Условия организации среды в ДОУ

Тема 2.

Условия организации экологической среды в ДОУ

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Сущность экологического подхода при организации природной зоны в детском саду. Связь с экологией.
  2. Экологические условия жизни обитателей аквариума как модели водоема: приспособленность растений к абиотическим факторам; особенности биотических факторов; назначение и содержание антропогенного фактора.
  3. Экологические условия содержания пернатых в детском саду.
  4. Экологические условия содержания и ухода за комнатными растениями (на примере одного сезона).

 

 

1.Сущность экологического подхода при организации природной зоны в детском саду. Связь с экологией.

 

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание де­тей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические иссле­дования последних десятилетий позволяют определить и  конкрети­зировать предмет, содержание этого направления дошкольной педа­гогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориен­тировать ознакомление детей с природой на экологическое воспи­тание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам морфофункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь чело­века с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся: систематизи­рованное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное обще­ние, труд в природе. Игровая и изобразительная деятельности по­зволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы - той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой содер­жатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению. К зоне природы (зеленой зоне) относятся: групповые уголки природы, специальная комната или холл с объектами природы, зимний сад (салол), микроферма, теплица, площадка природы, экологическая тропа, озелененные места на участке. При этом не имеет значения, сколько объектов может создать на своей территории детский сад. Важны два условия: наличие таких объектов и их правильное оформление.

Вариации зеленой зоны в разных детских садах (в зависимости от их территориальных, финансовых и других возможностей) могут быть самыми различными: на большом участке, помимо традицион­ного озеленения, огорода, сада, может быть создана площадка при­роды, микроферма, экологическая тропа, теплица. В больших поме­щениях реально организовать зимний сад, комнату или салон при­роды, оформить холл. Примеры таких детских садов имеются по всей России (Москва, Нижний Новгород, Астрахань, Красноярск, Нижневартовск и другие города). Дошкольное учреждение, не име­ющее дополнительной площади, может ограничиваться групповыми уголками природы. В настоящее время имеется опыт детских садов (в Москве), которые делают пристройки бассейнов с помещением для зимнего сада, теплиц.

Правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологическо­го подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей. Остановимся на них подробнее.

Экология как биологическая наука рассматривает связь живых организмов со средой их обитания. При этом одно направление - аутэкология — изучает особенности жизни отдельно взятого организ­ма (конкретного растения, животного) и зависимость его существо­вания от среды обитания. Другое направление — синэкология — изу­чает сообщество живых организмов: их совместное проживание на определенной территории, взаимодействие друг с другом, иначе го­воря, изучает особенности экосистемы. Оба направления дают воз­можность отобрать элементы знаний, которые в адаптированном виде могут, быть усвоены детьми дошкольного возраста. Эти знания составят содержательный стержень экологического воспитания в детском саду.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Роль природной зоны  в  экологическом воспи­тании  — рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологиче­ской точки зрения) условиях. Эти условия находятся в полном соответствии с потребностями и эволюционно сложившейся приспо­собленностью живых организмов, что наглядно демонстрируется осо­бенностями их строения и функционирования (поведения).

Экологически правильное содержание комнатных растений - это соответствующие их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места; долив в необходимых количествах; подбор земли нужного состава и под­кормка удобрениями в определенные моменты их жизни.

Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих есте­ственную среду их обитания пространство, оснащение  помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала, темпе­ратурный режим, подбор кормов. Такие условия — наи­более гуманный способ содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В этих условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения за разными сфе­рами их жизни: питанием, гнездостроением, передвижением, выра­щиванием потомства и др. Дети могут проследить такие интересные приспособительные особенности животных, как маскировочную ок­раску, запасание кормов, заботу о потомстве, и др.

Четкое соблюдение экологического подхода к обору­дованию зоны природы  детских садах позволит детям увидеть:

  • неразрывную и самую общую связь живого организма с внеш­ней средой;
  • морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
  • появление нового организма, его <рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
  • специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предмета;
  • многообразие живых организмов и разные способы взаимо­действия со средой.

Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспи­тание детей соответствующими методами:

1) проводить многоразовые наблюдения объектов природы;

2) фиксировать наблюдаемые явления доступным» для детей способами;

3) обсуждать увиденное;

4) осуществлять различные виды деятельности: уход ^за обита­телями зоны природы, "общение" с ними, моделирование явлений природы;

5) отражать впечатления природы в разных формах художест­венной и игровой деятельности.

