях, эпизоотиях. Предполагается установление особого порядка передвижения по территории, въезда и выезда с данной территории.

Административно-пресекательные меры большинством авторов  рассматриваются  как  средства,  направленные  на  прекращение  противоправного  или  общественного  опасного  поведения,  предотвращения  его  вредных  последствий,  обеспечения  условий  применения  наказаний.

По характеру воздействия административно - пресекательные меры принято делить на общие и специальные.  Последние  применяются в исключительных случаях, когда иные средства административно-принудительного характера исчерпали себя и не дали либо не могут дать положительного результата.

Основаниями применения мер административного пресечения являются:

- совершение правонарушения;

- совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Данные меры связаны с непосредственным вмешательством в
действия лица в целях прекращения с его стороны правонарушения.

В литературе достаточно полно разработана классификация мер административного пресечения в целом. В зависимости от критериев деления специальные меры административного пресечения включаются в различные группы. Выделяя меры прямого и косвенного пресечения, Бахрах Д.Н. относит к первому виду правовые средства, направленные на немедленное прекращение противоправного поведения. В соответствии с этой классификацией специальные  административно - пресекательные средства являются средством прямого  пресечения. Подразделяя данные меры по признаку механизма пресекательного  воздействия на физические и психологические, специальное административное  пресечение он относит к физическим средствам. По признаку обеспечения  будущего производства по делу о правонарушении меры административного  пресечения делятся  на  меры  административно-процессуального  пресечения и самостоятельные. Специальные административно-пресекательные меры относятся к первой группе.

Зеленько В.Л. делит меры административного пресечения по объектам  воздействия - на личностные и имущественные. Меры  специального  административного пресечения являются личностными. И как уже отмечалось, по  характеру воздействия они образуют самостоятельный вид специальных мер, в  отличие от общих.

В свою очередь, меры специального административного пресечения можно дифференцировать внутри вида. По способу воздействия на правонарушителя  их можно разделить на меры простого физического воздействия (приемы рукопашного боя, собаки), меры физического воздействия, осуществляемые с помощью технических средств, и физическое воздействие с использованием огнестрельного оружия.

По цели применения исследуемые меры подразделяются на средства активной обороны, к которым относится применение оружия, приемов рукопашного боя, резиновой палки, собак, слезоточивого газа и средства обеспечения  специальных операций - использование бронетехники, взрывных устройств,  пожарных автоцистерн, светошумовых гранат  и  пр.

В свою очередь, в зависимости от характера  воздействия административно-пресекательные меры, осуществляемые с помощью технических средств, делятся  на:

*   вызывающие болевые ощущения (резиновая  палка);

*   воздействующие на органы дыхания (слезоточивый  газ);

*  воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые  устройства);

*  препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные  автоцистерны, устройства для принудительной остановки автотранспорта);

*  вскрывающие помещения, захваченные правонарушителями.

Меры  общего  административного  пресечения  применяются различными  должностными лицами государственных органов исполнительной власти. Специальные же административно - пресекательные меры  являются прерогативой узкого круга данных лиц. К ним относятся сотрудники органов внутренних дел, ведомственной военизированной охраны, военнослужащие, инкассаторы, инспекторы  рыбоохраны, члены экипажей государственных воздушных судов и  др. Следует отметить, что вооружение огнестрельным оружием охранников  негосударственных организаций, телохранителей частных лиц, фермеров и пр. никакого отношения к специальному административному пресечению не имеет. Последнее выступает формой государственного принуждения, тогда как перечисленные лица не являются государственными служащими.

Рассмотрим отдельные меры пресечения общего назначения.

Административное задержание. Развернутое понятие административного задержания содержится в определении В.К. Гижевского, раскрывающем в основном содержание этого института: "... административное задержание - это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личной свободы  лица,  совершившего  правонарушение, применяемая уполномоченными на то представителями органов государственного управления ... в пределах и в порядке, установленных законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечения своевременного и правильного  производства  по  делам  об   административных правонарушениях и привлечения виновного к ответственности".

