Виды функций государства

4 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по правовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства относятся:

- функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;

- экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме;

- функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т. п.;

- функция социальной защиты – это направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности;

- экологическая функция – новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т. д.;

- культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

К внешним функциям государства относятся основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами, это:

- функция обороны страны, базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов;

- функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режимов нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий;

- функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т. п.

Есть точка зрения, согласно которой деление функций государства на внутренние и внешние является условным, поскольку государство соответствующую деятельность внутри страны (например, экологическую) в обязательном порядке сообразу­ет с деятельностью на международной арене. На этой основе выделяются сферы управленческой государственной деятельности без различения внут­ригосударственных и межгосударственных аспектов.

Предлагается и единая классификация функций государства, независимо от его типа и сферы деятельности. При этом выделяются четы­ре функции, осуществляемые любым государством:

- экономическая (обеспечение нормального функционирования и разви­тия экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собст­венности, организации общественных работ, планирования производства, ор­ганизации внешнеэкономических связей и пр.);

- политическая (обеспечение государственной и общественной безопас­ности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т. п.);

- социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осу­ществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, под­держанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходи­мых условий труда, его оплаты, быта и т. д.);

- идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.)[1].

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные, которые присущи государству на всех этапах его существования, и временные, характеризующиеся непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

По социальной значимости функции государства подразделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т. е. одинаково присущими каждому звену государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам, являются отдельными. Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно ифункции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Следует учесть, что говорить о внутренних и внешних функциях государства можно только в конкретно-историческом аспекте, поскольку основные на­правления государственной деятельности находятся в постоянном развитии. Сами функции государства, их содержание и значение изменяются в процессе развития общества. Здесь можно рассматривать:       а) функции тради­ционных государств и функции современных (конституционных) государств. Используя формационный подход к истории развития человеческого общест­ва, возможно также характеризовать функции рабовладельческих, феодаль­ных, буржуазных (на стадии домонополистического и монополистического капитализма), социалистических и современных государств; б) историю раз­вития каждой функции государства – время ее появления, изменение содер­жания и значения с развитием общества и т. д. Так, внутренние функции эксплуататорских государств делятся на основные (классовые)  и  дополнительные (неосновные,  общесоциальные).  Основные функции осуществляются исключительно в интересах  господствующих классов  (охрана  существующего государственного и общественного строя, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и т. п.). Дополнительные осуществляются в интересах всего общества (строительство дорог,  общественных сооружений,  борьба со  стихийными бедствиями и т. п.)[2].

Сущность государства находит свое отражение и в содержании его полицейских функций. Понятие «полицейские функции» этимологически связано с термином «полиция», который, в свою очередь, происходит от древнегреческого politea  (государственное устройство,  способ управления государством).  Как способ управления государством, термин «полиция»  перешел и в современные европейские языки.

Еще в античных государствах существовали государственные учреждения,  схожие  с современными полицейскими формированиями. В Древнем Риме полицейские функции непосредственно возлагались на римские легионы и отдельных военнослужащих (карательные функции, деятельность в структуре провинциальных органов управления, надзор за выполнением повинностей провинциалами и т. д.)[3]. С момента создания регулярной полиции в России она относилась к органам общей компетенции,  имея довольно обширные полномочия. Так,  в Регламенте главного магистрата  от  16  января 1721 г.  полиция определялась как «душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный набор человеческой  безопасности  и удобств»[4].  Содержание этого документа характерно для так называемого полицейского государства, существовавшего  в  период утверждения абсолютизма.  Идеи о государстве,  регламентирующем все стороны  жизни  общества в целях «всеобщего блага»,  были высказаны еще Платоном в диалоге «Государство». Оценивая их значимость,             В. С. Нерсесянц отмечает: «Созданный Платоном образ вездесущего и обо всем заботящегося государства повлиял на многие концепции полицейского  государства...»[5].  Всесторонняя  регламентация жизни подданных была отнесена к компетенции полицейских органов. Следовательно, и полицейские функции не ограничивались исключительно охраной правопорядка и обеспечением общественной безопасности, а были значительно шире. Французский  ученый-юрист  Деламар, рассматривая полицию как орган общей компетенции, отнес к области полицейской компетенции вопросы отправления религиозных культов, здравоохранения, снабжения продовольствием, строительства, путей сообщения,  развития науки и искусства, торговли, промышленности и  финансов.  Широкую трактовку полиции как инструмента достижения всеобщего благосостояния  давали основоположники науки полицейского права – немецкие государствоведы Иоганн фон Юсти и Иосиф Зонненфельс.

