Виды и типы менеджмента

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Понятие и современные черты менеджмента      4
2. Виды управленческой деятельности       7
3. Типология современного менеджмента      11
Заключение           20
Список литературы          21

Введение

Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная книга. Менеджмент - явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется.
Менеджмент обеспечивает системное воздействие на отдельных людей или коллектив в целях согласования совместной деятельности для получения предполагаемого результата. Для современного менеджмента характерны: стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом; широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений; постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы; использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; изменение функции планирования - от текущего к перспективному; упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы; и т.д.
Объектом исследования является сущность современного менеджмента.
Предмет исследования – типология и классификация видов менеджмента.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать значение, типы и разновидности менеджмента.
Задачи работы:
1) определить понятие «менеджмент», определить его современные особенности и значение;
2) проанализировать виды и типы менеджмента.
1. Понятие и современные черты менеджмента

Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних - планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Все это и должен в полной мере уметь делать руководитель предприятия или его менеджер, то есть, наемный управляющий [3, c. 67].
Основные инструменты менеджмента - предвидение, планирование, организация, контроль, координация, активизация и мотивирование людей. Целенаправленное концентрированное воздействие на процессы совместной деятельности людей обеспечивает согласование и активизацию труда. Оно бывает формальным и неформальным. Менеджер влияет на подчиненных своим поведением, отношением к работе, людям. Часто это бывает более эффективным, чем формальное руководство.
Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль. Для современного менеджмента характерны:
 стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
 широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;
 постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
 ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;
 использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
 изменение функции планирования - от текущего к перспективному;
 упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
 оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
 максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
 привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;
 осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
 опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;
 проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
 способность разумно рисковать и управлять риском;
 возрастание роли маркетинга до ключевой [12, c. 32-34].
При помощи современного менеджмента стало возможным полностью использовать системный подход в управлении и эффективно решать множество управленческих проблем:
 совершенствовать методы плановой работы (балансовый метод планирования, сетевое планирование, принятие управленческих решений, определение степени риска и т.д.);
 эффективно и быстро решать задачи экономической статистики, сбора и обработки данных для прогнозирования;
 совершенствовать автоматизированную систему управления производством;
 проводить управленческие деловые игры посредством имитации экономических процессов и явлений;
 осуществлять более надежное управление техникой и технологиями, управление запасами, поставками и сбытом продукции, в целом службой маркетинга [12, c. 38].
В 80-х годах ряд ученых выдвинули концепцию управления, известную как концепция «7-S», которую разработали Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питерс и Р. Уотермен. В известной работе «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих» авторы этого подхода указали, что наиболее эффективной деятельность менеджеров станет тогда, когда они будут учитывать взаимодействие семи составляющих элементов [4, c. 55]. В настоящее время эти элементы имеют определяющее значение в менеджменте:
1) стратегия;
2) структура;
3) система управления;
4) кадры предприятия, персонал;
5) стиль управления и организационная культура;
6) квалификация сотрудников;
7) организационные ценности.
Любые изменения в одном из взаимосвязанных элементов оказывают влияние на остальные. Поэтому необходимо гармоничное состояние всех данных составляющих, поддержание необходимого баланса между ними.

2. Виды управленческой деятельности

Все виды управленческой деятельности перечислить невозможно, но некоторые из них, имеющие для менеджмента наиболее важное значение, назвать необходимо. Сведем их в несколько групп, в каждой из которых есть общие направления руководящей деятельности.
Одним из таких видов является хозяйственное управление. Оно включает управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами в государственных и частных предприятиях (организациях). Хозяйственное управление охватывает широкий круг вопросов жизнедеятельности данных юридических и физических лиц.
Тесно связано с этим видом техническое управление. В него входя г управление техникой и технологиями; ремонт и профилактика машин, технических устройств и механизмов; замена устаревшей техники и технологии; обучение персонала приемам и методам работы; научная организация труда и ряд других вопросов [4, c. 59].
Во всех организациях, где имеет место коллективный труд, возникла необходимость еще одного вида управленческой деятельности - управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей. На производстве появились специалисты- социологи и психологи, объектом работы которых стал морально-психологический климат в коллективе, психологическое состояние отдельных работников, решение социальных вопросов, организация отдыха, повышение культурного уровня трудящихся и т.д.
Хозяйственное, техническое и социально-психологическое управление как виды присущи внутрипроизводственной, внутренней жизни организаций. Однако предприятия не изолированы от внешнего окружения, они связаны с деятельностью государственных, общественных и международных органов и организаций. Эта внешняя среда имеет свои виды управления: государственное управление, управление общественными организациями и др.
Под воздействием научно-технического прогресса создаются условия еще для одного самостоятельного вида управленческой деятельности - креативно-эвристического менеджмента. Менеджеры, работающие в научных и опытно-конструкторских организациях, руководят исследованиями и разработкой инновационных проблем, применением на практике научных и технических открытий и изобретений, математическим моделированием, разработкой программ для компьютерной техники и другими видами научной и опытно-конструкторской деятельности [4, c. 60].
В сфере материального производства характерными являются следующие виды управленческой работы:
управление производством - выбор Основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска продукции или оказания услуг, расстановка людей, организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.;
управление снабжением и сбытом произведенной продукции - заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля. Сюда же необходимо отнести и управление маркетингом, осуществляющим изучение рынков сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, коньюктура рынка, выработка ценовой политики и организация рекламы;
управление финансовой деятельностью - формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.;
управление кадрами - решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологического климата на предприятии, организация работы с профсоюзами в разрешении трудовых споров и конфликтов;
управление инновациями - организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления;
управление эккаутингом - сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.
Под видами менеджмента подразумеваются его разновидности. Классификация видов менеджмента представляет распределение разновидностей менеджмента, распределение менеджмента по разновидностям [3, c. 22].
Выделяются следующие основные виды менеджмента: организационный, стратегический, тактический (текущий) и оперативный.
Объектом организационного менеджмента являются процессы создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, системы осуществления управленческих функций, выработки стандартов, положений, инструкций. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей. Достижение целей организации основано на стратегическом менеджменте, тактическом или текущем менеджменте и оперативном менеджменте.
Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая жизнедеятельность [3, c. 24].
Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатыва-ется на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактический (текущий) менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости [3, c. 26].
Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Тактический (текущий) и оперативный менеджмент связаны с постановкой конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, координацией их решения с обеспечением необходимыми людскими, финансовыми, материальными, информационными ресурсами, контролем достигнутых результатов, их оценкой, анализом и осуществлением необходимых корректирующих действий.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!