Виды государственной службы Российской Федерации

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», принятым 27 мая 2003 г., государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Согласно этому же закону государственная служба в видовом варианте подразделяется на:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • правоохранительную службу.

Правоохранительная служба, в отличие от других видов государственной службы, пока не имеет единого правового источника, который бы регулировал вопросы её организации и прохождения. Формально объединяя несколько самостоятельных видов служебной деятельности, правоохранительная служба урегулирована множеством разнообразных по юридической силе и содержанию нормативных правовых актов.

Для определения места службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации важно рассмотреть её с позиции выполняемых функций, с позиции осуществляемой общественно полезной деятельности.

В большинстве учебников по административному праву государственная служба рассматривается как род общественно полезной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов, осуществляемой на профессиональной основе. Состоящая из различных видов государственная служба составляет неотъемлемую, самостоятельную часть этой общественно полезной деятельности.

Исторически государство возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности. Поэтому для федеральной государственной службы, наряду с общими функциями, свойственно выполнение специфических функций, которые вытекают из основных задач, стоящих перед данными органами, среди которых выделяются: защита прав и свобод человека, обеспечение личной и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений и другие. Специфичность этих функций обусловлена правоохранительной направленностью, а исполнение возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий систему органов внутренних дел.

В пока действующем Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации подчеркивается, что сотрудники этих органов проходят государственную службу, но не акцентируется внимание, о какой государственной службе идет речь.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации занимает самостоятельное место в государственной службе Российской Федерации. Этот вид государственной службы Российской Федерации должен регламентироваться федеральным законом. Этот закон будет представлять правовую базу для принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой области отношений.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», другие нормативно-правовые акты позволяют в качестве характеристики профессиональных отношений  в органах внутренних дел Российской Федерации сделать несколько общих выводов: во-первых, профессиональные отношения в органах внутренних дел – это государственно-служебные отношения; во-вторых,  эти отношения связаны с деятельностью государственного органа, входящего в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; в-третьих, государственно-служебные отношения в органах внутренних дел представляют собой разновидность федеральных государственно-служебных отношений Российской Федерации и занимают свое самостоятельное место; в-четвертых, исходя из полномочий МВД России, государственно-служебные отношения должны регламентироваться федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

О термине «государственная служба» в органах внутренних дел Российской Федерации можно сказать, что широкого применения он еще не нашел. Чаще всего употребляется термин «служба в органах внутренних дел». Применительно к органам внутренних дел термин «служба» употребляется чаще всего в следующих значениях: во-первых, служба в органах внутренних дел как понятие социальное применяется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт общественного разделения труда; во-вторых, службой иногда именуют структурные подразделения органа (кадровое, юридическое, финансовое, тыловое и т. д.) или разновидность деятельности сотрудников органов внутренних дел, определенную часть их работы, отличающуюся спецификой полномочий (патрульно-постовая, наружная и т. д.); в-третьих, под словом «служба» понимается самостоятельное ведомство[1].

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в виде общественно полезной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Эта деятельность рассматривается как интеллектуальная и с позиции практики направлена на объективную реализацию всех потребностей как человека и общества, так и государства. Она осуществляется в органах государственной власти, а точнее в органах, имеющих отношение только к исполнительной власти. Основное назначение органов исполнительной власти − это проведение законов и иных правовых актов в жизнь. В пределах предоставленных прав органы исполнительной власти занимаются подзаконной деятельностью, которая носит распорядительный характер.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют государственную службу особого специального характера, отличающуюся многими признаками, которые находят свое проявление при реализации задач этих правоохранительных органов. Непосредственно материальных ценностей сотрудники органов внутренних дел не создают. Они осуществляют свои служебные обязанности в виде интеллектуальной деятельности, связанной в основном с воздействием на достижение положительных результатов сознательно-поведенческого характера людей, получая при этом определенное денежное вознаграждение. Основное их предназначение: это реализация задач, функций органов внутренних дел с целью воздействия на людей независимо от участия или неучастия последних в различных видах общественно полезной деятельности.

Государственная служба в органах внутренних дел − это служба публичного характера, т. е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер. Деятельность органов исполнительной власти по формированию кадров как основы государственной службы в органах внутренних дел проявляется через постоянные устойчивые механизмы. Она возникает, организуется и прекращается вместе с органом исполнительной власти.

Государственно-служебные отношения  в органах внутренних дел необходимо рассматривать в качестве простого правового института, входящего в сложный комплексный социально-правовой институт государственной службы Российской Федерации. Институт государственной службы в органах внутренних дел изучается различными научными специальностями, а также регламентируется многими отраслями права: например, административного права, финансового права, трудового права, уголовного права и другими.

В целом государственная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан и обеспечению законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту его прав и свобод − главной обязанностью государства. Это обеспечивается в государстве системой правоохранительных органов и, прежде всего, органами внутренних дел.

На основании  вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации − это один из основных видов государственной службы Российской Федерации, урегулированный федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, имеющий специальный и публичный характер и осуществляемый за денежное вознаграждение государственными служащими органов внутренних дел по обеспечению полномочий в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступлениями и правонарушениями.

  • [1] Ильясов С. Г., Кудрявцев А. В., Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел: справочник. М., 1996. С. 6−7.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!