Устное изложение на уроке истории

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План:
1. Устное слово учителя – важнейший источник исторических знаний. Основные виды устного изложения в процессе обучения в зависимости от характера исторического материала, плана урока, возрастных  особенностей.
2. Влияние характера изложения учителем на уроке на активизацию познавательной деятельности учащихся.
3. Проблемное изложение – важнейшее  средство повышения самостоятельности учащихся.
4. Требования к устному слову учителя.

1.Устное слово учителя – важнейший источник исторических знаний. Основные виды устного изложения в процессе обучения в зависимости от характера исторического материала, плана урока, возрастных  особенностей.
Живое слово на уроке выступает в монологической форме (изложение исторического материала учителем или учеником) и в форме беседы.
В обучении истории устное слово учителя играет ведущую роль. С его помощью учащимся сообщаются исторические знания и осуществляется руководство познавательной деятельностью. Устное слово — одно из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Живая речь учителя позволяет оперативно включать в учебный процесс новевшие данные исторической науки, проблемы современности. Являясь первостепенным источником знаний, она помогает применять и многие другие источники.
Слово учителя на уроках истории, во-первых, выполняет информационную функцию — воссоздание целостных картин прошлого и современности.
Во-вторых, оно доносит до сознания учащихся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция). Устное слово учителя ведет учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса, давая им образцы анализа и обобщения исторического материала, критического разбора и научной аргументации.
В-третьих, слово воспитывает. В реализации этой функции устного слова особое значение имеет нравственный облик самого учителя, его убежденность, общая культура, контакт с классом.
Перечисленные функции неразрывно связаны между собой. Яркое, образное, доказательное, убедительное устное слово учителя, оказывая сильное воздействие на ум и сердце ученика, надолго сохраняется в его памяти и способствует прочности исторических знаний.
С помощью устного слова в первую очередь достигается решение  задач обучения истории с учетом специфики данного класса, также и отдельных групп учеников (уровень усвоения учащимися данного класса предшествующего материала, их интересов, развития умений).
Виды устного изложения на уроках истории многообразны. В  методической литературе отражена их классификация. Наиболее детально она представлена А. А. Вагиным.
Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение.
Повествование в преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.
Рассказ — это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях народных масс и исторических деятелях. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии.
Особенности сюжетного рассказа — динамичность действия, конкретность события  и  достоверность в описании действующих лиц. Детализация места действия возбуждает воображение школьников.
В виде рассказа учитель излагает материал, во-первых, при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное и воспитательное значение.
Во-вторых, когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении. Так, для формирования представлений учащихся о народном характере Отечественной войны 1812 г. показывается героическая борьба партизан (рассказ о действиях отряда Герасима Курина). Живой сюжетный рассказ может выступать и как способ объяснения сложных исторических явлений.
В-третьих, рассказ учителя вооружает учащихся историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям.
Рассказ учителя чаще применяется в V—VIII классах. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в старших и средних классах различно. В средних классах значительное время в изложении нового материала занимает рассказ. В старших возрастает удельный вес объяснения.
Описание — изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Описание имеет объект, но не имеет сюжета. На уроках истории оно является распространенным видом устного изложения: показываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий, настроение народных масс и т. д.
Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого.
Вот как описывает американский публицист настроение делегатов II Всероссийского съезда Советов после принятия Декрета о мире:
Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, военной организацией общества, политическим управлением и т. д. Аналитическое описание подчас приближается к объяснению.
Источники описательного исторического материала многообразны. Так как в описании важны яркость, эмоциональность, то нередко они заимствуются из мемуарной и художественной литературы. Важно отобрать источники, содержащие научно достоверные сведения. Описание может быть информационно-нейтральным, объективистским или содержать в себе целенаправленный заряд.
Разновидность описания — характеристика. В отличие от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенный черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи.
Характеристика может быть краткой и развернутой. В изложение материала характеристика вводится с целью конкретизации, информации, обобщения и подчас носит явно выраженный или скрытый оценочный характер. Образная характеристика, действуя и на ум, и на чувства учащихся, содержит в себе большие возможности формирования их отношения к историческому явлению.
Одной из важнейших задач обучения является формирование у учащихся мировоззренческих  взглядов на развитие общества, понимание его диалектики и закономерностей, причинно-следственных связей в исторических явлениях. В этом значительна роль объяснения (разъяснения) сущности и значения сложных явлений, понятий, закономерностей.
При подготовке к занятию необходимо продумать, какой материал урока требует объяснения, разъяснения, доказательства.
Важными моментами определения сущности общественных явлений выступают их анализ (степень полноты и глубины которого определяется требованиями учебной программы, познавательными возможностями учащихся) и обобщения, выводы. Это может быть сделано при монологическом изложении материала путем рассуждения или в беседе с классом. Объяснение в той или иной мере присутствует в изложении учителя на каждом уроке. Устное объяснение имеет целью и разъяснение сложных положений, понятий, терминов, приведенных в учебнике.
Следующим видом устного изложения является школьная лекция. Она применяется в старших классах. Это обусловлено задачами обучения, содержанием и характером изучаемого материала, возрастными возможностями школьников.
В лекции преобладают теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрения, источником для выводов и обобщений в лекции служит конкретный исторический материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствуют и повествование, и описание, и характеристика.
В документах реформы школы указывается на целесообразность более широкого внедрения лекций в учебный процесс, их органическое сочетание с практическими и семинарскими занятиями, т. е. поднимается значение лекций как источника теоретических, установочных знаний для дальнейшей самостоятельной учебной деятельности учащихся.
К лекционной форме учителя истории обращаются тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме, разделу, изложить программный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы.
В школьной лекции используются различного рода наглядные пособия, иногда она принимает характер беседы учителя с классом. Лекция часто занимает весь урок. Поэтому особенно значима педагогическая организация слушания, активной мыслительной деятельности старшеклассников. Учащиеся должны четко воспринимать членение лекции на логически завершенные части.
Для   этого перед ее началом сообщается план или дается задание учащимся самим по ходу слушания составить его. В любом случае изложение надо вести так, чтобы четко обозначить постановку вопроса, логику анализа исторического материала, на основе которого раскрываются его сущность и значение, делаются обобщения и теоретические выводы. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию.
Для облегчения восприятия лекции особенно важно правильно расставлять не только смысловые, но и интонационные акценты, излагать ее содержание хорошим литературным языком, заинтересованно, эмоционально.