Итак, организация и оборудование зоны природы — это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: он позволяет осуществить содержательную работу по формированию начал эко­логической культуры детей и взрослых.

 

 

  1. Экологические условия жизни обитателей аквариума как модели водоема: приспособленность растений к абиотическим факторам; особенности биотических факторов; назначение и содержание антропогенного фактора.

 

В содержании рыб главное — это налаживание и поддержа­ние равновесия в аквариуме. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.

1), Главное условие создания такой мини-экосистемы как аквариум - природный водоем -  большой аквариум вместимостью 60-100 литров. Следует помнить, чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается.

2) Тщательный выбор места. Аквариум с водой нельзя двигать: создается перекос каркаса и стенах, образуются трещины в швах — может появиться течь. Именно поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка, а затем на нее помещается проверенный аквариум, готовый для зарядки.

3) Грунт. Чистота воды здоровье рыб в большой степени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водоема,  морские камни, ракушки для этой цели не подводят. Самый хороший грунт — речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы фунт с самого начала был тщательно промыт.

4) Обязательное прикрывание стеклом.  Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. В этом случае вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой. Для рыб достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой и стеклом. Покровное стекло должно состоять из двух частей - основной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной полоской из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску легко и безопасно, дети могут самостоятельно снимать и ставить во время кормления рыб.

5) Освещение. Его избыток ведет к бурному развитию зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для рыб. При недостатке освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются; вода становится беднее кислородом, затрудняется ды­хание рыб. Наличие рефлекторов. Рефлекторы с лампами по 25 свечей включают днем в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером в осенне-зимний период, когда световой день становится коротким; днем во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдения.

6) Декоративное оформление. В декоративных целях используются речные камни и коряги. Камни и. коряги, должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них множество вредных бактерий.

7) Степень заселенности. Аквариум не следует перенаселять — это главное .условие для нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться сле­дующей нормы: в 60-литроврм аквариуме могут жить либо 1-2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15—18 рыбок (типа гуппи, меченосцев).

8) Видовой состав обитателей. Разный образ жизни рыб накладывает отпе­чаток на создание для них условий. Экологическое воспитание дошкольников посредством правильно оформленных аквариумов как раз и заключается в том, чтобы показать детям своеобразие строения и поведения водных обитателей,  их приспособленности к разным условиям водной среды.

Обитатели аквариумов.

Золотая рыбка и ее разновидности (телескоп, вуалехвост) – крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ней можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ярко выраженные декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с ней, дети узнают, что ее красота — это утрата целого ряда приспособительных качеств: она не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, не пуглива. Все это делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях (биотический фактор). Золотая рыбка — это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

Гуппи и меченосцы — самые распространенные рыбки. Их ниша в аквариуме — верхние слои воды; к ней они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На них можно показать живорождение, рост и развитие мальков; маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи демонстрируют декоративные качества, которые созданы человеком (антропогенный фактор). При их содер­жании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линсатус (щучка) — небольшая хищная рыбка верхних слоев воды» имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела, ярко вы­раженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы в аквариуме в не­которых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка затаивается. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Содержание холодноводных рыб. С точки зрения экологи­ческого воспитания они являются еще более интересным объектом, чем декоративные тепловодные рыбы: на них можно показать раз­нообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности (биотический фактор). Однако их содержание является более трудоемким по сравнению с тепловод-ными рыбами, так как им необходима прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое. В тех случаях когда имеется возможность создать для них условия, старшим дошкольникам интересны наблюдать за карасем, колюшкой, ротаном.

Растения в аквариуме. Оформлять ак­вариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выгля­дит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных расте­ний. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда об­щих правил, абиотического фактора (не свойственного растениям). Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство непосредственно у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофи­лу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Интересными для наблюдения являются и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки), их содержание в специальных аквариумах можно ненадолго организовать в летний период, выпу­стив их затем в места постоянного обитания.