Правовая основа административного задержания регулируется законом РФ "О милиции" (п. 5 ст. 11), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.3) , Таможенным кодексом (ст. 331) и некоторыми иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Каждый из вышеназванных субъектов правоприменения обладает строго    определенными  полномочиями  по осуществлению административного задержания, т.е. вправе задерживать только за определенные виды административных правонарушений, оговоренных диспозицией ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также обязывает должностных лиц, которые применили меру принуждения административное задержание, по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомить родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника (ч. 3 ст. 27.3 КоАП). А ч. 4 ст. 27.3 КоАП, отмечает, что об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

По каждому факту административного задержания составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в этом протоколе делается соответствующая запись (ст. 27.4 КоАП РФ). Законодательство не требует в этом случае присутствия понятых, которые удостоверили бы отказ задержанного подписать протокол административного задержания.

Срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления в орган внутренних дел (милицию), а лиц, находящихся в состоянии опьянения - с момента их вытрезвления, и не может превышать трех часов. Однако КоАП Российской Федерации предусматривает исключения из этого правила. В частности, должностные лица органов внутренних дел имеют право, руководствуясь частью 3 ст. 27.5 КоАП РФ, подвергнуть административному задержанию на срок до 48 часов лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

- Помещению в центры, оказания специальной помощи подлежат лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения. Применение этой меры направлено на пресечение правонарушения (нахождение в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность) и осуществляется для оказания необходимой медицинской помощи лицу, пребыва­ющему в состоянии сильного опьянения. Лицо, помещенное в указанный центр, находится там до вытрезвления, но не более 24 часов.

- Отстранение лиц от управления транспортными средствами может производиться работниками милиции в случаях управле­ния транспортным средством лицом, находящемся в нетрезвом состоянии или не имеющим права на управление данным видом транспорта, а также грубо нарушающим правила дорожного движения.

Отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в нетрезвом состоянии, производится работником милиции при обнаружении у лица любых признаков алкоголь­ного или наркотического опьянения (запах алкоголя, возбужден­ное или угнетенное состояние лица, специфические особенности управления транспортным средством и т.п.). При наличии доста­точных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, оно отстраняется от дальнейшего управления транс­портным средством и по общему правилу подвергается освиде­тельствованию на состояние опьянения.

Отстранению от управления транспортными средствами под­лежат лица, не обладающие водительскими правами, не имею­щие при себе водительских удостоверений, имеющие водитель­ские удостоверения на право управления иным видом транспор­тного средства, лишенные права управления транспортными средствами, и лица, не получившие в установленном порядке удостоверение на право управления транспортными средствами.

Отстранение от управления транспортными средствами лиц, грубо нарушающих правила дорожного движения, производится в тех случаях, когда характер нарушений свидетельствует об отсутствии у водителей знаний и практических навыков, необходимых для безопасности управления транспортными средствами, а также в случаях, когда эти нарушения допущены в связи с болезненным состоянием водителей, препятствующим дальней­шему безопасному управлению транспортным средством.

- Запрещение эксплуатации транспортных средств, техниче­ское состояние которых угрожает безопасности дорожного дви­жения, производится работниками милиции для пресечения ад­министративного правонарушения и предотвращения возмож­ных опасных последствий управления технически неисправными транспортными средствами.

Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Запрещение эксплуатации транспортных средств осуществляется должностными лицами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации и органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Применение этой меры оформляется составлением специаль­ного акта технического осмотра транспортного средства и прото­кола об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. О запрещении эксплуатации транспортно­го средства работником милиции может быть произведена запись в путевом листе.

Запрещение эксплуатации транспортного средства сопровож­дается снятием номерных знаков, возвращением транспортного средства в автохозяйство для устранения неисправностей или его задержанием на месте обнаружения дефектов до их ликвидации.

- Приостановление работы объектов разрешительной системы производится в целях пресечения нарушений порядка открытия и функционирования стрелковых тиров, оружейных магазинов, оружейно-ремонтных, пиротехнических баз и складов хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих ядови­тых и радиоактивных веществ. Несоблюдение установленного государством порядка их открытия и функционирования (правил разрешительной системы) может привести к хищению, утрате и использованию в преступных целях предметов и веществ, подпа­дающих под разрешительную систему, создать угрозу обществен­ной безопасности.

Применение рассматриваемой меры оформляется специальным актом и сопровождается опечатыванием помещений закрываемых объектов, а при необходимости и изъятием соответствующих предме­тов разрешительной системы (оружия, боеприпасов и др.).