2. Влияние характера изложения учителем на уроке на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Образность и конкретность — обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности,  именно это влияет на активизацию познавательной деятельности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания, а следовательно, и восстановления в памяти исторических знаний.
Образность и конкретность устного изложения теснейшим образом взаимосвязаны.
Средства и приемы конкретизации исторических событий и явлений детально раскрыты А. А. Вагиным.
Делает рассказ более образным и запоминающимся конкретизация моментов, характеризующих место исторических событий. Она важна при рассказе о военных сражениях, так как рельеф местности часто оказывает влияние на расположение войск к его началу и по ходу битвы, на тактику боя.
Важное средство конкретизации в изложении исторического материала — использование бытового материала, который дает представление об образе жизни разных социальных классов и групп в конкретную историческую эпоху, позволяет почувствовать ее своеобразие и колорит, увидеть социальные контрасты, а это подчас помогает понять сущность, причины исторических явлений и событий.
Включение бытового материала позволяет избежать модернизации исторического прошлого.
Однако нельзя чересчур насыщать рассказ бытовым материалом. Его обилие при недостаточно строгом и экономном отборе займет неоправданно много времени на уроке, затруднит выделение учащимися главного.
Одним из средств конкретизации является использование в изложении количественных показателей.
Надо всегда иметь в виду два методических условия при конкретизации изложения исторического материала количественными показателями: во-первых, их должно быть немного, иначе они перестанут восприниматься на слух, а главные «затеряются» среди второстепенных; во-вторых, количественный показатель должен быть значимым, убедительным для слушателя. Поэтому нередко сами цифровые показатели нуждаются в конкретизации.
Создание ярких образов прошлого, конкретизация исторических событий, явлений достигаются использованием в изложении художественной литературы, исторических документов и мемуаров.
Если художественное произведение хорошо известно учащимся, бывает достаточно только назвать его на уроке, напомнив то место, где описывается изучаемый  эпизод, место исторического действия и т. д.
В рассказ с целью конкретизации и образности, придания живости и достоверности вплетаются фрагменты документов, воспоминания очевидцев событий.
Важным требованием к художественному произведению, мемуарам, фрагменты из которых приводятся в изложении учителя, является их научная достоверность.
Образность устного изложения достигается персонификацией общественных явлений, их драматизацией. Персонификация (олицетворение) — это выражение типических общественных явлений в деятельности и в положении действительных или вымышленных исторических лиц.
К персонификации и драматизации для формирования конкретных представлений об исторических процессах и явлениях учителя преимущественно обращаются в средних классах.

