Виды адаптации персонала

21 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Классифицировать адаптационные мероприятия, проводимые в организации, можно по различным критериям. 1. По влиянию на поведение нового сотрудника:

-   пассивная: новый сотрудник выступает как пассивный объект адаптационных мероприятий;

- активная: адаптационные мероприятия побуждают нового сотрудника стремиться к самостоятельному вхождению в орга­низацию, воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и дея­тельности, которые он должен освоить).

Например, руководитель хочет познакомить нового сотрудника с работниками соседнего подразделения. В первом случае руково­дитель пойдет с новичком в это подразделение, представит его и представит ему сотрудников этого подразделения. В этом случае активных действий от новичка не требуется, ему так проще, но он не имеет возможности проявить себя. Во втором случае руководи­тель просто позвонит в соседнее подразделение и предупредит о приходе новичка, одновременно попросив оказать ему поддержку. Затем предложит новому сотруднику самому пройти в соседнее подразделение и познакомиться с его сотрудниками. В этом слу­чае от новичка требуются активные действия, он может проявить себя, но если его поведение будет неграмотным, то дальнейшее

его сотрудничество с этим подразделением станет проблематич­ным.

2. По воздействию на личность нового работника:

- прогрессивная, способствующая развитию личности;

- регрессивная, не способствующая развитию личности но­вичка, чаще всего такая ситуация имеет место в том случае, если выполняемая работа не требует от человека проявления всех его способностей или способствует только одностороннему развитию личности.

3. По причинам, вызвавшим необходимость адаптации:

- первичная, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность, придя в конкретную организацию;

- вторичная, необходимость в которой возникает при смене мест работы;

, при повышении в должности, когда расширяется круг про­изводственных контактов работника, повышается уровень реша­емых задач и мера ответственности;

. при понижении в должности, когда человеку необходимо помочь справиться со стрессовой ситуацией;

- при увольнении сотрудника, когда организация оказывает ему помощь в нахождении нового места работы или в переквалификации.

Введение в рассмотрение трех последних разновидностей адаптации расширяет само понятие адаптации как вхождения в организацию, что не вполне оправданно. Однако опыт многих организаций свидетельствует о необходимости такой адаптации.

4. По направленности:

-   производственная;

-   непроизводственная. Производственная адаптация подразделяется на:

- профессиональную (активное освоение приемов и способов осуществления профессиональной деятельности, приобретение необходимых навыков на рабочем месте);

- психофизиологическую (приспособление организма работни­ка к условиям трудовой деятельности, в результате чего умень­шается его утомляемость; результативность и время такой адап­тации во многом зависит от физиологии и психологии человека, его здоровья и условий труда);

- социально-психологическую (приспособление человека к особенностям организационной культуры, к первичному коллек­тиву и особенностям сложившихся в нем межличностных отно­шений, к существующему стилю руководства);

- административную (доведение до сотрудника правил внут­реннего распорядка, его должностных обязанностей, мер ответ­ственности руководителей организации, к которым он может об­ращаться по тем или иным вопросам);

- экономическую (убеждение сотрудника в справедливости существующей в организации моцивационной системы и в спра­ведливости получаемого им вознаграждения за свой труд).

Непроизводственная адаптация подразделяется на:

- адаптацию к социальной инфраструктуре организации, когда нового работника знакомят с предоставляемыми ему возможное-

тями по улучшению жилищных условий, по использованию услуг учреждений образования и культуры, физкультурно-оздоровитель­ных учреждений и баз отдыха;

- адаптацию к непроизводственному общению с коллегами, когда новичка вовлекают в различные мероприятия, проводимые в организации или подразделении в нерабочее время.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!