Итак, с помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера:

1)водная экосистема: ее компоненты, их взаимосвязь и взаимо­зависимость, роль труда человека в поддержании равновесия в ней;

2) приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) разнообразие образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные, стайные, одиночные);

4) разные экологические ниши одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) отличие домашних декоративных рыб от диких рыб местных водоемов;

6) многообразие водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленность к водной среде обитания;

7) размножение икрой (живорождение), рост и развитие мальков, в отдельных случаях забота родителей о потомстве;

8) рыбы как живые существа, их сходство между собой.

 

 

 

  1. Экологические условия содержания пернатых в детском саду.

 

Птиц следует содержать в больших клетках (или вольерах) с несколькими удобными жердочками — им нужно воздушное про­странство для полета или порхания. На дне клетки должен быть чистый сухой песок: птица не имеет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые она глотает. В практике дошкольного воспитания песок в клетках чаще всего отсутствует, его заменяют бумага, клеенка, линолеум. Между тем песок удобен в уходе за птицами - многократно используется одна и та же порция путем просеивания. Дети, наученные трудовой операции, с удовольствием ее выполняют.

Большое значение в содержании птиц имеет разнообразие кормов: помимо зерносмеси, им следует давать мягкие корма (творог, крошки яйца, булки), овощи, фрукты (тертая морковь, кусочки яблока, ягоды), зелень (пророщенный овес, семена дикорастущих трав),  ми­неральные корма (древесный уголь, мел, измельченная скорлупа яиц). Постоянно необходима чистая вода.

Для выживания птиц чрезвычайно важно бережное отношение к ним на основе знания биологии. Рыб можно несколько дней не кормить, птицы едят часто и понемногу в течение всего светового дня, поэтому еду им следует давать с запасом. Излишки корма в аквариуме могут нарушить его экосистему, причиной гибели птиц может быть недостаток корма.

Видовой состав пернатых обитателей детского сада целесообразно ограничить  декоративными птицами, которые хорошо себя чувствуют в домашних условиях (волнистые попугайчики, канарейки, амадины). Не следует стремиться заводить лесных птиц, для которых искус­ственно воссоздать среду обитания со всеми значимыми ее компо­нентами практически невозможно. Хорошая организация зимней подкормки птиц па участке позволит детям многое узнать о зимующих видах. Этого достаточно, чтобы у них сложились разнообраз­ные и отчетливые представления экологического характера: своеоб­разие среды обитания птиц, приспособленность их строения к пе­редвижению в двух средах (в воздухе и по земле), приспособленность к сезонной жизни, природоохранительная роль зимней подкормки, которую дети вместе с воспитателем осуществляют систематически в трудное для птиц время.

 

  1. Экологические условия содержания и ухода за комнатными растениями (на примере одного сезона).

 

Основные факторы, от которых зависят рост и развитие расте­ний,— тепло, вода, свет, воздух и питательные вещества. Выращи­вая растения, необходимо создавать условия, наиболее благо­приятные для их развития. Однако следует помнить, что одни и те же растения в различные периоды роста и развития неодина­ково относятся к условиям существования и к соотношению на­званных выше факторов среды.

Экологические условия  содержания комнатных растений

1) ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ

Температура воздуха и почвы - один из основных факторов, определяющих жизнедеятельность растений. От него зависит ход таких физиологических процессов, как фотосинтез, дыхание и др. Рост многих растений при повышении температуры от 15 до 35° ускоряется, при понижении от 15 до 0° - замедляется. При темпе­ратуре, превышающей 35-38°, интенсивность роста быстро сни­жается. Длительный избыток или недостаток тепла может приве­сти растение к гибели. Поэтому важно помнить, что в начале вегетации необходима более низкая температура, чем в последую­щие периоды. Днем требуется больше тепла, чем ночью. Различ­ные декоративные растения по-разному относятся к теплу, что во многом зависит от условий тех климатических зон, где это растение произрастало.

2)ВОДНЫЙ РЕЖИМ

Потребность растений в почвенной и воздушной влаге велика. Вода является главной составной частью живой клетки. Количест­во ее достигает от 50 до 80% содержимого растительного вещества. Водный режим складывается из трех про­цессов: поступление воды в растение через корневую систему и листья; передвижение воды по растению от корней к листьям и наоборот; испарение воды из листьев в атмосферу — транспирация, которая обеспечивает непрерывный ток воды с питатель­ными веществами, поступающими из почвы, от корней к листьям. Испарение воды растениями предохраняет их от перегрева.

