Уровни научного познания

26 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В сфере науки традиционно выделяют два уровня познавательной деятельности: эмпирический и теоретический.

Для эмпирического уровня познания присуще применение практических методов исследования, направленных на накопление фактов об объекте. Здесь широко применяются наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, составляются таблицы, графики, диаграммы, схемы.

Теоретическое исследование направлено на выявление сущностных связей объекта и осуществляется в основном при помощи абстракций – категорий, законов, идей, гипотез, теорий.

Оба эти уровня связаны между собой, но эмпирический уровень исторически предшествует теоретическому. Но это не дает основания утверждать, что эмпирический уровень всегда первичен в науке. Игнорирование роли теоретического исследования в познании называют эмпиризмом. Основателем этого взгляда на познание считают английского философа Ф. Бэкона, который полагал, что теория лишь описывает то, что дано в опыте, а сама не способна умножать знания.

Существует и противоположная точка зрения. Представители постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.) считают, что результаты эмпирического исследования целиком обусловлены характером той теоретической схемы, с которой ученый подходит к изучению объекта. «Научная теория несет свой особый способ рассмотрения мира, и ее принятие оказывает влияние на наши общие убеждения и ожидания и посредством этого – на наш опыт и наше представление о реальности», – пишет Фейерабенд[1]. Эвристичность этой идеи для науки несомненна. Но при одном условии: нужно объяснить происхождение тех теоретических схем, той категориальной сетки и парадигм, которыми мы руководствуемся при исследовании. Современные науковеды считают, что на характер возникающих у нас теоретических схем влияют три вещи: исследуемые объекты, предшествующие идеи и теории, основания научного познания.

О влиянии, оказываемом на теорию изучаемыми объектами, говорится в принципе объективности истины: знание, претендующее на истинность, не может не зависеть от отражаемого в нем объекта. Но представители эмпиризма не учитывают, что на видение объекта, его выбор для исследования существенно влияют убеждения, интересы, потребности и интеллект субъекта. Предшествующие традиции, средства и стандарты исследования, находясь вне пределов изучаемого объекта, так же могут существенно влиять на результат познания.

 

[1] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 31.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!