Усиление консервативных тенденций в 80-90-е гг XIX века

2 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Оглавление

 Введение 3

1. Кризис самодержавной власти в начале 80-х годов 4

2. Цензура и просвещение 6

3. Аграрно-крестьянский вопрос 8

4. Контрреформы в области местного управления и суда 10

5. Национальный вопрос 12

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Период 80 - 90-х гг. в историографии принято называть контрреформами. В широком смысле это понятие подразумевает весь политический курс Александра III (1881 - 1894) с опорой на патриархальность, консерватизм, господство прежних абсолютистских порядков. Смена политического курса была официально обнародована в Манифесте 29 апреля 1881 г., написанном К. П. Победоносцевым на основе Манифестов Николая I по поводу победы над декабристами и казни пятерых из них. Результатом его стали кадровые перестановки и переход ключевых позиций в руки консервативной бюрократии.

Сама же концепция контрреформ в основном складывается к сер. 80-х гг. и состоит из следующих догм: уваровской 3-х членки («самодержавие, православие, народность»), полной централиза¬ции власти, осуждения земского и городского самоуправления как не соответствующих традиционным устоям русской жизни, рас¬смотрения интересов дворянства в традиционном дореформенном понимании помещика-крепостника.

1. Кризис самодержавной власти в начале 80-х годов

2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845 - 1894), второй сын Александра II. Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. В нашей литературе создалось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действительности он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Главным «воспитателем» его был генерал-адъютант В. А. Перовский, а образованием заведовал профессор Московского университета, известный экономист А. И. Чивилев. Академик Я. К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки, видный военный теоретик М. И. Драгомиров - тактику и военную историю, С.М.Соловьев - русскую историю. Особенно большое влияние на Александра оказал К. П. Победоносцев, преподававший ему законоведение (1, с. 159).

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения рассматривалось им как главная задача его царствования. Во внешнеполитических делах он старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именуют «царем-миротворцем».

Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия явились К. П. Победоносцев и М. Н. Катков. Выходец из семьи профессора Московского университета К. П. Победоносцев успешно окончил Училище правоведения и начал службу в одном из департаментов московского Сената. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «благочестивом, тихого и скромного нрава», обладавшем тонким умом и разносторонними познаниями. Он заявил о себе как талантливый публицист и писатель либеральных воззрений: выступал за гласность и осуждал николаевское царствование. Его печатал за границей А.И. Герцен. Победоносцев усердно занимался изучением истории русского гражданского права и считался лучшим его знатоком. Ему прочили блестящую ученую карьеру. В 1859 г. он стал профессором Московского университета, участвовал в подготовке судебных уставов 1864 г., отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса. Его «Курс гражданского права» выдержал 5 изданий и был настольной книгой для юристов. По свидетельству известного юриста А. Ф. Кони, речи и выступления Победоносцева, «простые и ясные», с большой силой убеждения, производили сильное впечатление на слушателей. В 1865 г. Победоносцев оставил преподавание в Московском университете и всецело посвятил себя государственной службе, стал сенатором, а затем и членом Государственного совета (4).

29 апреля 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест «О незыблемости самодержавия». В нем провозглашалось, что император «с верою в силу и истину самодержавной власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». На следующий день Лорис-Меликов подал царю прошение о своей отставке. Несколько позже подали в отставку слывшие «либералами» Д.А. Милютин и А.А. Абаза, еще ранее был уволен А.А. Сабуров.

Однако поворот к реакции, наметившийся в марте - апреле 1881 г., произошел не сразу. В обстановке продолжавшегося брожения в стране правительство не решилось перейти к открытой реакции. Назначенный вместо Лорис-Меликова министром внутренних дел Н. П. Игнатьев предпринял ряд мер, чтобы прикрыть переход правительства к откровенно реакционному политическому курсу. Он опубликовал циркуляр «О неприкосновенности прав дворянства и городского сословия», начал игру в «совещания» представителей земств. Были сделаны некоторые уступки крестьянству (1, с. 161).

14 августа 1881 г. было издано распоряжение «О мерах, к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны». Согласно этому акту любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, согласно распоряжению, могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.

Вместе с тем Игнатьев продолжал политику заигрывания с либеральным обществом. Он пригласил экспертов из «сведущих» лиц для обсуждения вопроса о выкупных платежах крестьян. В ноябре 1881 г. была учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразования местного управления под председательством М. С. Каханова. Деятельность этой «кахановской комиссии» в условиях реакции оказалась бесплодной, и в 1885 г. она была упразднена.

27 мая 1882 г. Игнатьев представил проект созыва совещательного Земского собора к коронации Александра III в 1883 г. Однако под давлением Победоносцева и Каткова проект был отвергнут, а сам Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку. Отставка Игнатьева знаменовала собой переход самодержавия к прямой и неприкрытой реакции.