Растение может получать воду не только через корневую систему, но и через листья. Вот почему опрыскивание (в ранние утренние и вечерние часы) дает положительные результаты. Потребность растений в воде определяется их состоянием и внешними условиями, (темпе­ратурой и влажностью почвы и воздуха, интенсивностью освеще­ния и т. д.), периодом развития, мощностью корневой системы. В различные фазы развития потребность растений в воде не оди­накова. Растениям с коротким вегетационным периодом требуется большее количество воды. Большинство цветущих растений лучше растет при влагоемкости почвы от 60 до 80%. С уменьшением площади питания их потребность в воде возрастает. Избыток влаги в почве так же вреден для растений, как и недостаточное ее коли­чество. При очень сильном увлажнении корневая система из-за недостатка кислорода слабеет, заболевает, и растение погибает.

Суще­ствуют некоторые общие правила полива для всех растений: в су­хом и жарком помещении независимо от сезона и периода разви­тия растения поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду их поливают реже, чем в солнечную; летом поливают обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения поливают больше, чем в период покоя; маленький горшок поли­вают чаще, чем крупный (земля в нем пересыхает быстрее); моло­дые, сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В общем следует иметь в виду: полив нужен, если земля пересох­ла сверху на 1-1,5 см, что устанавливается практическим путем: при поливе вода должна смочить всю землю и вылиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянная и комнатной темпера­туры (во время цветения - чуть выше).

3) СВЕТОВОЙ РЕЖИМ

Растения могут расти и развиваться нормально только на свету достаточной интенсивности, определенного спектрального состава и продолжительности. Свет позволя­ет осуществиться фотосинтезу - процессу жизнедеятельности, при котором зеленое растение лучистую энергию солнца превращает в органические соединения. В помещении естественный свет всегда является боковым, так как поступает из окна. В этом случае имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. Южные окна имеют больше всего света - они открыты солнцу 6-9 часов в течение дня. Вос­точные и западные окна пропускают меньше света - 3-4 часа в день: в восточные окна солнце светит с утра, в западные - вечером. В северные окна солнце не попадает, на их подоконниках бывает ровный свет одинаковой интенсивности в течение всего дня. Осве­щенность помещения зависит также от наружного затенения - близко расположенного здания, забора, густого озеленения.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений за­висит от светового режима помещения и их экологического про­исхождения. Теневыносливые растения растут при освещенности в 700-1000 люкс, покой у них наступает при 140 люксах. Свето­любивым требуется 1500-5000 люкс, их рост останавливается при 700 люксах. Благоприятным обстоятельством является то, что осве­щенность помещения можно регулировать лампами дневного света - усилить световой поток, увеличить продолжительность освещения.

4) ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ

Для комнатных растений имеют значение температура и влаж­ность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18°С, включение отопления повышает ее до 22°С. В летнее время температура, как правило, бывает 22-28 °С. В целом эти колеба­ния температуры приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помещения температура бывает неодинаковой: на подо­коннике она ниже на 3-4°С, вблизи радиатора, наоборот, на 3°С и более выше. Она ниже в тех местах, где открывается фрамуга для проветривания помещения. Имеет значение и природа самих растений: тропическим тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропическим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо понижение температуры на 3-5°С.

Оптимальная влажность для нормального протекания фото­синтеза составляет 50-80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев при сильном отоплении резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность на 25-30%, что хорошо лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Это можно сделать по-разному: развешивать мокрую ткань в подходящих местах, ставить около растений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Самым хорошим способом увлажнения воздуха явля­ется комнатный фонтан.

