Вече в Древней Руси

30 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Вече являлось традиционной формой участия народа в обществен­ных делах. Еще в глубокой древности у славян существовали народ­ные (племенные) собрания. Византийский писатель VI в. Прокопий писал о славянах, что при одном выгодном для них обороте дела они сошлись почти все для обсуждения, «ибо эти народы, славяне и анты, не имеют единодержавия, но с древнейших времен живут в народо­правстве; счастливые или несчастные случаи созывают их в общее со­брание». Ипатьевская летопись сообщает: «Сьдумавше поляне, и вда-ша (козарам) отъ дыма мечь». Правда, данные о таких собраниях так скудны, что врядли можно достаточно определенно говорить о их функ­циях и организационных формах.

В период IX—X вв. племенные собрания трансформируются в собра­ния жителей территории. Но поскольку собрание всех взрослых жителей земли уже невозможно, в старший город для решения дел созывались луч­шие люди всей земли, и они обсуждали земские вопросы в присутствии граждан этого города. Так, князь Владимир созывал в Киев «боляры своя, и посадникы, старейшины по всем городом и люди многы».

По-видимому, князь, будучи часто элементом призванным, не мог обойтись без веча (мнения населения) при решении важнейших воп­росов, так как не обладал достаточными средствами для управления (по сравнению с западноевропейскими или восточными монархиями).

Термин «вече» впервые упоминается в летописи при описании оса­ды Белгорода печенегами в 977 г.

В городе, страдавшем от голода, «створиша вече» и решили сдаться печенегам; но один старец не был на вече и спрашивал: «что ради вече было? И людье поведаша ему, яко утро хотят ся людье предати печене­гам. Се слышав, посла по старейшины градьскыя». Они собрали новое вече, которое решило отложить сдачу города и употребить хитрость.

Наибольшее развитие вечевые собрания получают в XI—XIII вв. Вече стало необходимым элементом государственной власти. Летопи­си сообщают факты вечевых собраний во всех древнерусских землях: это многочисленные собрания в Киеве, Новгороде, Пскове, Полоцке, в Ростовском, Волынском (1097), Галицком (1231), Рязанском (1207), Черниговском и других княжествах и землях. Но в разных русских зем­лях вече достигло неодинакового политического значения. Укрепле­ние княжеской власти привело к раннему падению веча в некоторых русских землях. После монгольского нашествия вече сохранилось лишь в Новгороде и Пскове.

Состав вечевых собраний носил разнородный характер. Посколь­ку вече выражало идею участия народа в осуществлении власти, каж­дый свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом веча. Но так как фактически собрание всех жителей при обширности территории было невозможно, то основными участниками веча были жители главного города. Участие в вече жителей пригородов (млад­ших городов) бывало редко. В обычной обстановке, если вече состав­лялось не для борьбы с князем, на нем присутствовал также князь. Как правило, в вече участвовали и высшие иерархи церкви.

Право голоса в вечевом собрании имел каждый свободный и само­стоятельный в хозяйственном отношении житель. Участие в вече было поголовным, но не являлось обязательным.

Инициатором созыва веча мог быть как князь, так и народ. Напри­мер, по инициативе князя в Киеве созывались веча в 1097, 1146, 1147, 1148 гг. и др. А в 1067 г. киевляне, разбитые половцами, прибежали в Киев, сами сошлись на вече «на торговищи». Иногда народ, сам со­брав вече, приглашал на него князя (например, в Полоцке в 1158 г.).

Вече собиралось по мере необходимости. О созыве веча граждане извещались либо через глашатаев (бирючей), либо посредством вече­вого колокола. Место вечевых собраний было, как правило, недалеко от княжеского двора, у главных храмов (например, Св. Софии в Нов­городе) или на торговой площади.

После более или менее продолжительных обсуждений составлял­ся вечевой приговор, который в некоторых случаях записывался. Ре­шения веча (приговоры) принимались единогласно или подавляющим большинством голосов участников. При примерном равенстве часто между соперничающими партиями происходила борьба, вплоть до фи­зических столкновений. И собрания повторялись, пока соглашение не достигалось. Так. в Новгороде в 1218 г. после битв одного конца горо­да против других вече по одному и тому же вопросу продолжалось це­лую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

Полномочия веча не были четко определены. Оно могло обсуж­дать вопросы как внутренней, так и внешней политики. Наибольшее влияние вече имело в решении вопросов о войне и мире, определении внешней политики. Для ведения войны было необходимо заручиться согласием населения. Князь мог начать войну и при несогласии на нее веча (опираясь на собственную дружину), но редко такие войны ве­лись с успехом.

Так, в 1015 г. князь Ярослав в Новгороде испрашивал поддержки веча в войне с киевским князем Святополком. В Киеве в 1147 г. вече отказывает князю в согласии на войну против Юрия Долгорукого, но вскоре охотно соглашается воевать против черниговских Ольговичей. В Новгороде князь Мстислав в 1179 г. убеждает вече идти на чудь.

Активно участвовало вече в финансовом управлении. Довольно часто его решением устанавливалось налогообложение, особенно чрезвычайные налоги для ведения войны. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1018 г. в Новгороде во время борьбы Ярослава со Святополком Окаян­ным вече решает: «Хочем ся и еще бита с Болеславом и с Святополком. Начаша скот (деньги) събирати от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гри­вен, а от бояр по 18 гривен; и приведоша варяги, вдаша им скот».

Вече могло решать вопрос о призвании и смещении князей. На­пример, в Киеве решением веча занимали княжеский престол в 1146 г. Игорь Ольгович и Изяслав Мстиславич, в 1154 г. Ростислав Мстис-лавич, в Галиче в 1208 г. Даниил Романович.

Роль веча в вопросах текущего управления установить достаточно сложно, поскольку летописи, рассказывая весьма часто о собраниях, связанных с чрезвычайными ситуациями, пропускают обыкновенные мирные собрания для решения текущихдел. Определенно можно ска­зать, что вече участвовало в формировании высших органов власти и должностных лиц. В 1146 г. в Киеве вече потребовало от князя смены киевского и вышегородского тиунов, и на их место были назначены тиуны по воле веча («а се вам и тиун по вашей воли»).

В сфере судебной власти вечу первоначально принадлежало право участия во всяком суде («пред вратами градскими творить веще суды»). Суд осуществлялся князем и боярами в присутствии народа. И впос­ледствии вече судило всякие дела, на которые было обращено внима­ние. Отмена вечевого суда по Псковской Судной грамоте («а на вече суда не судить ни князю, ни посаднику»)указывает на предшествовав­ший порядок, когда суд князя и посадника производился на вече. Вече обладало и правом суда над князем и посадниками.

В 1207 г. в Киеве суд над галицкими князьями по доносу князя Во­лынского предоставлен боярам и вечу. Новгородское вече в 1136 и 1270 гг. производит формальный суд над своими князьями с изложе­нием письменного приговора, в Новгороде в 1141 г. производятся суд и казнь посадника Якуна за измену всем вечем, в 1209 г. — суд, поток и разграбление над посадником Дмитрием.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!