3. Проблемное изложение – важнейшее средство повышения самостоятельности учащихся.
Закреплению знаний учащихся о приемах извлечения знаний из устного рассказа учителя служит проблемное изложение с постановкой познавательной задачи. Такой задачей учитель создает проблемную ситуацию и затем в ходе объяснения вооружает учащихся конкретным историческим материалом для ее решения. В более простом случае для решения проблемы учащимся достаточно сведений, полученных из изложения учителя на данном уроке: они должны самостоятельно отобрать необходимый для ответа на вопрос материал, определить логический прием его анализа. В более сложном случае, когда при решении задачи требуется ввести в оборот не только сообщаемые на уроке, но и ранее полученные знания, учащиеся должны самостоятельно определить, какой именно материал необходимо привлечь, логические пути соотнесения объема имеющейся и новой информации и сделать выводы.
Проблемное изложение с постановкой познавательной задачи представляет определенные трудности. Исходя из высокой эффективности этого способа овладения знаниями, начинающие учителя иногда его абсолютизируют. Не всякий материал возможно и целесообразно изучать таким методом. Уроки проблемного изложения надо намечать заранее. Формулировка проблемы и сам отбор материала учителем должны быть тщательно продуманы. Задание должно быть достаточно сложным, чтобы учащиеся видели в нем проблему, но в то же время и посильным (с учетом возраста учащихся, уровня их умений, уже имеющихся знаний). Изложение материала должно отличаться особо экономным отбором фактического материала, чтобы не распылять внимания учащихся, но в то же время давать достаточный объем сведений, быть образным, эмоциональным, не содержать прямого ответа на поставленный вопрос. Образцы проблемного изложения по истории с постановкой познавательных задач широко представлены в методических работах.
В основном проблема на уроке формулируется учителем, но иногда она возникает и у самих учащихся непосредственно в ходе восприятия нового материала, из самого содержания излагаемых фактов. В этом случае учитель помогает ученикам четко сформулировать проблему, а если это необходимо, сообщает дополнительные сведения.
Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они смогли проверить правильность своих действий и сделанных выводов. В исключительных случаях учащимся предоставляется возможность завершить начатую в классе работу дома (если учебник содержит фактический материал, но не дает ответа на проблемную ситуацию). В этом случае ее результат обсуждается на следующем занятии.