С возникновением  теории правового государства пересматривается объем полицейских функций. В частности, Роберт фон Моль ограничил сферу полномочий полиции вопросами, связанными с обеспечением безопасности,  благосостояния,  хозяйственной деятельности. К началу XIX  в.  существовали прямо противоположные точки зрения относительно объема полицейских функций.  Решение данного противоречия было  предложено немецким юристом Лоренцом Штейном.  Полиция,  в трактовке Штейна, имела своей функцией охрану общественной безопасности посредством ограничения свободы отдельного лица в форме принуждения. К началу ХХ века эти идеи стали господствующими в государствоведении.

Выполнение полицейских функций возлагается,  прежде всего, на особые отряды вооруженных людей: армию и полицейские учреждения, которые,  как правило, взаимодействуют в их осуществлении. В демократических государствах с развитым и  дифференцированным  государственным  механизмом  армия  выполняет  в основном  внешнюю функцию. Наличие у вооруженных сил полицейских функций характерно для государств с недемократическими режимами либо находящихся в стадии становления, перестройки государственного механизма. Полицейские функции армии в таких  государствах  значительны  по объему.  Немецкий  полицеист  И. Зонненфельс писал:  «Весьма смешное заблуждение есть думать,  будто  такое упражнение недостойно солдата,  или Офицера: ибо Государству нет больших неприятелей как разбойники и убийцы,  а воинской чин для того только и учрежден и содержится,  чтоб сохранял безопасность отечества»[6]. Развитие государственного механизма идет по пути дифференциации полномочий государственных органов. Результатом этого является сужение полицейских функций армии, передача их органам полиции.  Кроме того, смена недемократических режимов на режим демократии ведет к уменьшению объема самих полицейских функций. В полицейском государстве, где существует жесткая регламентация  жизни общества, полицейские функции обширны.  В демократическом  государстве  они  ограничиваются  охраной  правопорядка, борьбой с уголовной преступностью, обеспечением общественной безопасности.

Таким образом, в узком смысле под полицейскими функциями можно понимать охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности.  В широком смысле – это функции,  выполняемые полицией, полицейскими учреждениями по всесторонней регламентации жизни общества, обеспечению внутренней безопасности. В процессе эволюции государства,  перехода к режиму демократии объем полицейских  функций  сокращается, сводясь более к понятию «правоохранительные функции».

Есть точка зрения, согласно которой перечисленные виды функций характерны не только и не столько для государства, сколько для общества в целом, так как в осуществлении деятельности по этим направлениям заинтересовано прежде всего общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества как такового. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности – осуществления политической власти. В таком слу­чае государство имеет три (или четыре) основные функции: законодатель­ную, исполнительную, судебную (надзорную) и их осуществляют соответст­вующие ветви власти[7].

[1] См.: Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 241.

[2] Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 239–240.

[3] См.: Игнатенко А. В. Армия  в  государственном механизме  рабовладельческого  Рима эпохи республики : дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1981. Евсеенко Т. П. Армия в древнеримской политической системе эпохи становления  принципата : автореф.  ...  канд. юрид. наук. Свердловск, 1988.

[4] Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3708.

[5] Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984. С. 74.

[6] Зонненфельс И. Начальныя основания Полиции или Благочиния. М., 1787. С. 186.

[7] См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права : учебник для вузов. М., 1998. С. 65.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!