В  соответствии  с  законодательством  к  мерам пресечения специального назначения относятся: применение  оружия, наручников,  резиновых  палок,  слезоточивого  газа, светозвуковых  устройств  отвлекающего  воздействия, средств  разрушения  преград, устройств для  принудительной  остановки  транспорта, водометов, бронемашин, служебных  собак, физической  силы,  в  том  числе  боевых  приемов  борьбы.

Главным признаком, характеризующим меры специального административного пресечения, является  то, что, их  применение  связано с  физическим  воздействием, причем воздействием  в  форме  прямого насилия. И  это  понятно: данные  меры используются государственными  органами  исполнительной  власти  в  ходе  исполнительно-распорядительной  деятельности  для  прекращения  противоправного,  чаще  всего  преступного  поведения. Их  применение  приводит  к ограничению  личной  безопасности граждан  и  может привести  к  таким  нежелательным последствиям  как: лишение  физической  свободы,  причинение  серьезного  вреда  здоровью,  причинение  смерти. Это  предопределяет исключительный  характер,  и  особое  положение специальных мер административного  пресечения  в  механизме  государственного  принуждения.

Закон  Российской  Федерации  «О милиции»  содержит  специальный  раздел,  посвященный  вопросу  применения сотрудниками милиции физической  силы,  специальных  средств  и  огнестрельного  оружия. Российские  законодатели  поступили  в  полном  соответствии  с «Основными  принципами  применения  силы  и  огнестрельного  оружия  должностными  лицами  по  поддержанию  правопорядка», принятыми VIII  Конгрессом ООН по предупреждению  преступности и обращению с правонарушителями, которые требуют от государств - членов ООН законодательного регулирования применения полицейскими силы и огнестрельного оружия и доведения соответствующих норм до  сведения  населения.

Меры административно-процессуального обеспечения представляют собой средства и способы принудительного воздействия с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела, а также исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Рассмотрим данные меры.

Доставление. Под доставлением согласно ст. 27.2 КоАП, следует понимать принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского населенного пункта в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Фактическим основанием доставления является деяние лица, содержащее признаки административного правонарушения. Однако признаки административного правонарушения - это лишь одно из условий, необходимых для применения данной меры. Кроме того, должны быть обстоятельства, препятствующие составлению протокола на месте правонарушения:

- невозможность на месте установить личность делинквента (отсутствие у нарушителя документов, удостоверяющих его личность);

- поведение нарушителя препятствует составлению протокола на месте;

необходимость проведения дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения и т.п.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП).

Впервые КоАП РФ предусмотрено, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.3 КоАП).

Привод. При рассмотрении дела об административном правонарушении нередко требуется присутствие как физических лиц (законных представителей юридических лиц), привлекаемых к ответственности, так и иных лиц, которые могут быть источником информации, имеющей значение для объективного разрешения дела об административном правонарушении - законных представителей несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности, а также (что очень важно) и свидетеля, что ранее законодательством (КоАП РСФСР) не было предусмотрено.

Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании   определения   судьи,   органа,   должностного   лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел (ч. 2 ст. 27.15 КоАП).

По постановлению комиссии по делам несовершеннолетних сотрудниками милиции может быть произведен привод в комиссию лиц, уклоняющихся от явки по вызову.

Перед принятием решения о приводе должна проводиться проверка причин неявки вызываемого лица: получило ли оно вызов, не имеется ли данных о болезни, командировке вызываемого, нет ли причин, объективно препятствующих его явке по вызову.

Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов есть принудительное лишение возможности владения (пользования, распоряжения) лицом, совершившим административное правонарушение, определенной вещью (предметом) или документом. Подлежат изъятию только те предметы, которые явились орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Изъятие вещей и документов должно проводиться в присутствии двух понятых. Закон требует, чтобы об изъятии вещей и документов составлялся протокол либо делалась соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, копия его должна вручаться лицу, у которого изъяты вещи и документы или его законному представителю (ст. 27.10 КоАП РФ). В случае необходимости может  применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе, подписываемом должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, и понятыми. При отказе лица, у которого произведено изъятие вещей (документов), в протоколе делается об этом запись.

При изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя делается запись в протоколе об административном правонарушении, а его копия вручается лицу, у которого были изъяты документы или его законному представителю.

В протоколе об изъятии вещей и документов необходимо указывать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов (ч. 6 ст. 27.10 КоАП).