Ин­тенсивность дыхания растений в разные периоды их развития неодинакова: с ускорением роста возрастает интенсивность ды­хания, поэтому молодые растения дышат активнее, чем взрослые. Зимой у растений этот процесс снижается до минимального уровня. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Вот почему необходимо поддерживать почву в рыхлом состоянии. Кроме того, в хорошо обработанной почве лучше протекает жизнедеятель­ность полезных микроорганизмов, обеспечивающих минерализа­цию растительных остатков и других органических веществ. Поэтому необходимо постоянно обеспечивать растения свежим воздухом, богатым кислородом. Особенно это важно при прораста­нии семян, появлении всходов, укоренении черенков, во время цветения растений; посевы семян, черенкование, пикировку сеян­цев проводят в рыхлую, воздухопроницаемую землю, а также систематически рыхлят почву вокруг растений

Для жизнедеятельности растений необходим и углекислый газ, составляющий 0,03% общего объема воздуха. Из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза создается органическое вещество. Опыты показали, что при обогащении воздушной среды, окру­жающей растение, углекислым газом усиливается рост, повышает­ся устойчивость растений к различным заболеваниям. С этой целью растение следует поливать водой, насыщенной углекислотой (ис­пользовать органические удобрения). Подкормка углекислым га­зом дает эффект только в солнечные дни, а оптимальной дозой является насыщение воздуха им до 0,3%. Чрезмерное увеличение его концентрации (свыше 0,3%) приводит растение к гибели.

5) Почва как  экологически значимое условие.

Различные растения требу­ют различной почвы, ее специально составляют из разных компо­нентов природной почвы. Главными из них являются следующие.

Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой - глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, тополя, вяза, липы (кроме листьев дуба, ивы и каштана), которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля. Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и явля­ется кислой.

Торфяная земля - это темно-бурая масса, образую­щаяся в болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Ее можно собрать в низинах и выдер­жать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной - это перепревший в течение 2 лет в куче коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все необходимые микро- и макроэле­менты.

Песок, хорошо пропускает влагу, создает рыхлость поч­вы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавля­ют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли бы дышать воздухом.

Мох придает почве рыхлость и влажность, им обычно накры­вают (слоем в 1—1,5 см) дренаж в горшках при посадке растений. Мох собирают летом и перед употреблением его пропаривают.

Древесный уголь обладает противогнилостными свойствами и способствует рыхлости почвы. Его употребляют, когда загни­вают корешки.

Известь необходима для правильного обмена веществ.

Глина является незаменимой составной частью земляной сме­си, особенно для растений с толстыми длинными стержневыми корнями. Она препятствует быстрому высыханию смеси в горшках, что для растений (особенно летом) весьма полезно. Вязкость и плотность глины играют также важную роль при посадке высоких и крупных растений.

Кирпичный щебень служит регулятором влажности почвы и способствует ее пористости. Во время полива растений он впиты­вает излишки воды, а затем медленно отдает ее почве, по мере ее высыхания.

6) Питательные вещества.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизне­деятельности, роста и развития растений, являются питательные ве­щества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макро­элементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микро­элементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых надо больше, вторых - меньше. Все эти элементы вместе или от­дельно содержатся в удобрениях, которые выпускаются промыш­ленностью и продаются в магазинах «Природа», «Семена» и др. Обычно удобряют здоровые растения в период их активного роста (весной и летом), больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения даются в растворенном виде после полива и в полном соответствии с инструкцией (листовка с рекомендациями всегда имеется в упаковке). Молодым растениям больше дают азота - он необходим для роста. С возрастом расте­ния подкармливают: фосфор нужен для нормального развития (цветения, плодоношения), калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетки организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке растений (1,5-2 г удобрения на 1 л воды), редкая и концентрированная под­кормка менее эффективна.

Уход за растениями в Марте. Продолжить пересадку комнатных растений, при этом нужно помнить, что те из них, которые готовятся к цветению, пересаживать не следует — у них достаточно заменить верх­ний слой земли свежей. Следует внима­тельно осмотреть те растения, которые мед­ленно растут. Проверьте состояние их корневой системы. Вытянувшиеся за зиму побеги пеларгоний, колеусов, фуксий следует обрезать на одну-две трети длины — это улучшит структуру крон растений. К тому же обрезанные побеги можно будет исполь­зовать для размножения этих растений. Сре­зать их хорошо отточенным ножом над самой почкой, не оставляя пенька. Нефролеписы после пересадки поставить в теплое зате­ненное место.

