Вехи развития советской культуры

Наряду с ликвидацией безграмотности путем организации общества «Долой неграмотность» с разветвленной сетью школ по ликвидации неграмотности (ликбезов) в 20-е годы под руководством Главполитпросвета решались пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии с помощью рабочих клубов, изб-читален, библиотек, пропаганды «основ ленинизма» в средствах массовой информации.

К середине 20-х гг. складывается система школьного образования: начальные 4-летние школы (I ступень), 7-летние школы в городе, школы крестьянской молодежи, школы фабрично-заводского уче­ничества (ФЗУ) на базе начальной школы, школы II ступени (5-9 классов). Основным типом профессионального учебного заведе­ния стали индустриально-технические, педагогические, сельскохо­зяйственные, экономические, юридические техникумы с 3-летним сроком обучения.

В области высшего образования проводилась классовая поли­тика путем создания рабфаков, искусственного ограничения при­ема детей интеллигенции, нэпманов в вузы, с: классовых позиций изменялись программы обучения, в них вводились исторический Материализм, история пролетарской революции и другие дисцип­лины. Для подготовки марксистских кадров преподавателей вы­сшей школы в 1921 г. создается Институт красной профессуры.

В искусстве продолжали действовать и создавались новые многочисленные группы и объединения различных художествен­ных ориентации. Писателей группы «Серапиоповы братья» (К. Федин, М. Зощенко, В. Каверин, М. Слонимский) объединял поиск эффективной художественной формы, эксперименты в области языка и стиля, Члены литературной группы «Перевал» (М, При­швин, В. Катаев, А. Караваева) выступали за сохранение преемст­венности с традициями русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма. Открыто классовый, пролетар­ский характер носила деятельность самого массового литератур­ного объединения 20-х гг. - Российской ассоциации пролетар­ских писателей (РАПП), насаждавшей идеологию в литературе. Представители «Литературного центра конструктивистов» (И. Сельвинский, В. Инбер) ориентировались на западническую технократию, «математизацию» стиля. Литературная группа «Левый фронт искусств» (В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский) опира­лась на 4'утуристские теории, отрицавшие художественный вымы­сел, психологизм.

Развитие прозы определялось сочетанием символизма и фор­мализма (А. Белый, Е. Замятин, А. Ремизов), появлением бытового жанра, социальной прозы, сатирических романов (А. Платонов, В. Катаев), попытками создпния эпических произведений о револю-ционой эпохе (Вс. Иванов, А. Серафимович, Ф. Гладков). Со 2-й пол. 20-х гг. литература начинает терять своеобразие, а писатели подчиняются ориентации правящей партии на переход к коммуни­стической идеологии.

В живописи самой массовой художественной организацией была Ассоциация художников революции (И. Бродский, К. Юон, Е. Чепцов), развивавшая традиции передвижников, и к концу 20-х гг. ставшая полностью контролировать художественную жизнь. «Общество художников станковистов» (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас) стремилось к эстетическому осмыслению современно­сти. «Общество Московских живописцев» (Р. Фальк, А. Лентулов, И. Грабарь) сохраняло приверженность «русскому сезаннизму», Самостоятельное место в русском авангарде занимали П. Филонов и основатель супрематизма К. Малевич.

Интенсивный поиск новых форм, стилей шел в архитектуре: архитектурный конструктивизм на основе производственного ис­кусства («Дворец труда» в Москве бр. А. и В. Весниных, проекты М. Гинзбурга, Ф. Милиниса), рационалисты придавали особое значение поискам выразительной архитектурной формы, продол­жалась разработка проектов генерального плана .реконструкции Москвы (А. В. Щусев, И. В, Жолтовский) и Ленинграда (И. А. Фомин).