4. Требования к  устному слову учителя
Изложение исторического материала  учителем должно быть доступным, наглядным  и конкретным.
Доступное изложение означает умение учителя так преподнести материал, чтобы он был понятен каждому, мог стать основой активной самостоятельной познавательной деятельности ученика. Иногда учителя, стремясь к простоте, излагают материал упрощенно, что снижает научность преподавания. Доступность и научность должны быть неразрывно связаны. Основой этого является глубокое знание исторического материала, марксистско-ленинской методологии раскрытия, анализа и оценки общественных явлений самим учителем.
Широта и глубина знаний, общая культура помогают учителю лучше ориентироваться в историческом материале, производить его рациональный отбор, выделять главные факты, события, определять логику их раскрытия, устанавливать между ними причинно-следственные связи, закономерности развития.
Устное слово – чрезвычайно важный и эффективный инструмент бучения и воспитания. Но ему присущи и недостатки.
Во-первых, оно принудительно по темпу восприятия. Есть ученики, которые схватывают услышанное мгновенно, быстро вводят его в систему уже имеющихся у них знаний, делают обобщение и выводы. Другим требуется больше времени на фиксацию в осознании и осмыслении услышанного. Поэтому важен темп изложения материала: он не может быть ни слишком высоким  (учащиеся не смогут «угнаться» за словом учителя), ни замедленным. В последнем случае трудно успеть изложить материал в объеме, предусмотренном программой, преподнести его достаточно ярко, живо, образно, объяснить исторические факты. Замедленность речи подчас притупляет восприятие, снижается интерес к рассказу. Разный по содержанию и значению в учебном и воспитательном плане материал требует разного темпа.
Во-вторых,  необратимость устного изложения. Ученик не сможет вновь прослушать на уроке  те места рассказа или объяснения, из которых  он что-то упустил, что-то не понял или походу урока успел забыть сказанное ранее. Необходимо существенное, главное в изложении выделять интонационно, подчеркивать более медленным темпом речи, кратко воспроизводить отдельные факты, повторять выводы.
Полноту усвоения материала при устном изложении затрудняет его нерасчлененность. Чтобы учащиеся могли четко уловить круг вопросов, который был освещен в рассказе, необходимо учителю самому иметь четкий его план, продумать переходы от одного вопроса к другому, логическое завершение при освещении каждого из них (вывод, обобщение).
Важно возбудить интерес к изложению материала учителем. Этому может служить предварительное ознакомление учащихся со значением рассматриваемого материала, указанием, на какие интересующие их вопросы будет дан ответ в ходе рассказа или лекции. Этому способствуют метод изложения (информационно-рецептивный или проблемный) и постановка задания для учащихся. (Задание преследует цель непосредственной организации слушания учащихся, обучения их умению извлекать знания из устного изложения, делать практически значимые выводы. Например, задание выделить при изложении материала главное, составить простой план (устно, письменно), составить развернутый план, сравнить, противопоставить изложенные факты, сопоставить знания, полученные из рассказа (лекции) учителя на данном уроке с уже имеющимися, самостоятельно дать оценку событию, явлению, определить его характер, сделать вывод о его значении и влиянии на дальнейшее развитие общества, объяснить причины именно такого хода его развития, сформулировать личное отношение к изложенному учителем историческому факту и т. д.
Устное изложение материала учителем служит для учащихся образцом анализа, освещения исторического материала. Учащимся мало сказать, что они должны делать («Думайте!», «Проанализируйте!», «Сравните!», «Обобщите и сделайте выводы!» и т.д.), но важно и показать, объяснить, как это делать. В той или иной мере любое методически грамотное изложение учителя знакомит учащихся с правилами анализа общественных явлений, но в большей степени это достигается при рассуждающем изложении в процессе изложения материала.
Немаловажны требования к языку учителя. Он должен быть ярким, образным и простым, свободным от слов-«паразитов» («так», «вот», «значит» и др.). Иногда в погоне за «украшением» своего изложения учителя начинают чрезмерно увлекаться эпитетами, образными сравнениями, употреблением прилагательных в превосходной степени, а в результате утяжеляют рассказ, в шелухе лишних слов топят главную мысль, лишают изложение научной точности.

Список использованной литературы

1. Методика преподавания  истории в средней школе / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.:Просвещение,1986.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение,1968.
3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.:Владос,2000.
4. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. – 1981.- №4.
5. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе. - 1988.- №4.

(13.2 KiB, 17 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!