Если правильно и точно выполнять требования по уходу за амариллисами, то к 8 Марта они ярко и насыщенно зацве­тут. Амариллисы цветут 2-4 недели и к концу месяца начнут отцветать. После того, как растения отцветут, желательно пересадить их в питательную земляную смесь, которая состоит из 1 части глинисто-дерновой, 1 части перегнойной, 1 части листовой земли и 1 части песка. Для ежегод­ного цветения амариллису необходимы солн­це, обильная поливка и свежий воздух. Чтобы амариллисы лучше цвели, их нужно выращивать в горшках меньшего размера. В марте зацветают в помещении анютины глазки, незабудки и другие растения, ко­торые специально для этой цели засеяли в июле в грунт и осенью перенесли в группу. В это время целесообразно посеять в горшки семена цветущих растений. В марте продол­жают цвести альпийские фиалки (цикламе­ны), отцветающие растения теряют листья. К этому времени поливку необходимо сокра­тить, но не прекращать совсем, иначе за лето корни могут пересохнуть. Находящиеся уже в помещении луковицы тюльпанов, нар­циссов первое время необходимо притенять бумажными колпаками, постепенно открывая их. Растения в это время следует обильно поливать, температура должна быть не ниже -(-25 °С. Когда же они зацветут, температуру необходимо снизить до +14-15 °С, тогда цветение их будет более продолжительным. В этот период можно продолжать формовку крон и обрезку комнатных растений. Кактусы еще не начали расти, поливать их нужно очень осторожно, так как избыток влаги отразится пагубно на их росте.

Зигокактус, находящийся в это время в ста­дии цветения, требует подкормки 2—3 раза в месяц. Его хорошо подкормить птичьим по­метом, разбавив его водой в концентрации 1:10. Рейнекия, сансевьера, аспидистра, ци­перус, офопогон, аспарагус, папоротник и др., имеющие горизонтальные корни, разрастают­ся в ширину и дают большое количество порослей. Эти растения размножаются деле­нием куста при пересадке растения. Те расте­ния, у которых корни мало переплетаются и хорошо делятся, осторожно разделить ру­ками. Работу по пересадке, размноже­нию растений путем деления куста прово­дит воспитатель, так как это требует большой осторожности и внимания, но желательно сделать это в присутствии детей.

Провести прищипку или пинцировку, кото­рая заключается в удалении верхушечной почки или конца побега. В результате прищипывания боковые почки получают усилен­ное питание и начинают сильнее развивать­ся, растение становится кустистым, наряд­ным. В это время необходимо продолжать обрезку таких растений, как пеларгония, олеандр, мирта. С начала месяца пора приступать к посеву в помещении (для рассады) семян астр, душистого табака, бар­хатцев, настурции и других однолетних рас­тений. К концу марта появившиеся первые всходы распикировать в ящики или горшки. Не забудьте обязательно продезинфициро­вать перед посевом в растворе марганцово­кислого калия семена астр. Не высаживайте их в богатую перегноем землю.

На участке можно приступать к формовке крои деревьев и кустарников, вырезать сухие и поломанные ветки. Срезы хорошо зачистить острым ножом, подрезать живые изгороди.

Заготовить зимние черенки для весенней по­садки в грунт чубушник, смородину и др. До высадки их нужно прикопать в снег и утеп­лить. Если на участке есть розы, то их необ­ходимо раскрыть, так как они не переносят застоя воды, сделать отводные канавки, снять укрытия с гиацинтов, нарциссов, лилий.

В конце марта заканчивается посев тома­тов на рассаду. Перед тем как сеять, подер­жите семена в течение. 15—20 минут в 1 % растворе марганцевокислого калия, затем промойте в чистой воде и просушите. Семена высейте в ящики или банки, наполненные хорошим перегноем, на расстоянии 1—1,5 см одно от другого. Засыпьте той же землей слоем 1—1,5 см или просеянным компостом с добавлением крупного песка. Полейте теп­лой водой и покройте пленкой. Если же тома­ты в группе уже росли, то укорените пасынок размером со спичку (чем больше и коренастее, тем лучше). Он начинает расти примерно через десять дней после высадки, через месяц зацветает и дает плоды в мае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания

  1. Выделить критерии анализа условий организации экологической среды в дошкольном учреждении

 

Критерии анализа условий организации экологической среды в дошкольном учреждении

1) Построение экологической среды на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством на­глядно-образного мышления.

2) Разнообразие растительного и живот­ного мира  в группе, на участке детского сада;

3) Содержание объектов природы в нормальных (с экологической точки зрения) усло­виях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функ­ционирования.