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

Задержание   транспортного   средства,   запрещение   его эксплуатации

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации - мера административного принуждения, носящая в большей степени административно-пресекательный характер (мера административного пресечения), однако при применении этой меры просматривается (хотя, возможно, и в меньшей степени) и ее обеспечительная функция, позволяющая отстранив от управления транспортным средством водителя и подвергнув задержанию транспортное средство, оформить все необходимые административно-процессуальные документы для привлечения нарушителя к ответственности.

Юридическим основанием задержания транспортных средств сотрудниками милиции является закон РФ «О милиции» (п. 23 ст. 11) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 27.13).

Транспортное средство задерживается до устранения причин задержания.

При запрете эксплуатации транспортного средства сотрудник ГИБДД  (участковый  уполномоченный  милиции) должен  снять государственные регистрационные знаки до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол, копия его вручается лицу, в отношении которого применена данная мера административно-процессуального пресечения.

В случае отсутствия водителя транспортного средства, создающего препятствие для движения других транспортных средств, протокол о задержании транспортного средства составляется в присутствии двух понятых.

Задержанное транспортное средство помещается на специально охраняемую стоянку, определенную местными органами власти, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая маломерные суда) может быть доставлено в дежурную часть ДПС ГИБДД или горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста ГИБДД.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Рассматриваемая мера административно-процессуального пресечения была введена с принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 27.14 КоАП). Функциональное назначение данной меры идентично изъятию вещей и документов.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметами правонарушения, применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять не представляется возможным (например, ввиду их громоздкости, большого количества) и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

При применении данной меры составляется опись указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена эта мера, либо законному представителю о запрете распоряжаться (пользоваться) ими.

Обязательное  процессуальное  требование  при  применении указанной меры - присутствие владельца вещей и двух понятых.

Однако закон допускает в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей в отсутствии владельца (ч. 2 ст. 27.14 КоАП РФ). В случае необходимости при осуществлении ареста товаров, транспортных средств и иных вещей могут применяться различные установленные способы фиксации вещественных доказательств - фото-, киносъемка, видеозапись и др.

В случае необходимости допускается упаковывание и опечатывание арестованных вещей.

После описи составляется протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, содержание которого должно соответствовать требованиям ч. 4 ст. 27.14 КоАП РФ. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера или его законному представителю.

Досмотр транспортного средства представляет собой обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Целью досмотра, исходя из ч. 1 ст. 27.9 КоАП, является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Фактическим основанием досмотра транспортного средства является совершение  водителем  административного  правонарушения  или подозрение, что транспорт используется в противоправных целях. Противоправными целями могут быть действия, подпадающие по своим признакам под административное правонарушение или преступление, например, подозрение в незаконной перевозке оружия, наркотиков, различных товаров (спирт, алкогольная продукция и т.п.).

Если законодательством не урегулирована процедура осмотра транспортного средства, то процессуальный порядок досмотра транспортного средства четко урегулирован ст. 27.9 КоАП РФ.

Закон устанавливает, что досмотр транспортного средства осуществляется сотрудниками органов внутренних дел (милиции) в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствии указанного лица. Закон не устанавливает конкретный перечень случаев, которые относятся к не терпящим отлагательства. Сотрудник милиции субъективно определяет наличие фактора безотлагательности.

Закон не предусматривает обязательность наличия понятых при досмотре транспортного средства. Однако, если досматривается груз и вещи, находящиеся в транспортном средстве, то наличие понятых в таких случаях обязательно.

О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В ходе досмотра могут применяться различные средства фиксации вещественных доказательств (фото- и киносъемка, видеозапись и др.), о чем делается запись в протоколе досмотра. Процедура подписания протокола аналогична процедуре подписания протокола о проведении личного досмотра (досмотра вещей).

Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Исследова­ние обстоятельств отдельных правонарушений и принятие закон­ных решений по некоторым категориям административных дел требуют наличия информации о физическом или психическом состоянии правонарушителя (или лица, подозреваемого в совер­шении правонарушения). В ряде случаев такая информация является основным доказательством, положенным в основу при­нятия решения по делу.

К мерам административного принуждения относятся также и меры административной ответственности, которые определены КоАП РФ и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые за совершение административных правонарушений.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

[1] По ранее действовавшему КоАП РСФСР досмотр вещей мог проводиться без понятых (ст. 243).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!