2. Цензура и просвещение

После отставки Н. П. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. Это был представитель самой оголтелой и твердокаменной реакции. Совмещая в 1866 - 1880 гг. посты обер-прокурора Синода и министра народного просвещения, он стяжал себе славу ярого реакционера и обскуранта. С особой настойчивостью Толстой начал проводить в жизнь реакционную программу, определенную и провозглашенную Победоносцевым и Катковым (6, с. 122).

Первыми жертвами политической реакции стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г: были утверждены новые «временные правила» о печати, устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась «карательная цензура» - репрессивные меры против прогрессивной печати. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания, среди них органы демократической печати - «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» Н. В. Шелгунова, либеральные газеты - «Голос», «Земство», «Страна», «Московский телеграф».

20 ноября 1882 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал циркуляр о средней школе, усиливавший дисциплинарные взыскания, а 5 июня 1887 г. был опубликован его позорный циркуляр о «кухаркиных детях», в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало права на поступление в высшие учебные заведения (4).

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил Катков. По этому уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. Была отменена выборность ректора, декана, профессоров, при назначении на эти должности внимание обращалось не на «ученые качества и заслуги» претендентов, а на их политическую благонадежность. Попечитель учебного округа стал полновластным хозяином университета. 9н представлял министру народного просвещения на утверждение преподавательский состав университета, организовывал надзор за поведением студентов. В 1885 г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В том же году были установлены стеснительные правила сдачи университетских экзаменов. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 рублей в год -довольно значительная для того времени сумма. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора: социолог М. М. Ковалевский, историк В. И. Семевский, филолог Ф. Г. Мищенко, юрист С. А. Муромцев, вынужден был уйти выдающийся ученый с мировым именем биолог И. И. Мечников. В 1882-1883 гг. фактически ликвидировалось женское образование - большинство высших женских курсов было закрыто. Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887-1893 гг. (2)

3. Аграрно-крестьянский вопрос

Политика самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах характеризовалась сочетанием реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству. 28 декабря 1881 г. были изданы указ о понижении выкупных платежей и «Положение» об обязательном переводе на выкуп находившихся во временнообязанном состоянии крестьян. Согласно указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а «Положению» - с 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временнообязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением прямых налогов со всего населения на 1/3 и косвенных в два раза (1, с. 165).

В конце 80 - начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. 8 марта 1886 г. издается закон, по которому семейный раздел мог быть произведен только с согласия главы семьи («большака») и с разрешения не менее чем третьей части домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, численность которых и после его издания продолжала возрастать, при этом более 1/10 разделов происходило «самовольно», без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные «воссоединения» разделившихся семей (2).

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 1/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача наделов в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Этот закон был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель, в которых правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора.

4. Контрреформы в области местного управления и суда

В начале 90-х годов были проведены земская и городская контрреформы, предприняты шаги к изменению Судебных уставов 1864 г. Несмотря на стремление самодержавия с самого начала введения земских учреждений сохранить в них преобладание дворянства, позиции последнего под влиянием объективных условий постепенно ослабевали. В ряде губерний обнаружился «недобор» гласных из дворян из-за сокращения числа дворян-землевладельцев. В промышленных губерниях представительство дворян в земствах сокращалось за счет усиления торгово-промышленной буржуазии и новых землевладельцев из купцов и богатых крестьян. Правительство было также обеспокоено оппозиционными настроениями и конституционными притязаниями земских деятелей, особенно отчетливо проявившимися в земском либеральном движении на рубеже 70 - 80-х годов (3).

Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве путем обеспечения ему более полного и устойчивого господства в земских учреждениях, ограничить представительство в них недворянских элементов, в особенности крестьянства. Вместе с тем преследовались цели дальнейшего ограничения компетенции земств и усиления контроля за ними со стороны административных властей. Реакционное дворянство требовало вообще ликвидировать бессословность и выборность земств. В этом плане и был разработан проект о преобразовании земских учреждений, автором которого являлся директор канцелярии Министерства внутренних дел А. Д. Пазухин. Но при обсуждении проекта в Государственном совете правительство все же не решилось пойти на удовлетворение этих притязаний реакционных кругов.

12 июня 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохраняло принципы бессословности и выборности земств. Однако эти принципы были сильно урезаны, в чем и заключался смысл земской контрреформы. Так, землевладельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь стала курией только дворян-землевладельцев. Ценз для дворян уменьшался вдвое, а число гласных землевладельческой курии еще более увеличивалось; соответственно этому уменьшалось число гласных по остальным куриям - городской и сельской. Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных. Лишалось избирательных прав духовенство. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие чего более половины избирателей по этой курии теряли право участвовать в выборах в земства. В результате этого удельный вес дворян по сравнению с 60-ми годами повышался в уездных земских собраниях с 42% до 55%, в губернских -с 82% до 90%. В уездных земских управах удельный вес дворян повысился с 55% до 72%, а в губернских - с 90% до 94%. Гласные от крестьян теперь составляли: в уездных земских собраниях-31% (вместо прежних 37%), в губернских собраниях - 2% (вместо прежних 7%). Удельный вес гласных от буржуазии сократился с 17% до 14% в уездных земских собраниях ис 11% до 8% - в губернских (3, с. 216).

Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа пошла и на дальнейшее ограничение прав этого уже по существу «дворянского» земства. Теперь губернатор фактически полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое' постановление земств и поставить на их обсуждение любой вопрос. Вводилось новое административное звено - губернское по земским делам присутствие в составе губернатора (его председателя), губернского прокурора, управляющего государственными имуществами, губернского предводителя дворянства и четырех местных дворян-землевладельцев. Оно рассматривало «правильность» выборов в земства, проверяло «законность» и «целесообразность» постановлений земств.

Те же цели преследовались и при проведении городской контрреформы. 11 июня 1892 г. было издано новое «Городовое положение», по которому еще более урезывались избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия - мелкие торговцы, приказчики и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза.

Согласно «Городовому положению» 1892 г., еще более усиливалась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские думы не могли теперь сделать ни шагу без надлежащего «соизволения, разрешения и утверждения» административных властей.

5. Национальный вопрос

Национальная политика самодержавия в 80 - 90-е годы выражалась в ограничении прав некоторых национальностей, в русификации национальных окраин и распространении на них общеимперского административно-политического управления. Утвердившийся в те годы дух воинствующего имперского национализма привел к различным стеснениям «иноверцев» и «инородцев». В первую очередь существенным стеснениям в правах подверглись евреи и поляки-католики. Для еврейского населения еще в XVIII в. была установлена «черта оседлости», в пределах которой им разрешено было проживание. Она включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую губернии. Это ограничение не распространялось на купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. «Временными правилами» от 3 мая 1882 г. евреи были лишены права в пределах «черты оседлости» селиться вне городов и местечек, там же им запрещались приобретение и аренда недвижимых имуществ. В 1887 г. была введена процентная норма приема евреев в высшие и средние учебные заведения (3% - в столицах и 5% - вне черты оседлости), ас 1889 г. приостановлен прием евреев на должности присяжных поверенных (4).

После подавления польского восстания 1863-1864 гг. царское правительство провело ряд мер, направленных на «инкорпорацию» Польши в составе Российской империи. В 80-е годы царизм повел активную политику обрусения Польши. Русский язык усиленно насаждался в школе и делопроизводстве польских административных учреждений. Все важные посты в них замещались русскими чиновниками. Был принят ряд мер и по экономической интеграции Польши в составе России: как, например, упразднение в 1885 г. Польского банка, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, и прекращение в обращении польской монеты.

В 90-е годы был проведен ряд мер, направленных на стеснение автономии Финляндии. Изданным в 1890 г. царским манифестом финляндская почта объединялась с общеимперской, в финских учреждениях вводилось делопроизводство на русском языке, упразднялось финское войско и вводилась в обращение на территории Финляндии российская монета. Был упразднен Комитет по финляндским делам.

Заключение

Таким образом, внутренняя политика самодержавия 80-х - начала 90-х годов XIX в. характерна своей противоречивостью. Общее направление ее выражалось в откате к реакции путем «пересмотра» и «исправления» реформ 60 - 70-х годов. Самодержавию удалось провести серию контрреформ в сословном вопросе, в области просвещения и печати, в сфере местного управления. Главная задача, которую оно ставило, заключалась в том, чтобы укрепить свою социальную опору - дворянство, позиции которого были заметно ослаблены в силу объективных процессов социально-экономического развития России в течение двух «переломных» пореформенных десятилетий. Отсюда четко выраженная продворянская направленность внутренней политики за 80-е - начало 90-х годов.

Однако это был временный откат к политической реакции. Реакционным силам не удалось осуществить программу контрреформ в том объеме, в каком она была ими задумана. Не удалось, например, провести судебную контрреформу, проект которой был уже готбв и одобрен императором, а также пересмотр общего законодательства о крестьянах, вопрос о котором был поставлен на обсуждение в высших правительственных органах в 1892 г. В самих «верхах» в то время не было единства: наряду с реакционным направлением, требовавшим решительного «пересмотра» реформ 60 - 70-х годов, было и оппозиционное, выступавшее за «уступки духу времени». Даже наиболее дальновидные представители консерваторов понимали невозможность восстановления старых порядков. Да и само правительство не могло не считаться с этим и проводило противоречивую политику: наряду с контрреформами оно принимало меры, направленные на развитие экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.

Список литературы

1.Зверев В.В. Даниэльсон Н.Ф., Воронцов В.П. Капитализм и пореформенное развитие русской деревни (70 – 90-е годы XIX в.) // Отечественная история.- 1998.- №1.- С.157-167.

2.Клейн Б.С. Россия между реформами и диктатурой (1861-1920 гг.) // Вопросы истории. - 1991.- №9/10.- С.123-134.

3.Мунчаев Ш.М. Отечественная история: Учебник для вузов. - М., 1998.

4.Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 1998.

5.Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995.

6.Тарновский К.Н. Социально-экономическая история России. - М., 1990.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.4 KiB, 23 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!