Виды и методы моделирования в социальной работе

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социальная работа деятельность по оказанию помощи лю­дям в различных жизненных ситуациях. Очень важно представ­лять перспективу развития событий, чтобы вовремя прийти на помощь, а еще лучше грамотно предотвратить нежелательную емтуацию. В современных условиях любой сотрудник социаль­ной службы от полевого работника до руководителя прогно­зирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива об­служивание одного клиента, так и широкая развитие деятель­ности социальной службы и всей социальной сферы.

Наиболее эффективным методом прогнозирования является моделирование. В переводе с лат. modulusозначает «мера», «образец», «норма». А моделирование есть исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). Наиболее мобильной, интерес­ной и современной в настоящее время является социальная при­рода объекта. Эта, на первый взгляд, довольно полная характери­стика объекта имеет свое воплощение в сущности и содержании социальной работы, придавая последней практическую реальность • и конкретные перспективы развития.

Моделирование как область научного познания не так широ­ко распространена, как это принято считать, хотя в основе вся­кого научного знания, любого научного метода находится проце­дура моделирования.

В науке мир рассматривается через призму моделей как наи­более оптимального способа, метода его прогнозирования, и вмес­те с тем подлежащего постоянному совершенствованию, поиску более совершенных новых моделей, так как действительность бо­гаче и разнообразнее, чем модель, быстрее и динамичнее подда­ется изменениям, чем возможность «выстроить» модель и под­няться на новую ступень в познании тех или иных сторон окру­жающей нас действительности, чтобы затем отразить его в новых моделях.

В науке можно прослеживать последовательность позна­ния: модельпрогнозэкспериментновая модель, т. е. посто­янный поиск не только адекватного отражения в моделях ре­ального мира, но и попытка заглянуть в будущее, предусмотреть его возможное развитие. Примером могут служить глобальные модели.

Глобальные моделирования модели, охватывающие пробле­мы предельно широкие: таковы глобальные модели мировой экономики; модели международных отношений; модели охраны окружающей среды и т. д.

Из вышесказанного следует, что сфера применения модели­рования по сути не ограничена. Если попытаться обозначитьсферы применения моделирования исходя из международной прак­тики, то вот лишь некоторые из них:

какие факторы ведут к колебанию цен в сфере производ­ства и потребления сельскохозяйственных и сырьевых про­дуктов;

какие факторы ведут к алкоголизму;

какие программы могут остановить рост преступности сре­ди молодежи.

Моделирование вербальное разработка моделей, основанных на установлении причинно-следственных связей известных фак­торов.

Моделирование казуальное модели, базирующиеся на уста­новлении причинно-следственных связей известных факторов.

Моделирование математическое количественное измере­ние, все более выходящее на моделирование социальных процес­сов, на моделирование воспроизводства населения, формирова­ние показателей социальной защищенности людей, профессио­нальной подготовки молодежи, мобильности трудовых ресурсов, социальной защиты пенсионеров, многодетных семей и т. д.

Моделирование социальное определение оптимальных раз­меров, предопределение поведения системы (например, система социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных от­ношений), анализ целого ряда факторов, в результате которого оп­ределяются разные уровни жизни: прожиточный минимум, дос­таточный, социально необходимый и социально комфортный, каждый из которых сдержит в себе целый ряд показателей и др.

Моделирование статистическое основано на разработке и анализе моделей, связанных на базе статистического материала настоящего и прошлого.

Моделирование эвристическое выявление негативных тен­денций, определение позитивных путей решения проблем, пред­ложение альтернативных вариантов, основанное на творческом мышлении, умении выделить из блока проблем наиболее важные, определяющие, перспективные.

Анализ отечественной и зарубежной практики моделирования позволяет сделать вывод, что оно способствует пониманию лю­бой сложной системы.

Проектирование в социальной работе технология составления ресурсного обоснования и выполнения социальных проектов.

Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необхо­димый результат. Для того чтобы замысел превратился в реаль­ность, этим процессом необходимо управлять. Проектирование в социальной работе подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием (разработ­кой проекта).

Выполнение социального проекта требует определенной со­вокупности работ, которые делятся на основные и обеспечива­ющие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной цели и главных целей; планирование со­циального проекта; собственно разработка социального про­екта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.; принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта; его выполнение и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта.

Предпроектный анализ включает изучение соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагает осущест­вить в «проектном» варианте, например с помощью разработки и реализации какой-либо социальной программы.

Определение главной цели производится на основе предпро-ектного анализа и отражается в формулировке цели.

Планирование социального проекта заключается в определе­нии конкретных разработчиков, установлении заданий и сроков их выполнения.

Разработка социального проекта состоит в определении пе­речня мер и ответственных исполнителей, производстве необхо­димых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполне­ние работ, поставку материалов, оборудования и др.

Подведение итогов выполнения социального проекта осно­вывается на учете, отчетной и контрольной информации и отра­жается в соответствующем документе.

Работы, которые обеспечивают социальный проект, группи­руются по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные, правовые, фи­нансовые, кадровые, материально-технические, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандист­ские.

Важное условие в организационно-управленческой работе назначение руководителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями обязанности и правами. Руководитель проекта может иметь право формирования «своей команды» (временного коллектива). После окончания проекта «команда» расформировывается или переводится на обеспече­ние другого социального проекта.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!