В сценическом искусстве создается множество новых театров, студий, появились первые в мире детские театры, преобладает революционная тематика, работают талантливые режиссеры К. С. Станиславский, В. И, Немирович-Данченко, В. Э, Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, актеры старшего (М. Н. Ермолова, А. И. Южин, И. М. Москвин, В. И. Качалов) и молодого (Н. П, Хмелев, М. М. Яншин, Б, Н. Ливанов, Е. Н. Гоголева) поколений.

В 30-е гг. вводится обязательное начальное 4-летнее обучение, а в промышленных центрах - семилетнее, значительно расширя­ется система среднего специального и высшего образования. В 1940 г. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Крупных успехов мирового уровня удалось достигнуть в раз­витии естественных наук и техники: в химии разработанный С. В. Лебедевым оригинальный метод получения синтетического каучу­ка из этилового спирта позволил создать новые отрасли промышленности; в ядерной физике Д. В. Скобельцин разработал метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иваненко выдвинул тео­рию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, А. Ф. Иоффе изобрел многопластинчатый изолятор; исследования К. Э. Циалковского завоевали СССР приоритет в разработке теорети­ческих проблем освоения космоса; конструкторами Ф, А. Цанде­ром и П. И. Ощепковым построен первый в мире реактивный двигатель.

Тормозящим фактором в развитии науки стала нарастающая идеологизация общества, гипертрофированный классовый подход, приведшие к репрессиям но отношению ко многим выдающимся ученым (Н. И. Вавилов, С. П. Королев, Л. Д. Ландау, А^Н. Туполев), уничтожению некоторых отраслей пауки (социология), оконча­тельному превращению общественных наук в служанку идеоло­гии, фальсификации исторических знаний, разгрому целых на­правлений и школ в философии и истории.

Эта же тенденция определяла развитие литературы и искусст­ва. Вместо многочисленных литературных группировок создается единый Союз писателей, руководимый сверху. Многообразие стилей заменяется унифицированным «социалистическим реализ­мом». Были репрессированы известные писатели и поэты О. Мандельштам, И. Бабель, Н. Заболоцкий, О. Берггольц, Н. Клюев и др. В это время плодотворно работали М. А. Шолохов, М, А. Булгаков, А. Н. Толстой, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева и др.

В эти годы происходит становление отечественного кинематографа: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенш­тейна, «Пугевка в жизнь» Н. Экка, «Веселые ребята», «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых. В живописи, скульптуре творят А. Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, Ю. Пименов, В. Мухина, И. Шадр, в музыке - Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Д. Шостакович и др.

В конце 50-х гг. реформируется сложившаяся при Сталине система народного образования. Введение в 1958 г. порядка, когда после получения обязательного 8-летнего образования вы­пускники должны были в установленном порядке отработать три года на производстве, в целом не оправдало себя, и в 1964 г. принимается решение о возвращении к десятилетнему образова­нию на базе всеобщей восьмилетки.

В литературе 50-х гг. действовали две тенденции: охранитель­ная (журналы «Октябрь», «Нева») и обновленческая (журналы «Новый мир», «Юность»), После XX съезда КПСС происходит некоторое непродолжительное ослабление идеологического диктата, создаются новые журналы, в ходе реабилитации жерт ста­линского террора возвращаются книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева и других писателей, в творчестве М. Дудинцева, Д. Гранина, И. Эренбурга, А. Солженицына наблюдается отход от лакировки реальной жизни.

В искусстве корректируются прежние несправедливые оценки творчества композиторов Д. Шостаковича,, С, Прокофьева, А. Хачатуряна, Н. Мясковского и др. Наряду с этим регулярно проводятся проработочные кампании, направление которых во многом определяли художественные вкусы Н. С. Хрущева (разгром скульптурных произведений Э. Неизвестного, Б. Жутовского, кинофильма М. Хуциева «Застава Ильича», травля писателей Б. Пастернака и А. Солженицына). Это привело к возникновению в конце 50-х гг. «самиздата» (журнал «Синтаксис» А. Гинзбурга, где печатались неопубликованные про­изведения Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова), на основе которого стало зарождаться диссидентское движение.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!