 

  1. С учетом принципа экологического подхода разработать для педагогов рекомендации по содержанию и уходу за обитателями живой зоны ( на выбор).

 

Канарейки родом с Канарских островов, они одинакового зеле­новатого цвета с бурыми пестринками, питаются семенами травя­нистых растений, нежной зеленью. У нас широко распространены декоративные домашние канарейки самых разных оттенков желто­го, оранжевого и бурого цветов. Их содержат за красивое мелодич­ное пение. В неволе канареек кормят зерносмесью, состоящей из рапса, ов­сянки, канареечного семени, давленого подсолнуха, семян льна, са­лата, разных сорных трав. Добавляют в небольших количествах фрукты, зелень, мягкие корма, минеральную подкормку. Летом им можно давать листья мокрицы, одуванчика. С конца февраля, что­бы получить потомство, им чаще следует давать яичный корм и слегка проросшие семена проса, пшеницы, подсолнуха. Беспокойное поведение канареек - сигнал для внесения в клет­ку основы для гнезда и строительного материала (сухих травинок, перьев, клочков мха, ваты), из которого самка сама устроит гнез­до. Отложив 2-3 яйца, она садится на них и высиживает 13 суток. Птенцы вылупляются сами, самка выносит из гнезда скорлупки или съедает их. Птенцов выкармливают оба родителя.

Волнистые попугайчики родом из Австралии, где они распро­странены так же широко, как у нас воробьи. На родине они все ярко-зеленого цвета с волнистым рисунком на крыльях. В неволе пару попугайчиков можно содержать в просторной клетке или вольере. Осенью и зимой повышается норма белого хлеба до 3 г и овса до 4 г, а весной и летом она снижается для белого хлеба до 2 г и овса до 3 г. Кроме того весной и летом скармливается  ежедневно  свежая капуста по 1 г  и салат по 2 г. Для  остальных кормов суточная норма сохраняется одинаковой на протяжении всего года: просо - 12 г, горох - 1,5 г, овсянка - 0,5 г, пшено – 0,5 г, подсолнух - 0,25 г, морковь - 1 г, молоко - 4 г, яйцо куриное – 1,5 г, мел - 0,5 г, дрожжи - 0,25 г, и др.

Кормление проводят в одно и же время, обычно два раза в день: утром - в 8 часов и вечером - в 18-19 часов, но можно и в 9-10 часов утра и в 15-16 часов дня, что для детского сада более удобно. По утрам следует давать зерновые смеси; а во второй половине дня добавляют мягкие корма, состоящие из кусочков вареного яйца, белого хлеба, пшенной каши, фруктов, овощей и т. д. Если все рекомендации по содержанию и кормлению волнистых попугайчиков выполняются аккуратно, они сохра­няют здоровье, выглядят бодро и весело, ведут себя подвижно, щебечут, охотно поедают корм.

Попугайчики легко разводятся в неволе: в феврале надо пове­сить дуплянку, к которой они сразу проявляют интерес, начиная ухаживать друг за другом. Через неделю самка откладывает пер­вое яйцо и вскоре садится на гнездо. Время вылупления птенцов растянуто - в гнезде одновременно находятся птенчики разного возраста. Родители кормят их крошками яйца, булки, смоченной в молоке, распаренной овсянкой, проросшей зеленью. Птенцы начинают вылезать из гнезда на 30-38-й день. Они не летают, а лазают по жердочкам и прутьям. Родители продолжают их кор­мить. В возрасте примерно 40 дней птенцы начинают летать и есть самостоятельно.

Рисовки (рисовые воробьи) - самый известный род азиатских амадин. Их легко узнать по окрасу перьев; сверху они приятного серого цвета, снизу - бледно-красные (или серые), голова черная, а клюв бледно- или ярко-красного цвета. В природе рисовки жи­вут вблизи человека, его рисовых плантаций, покрытых водой. Держатся парами или небольшими стайками в кустарниках, ро­щах, едят семена, плоды, червей, насекомых. После спада воды кормятся на рисовых полях и иногда наносят немалый ущерб урожаю. Рисовки - спокойные птицы, их можно содержать в одном воль­ере с волнистыми попугайчиками. Они хорошо размножаются, как и японские амадины. В зерновую смесь можно добавить ов­сянку, небольшое количество конопли, риса, иногда давать им мучных червей.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!