Урок по истории отечества : Ролевая игра «Убийство Бориса и Глеба»

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ролевая игра «Убийство Бориса и Глеба»

Внеклассное занятие

 

Цели занятия: 1. На основе анализа заранее прочи­танных текстов помочь ученикам опреде­лить свое отношение к событиям; 2. способствовать развитию критиче­ского мышления детей, ком­муникативных и дискуссионных навыков.

  

Подготовка к занятию

 

Ученикам заранее даются подготовленные учителем материалы, распределяются роли и объясняются задачи каждого участника игры (судья, присяжные заседатели, глав­ный обвинитель, защитник, свидетели защиты и обвинения).

Необходимо также подготовить рек­визит для инсценировки судебного засе­дания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, да­ющий представление об эпохе (силуэты древнерусских храмов, рисунки со ста­ринных миниатюр и т.д.).

 

Ход занятия

  1. Учитель объясняет цели занятия, представляет участников импровизиро­ванного судебного процесса, произносит небольшое вводное слово.

События, о которых пойдет речь, от­носятся к началу XI в. — ко времени вто­рой междоусобной войны за киевский престол. С этими событиями связана одна из загадочных трагедий — гибель двух сыновей киевского князя Владими­ра Святославича, Бориса и Глеба, по­зднее причисленных к лику святых. В убий­стве князей был обвинен брат Святополк, получивший прозвище Окаянный. Междоусобица началась в 1015 г.

2. Далее представляются участники судебного процесса. Слово получает об­винение

Тезисы выступления обвинителя

— смерть великого князя Владимира,

— захват князем Святополком киев­ского престола;

— убийство по приказу Святополка кня­зя Бориса, находившегося под Киевом;

— убийство Святополком муромского князя Глеба;

— отклик русского общества на эти события,

— борьба Святополка с князем Яро­славом;

— поражение Святополка и его смерть.

Свидетели обвинения сообщают де­тали гибели Бориса и Глеба, используя текст Повести временных лет, житий Бориса и Глеба, исследования историков.

Судья задает вопросы, вносит поправ­ки, уточнения, требует доказательств.

  1. Слово предоставляется защите.

Тезисы выступления защитника:

Святополку незачем было убивать братьев, так как он имел законное право на киевский престол; Борис и Глеб доб­ровольно признали его старшинство;

— в летописях много противоречий, несоответствий, недоговоренностей;

— обвинение игнорирует информа­цию о событиях, содержащуюся в хрони­ке мерзебургского епископа (XI в.) и в Эймундовой саге (XIII в.), на основе которых историк Н. Н. Ильин делает предположе­ние, что, скорее всего, борьба шла между Борисом и Ярославом и именно князь Ярослав послал убийц к Борису; Святополк же, обвиненный в измене и поса­женный князем Владимиром в темницу, бежал после его смерти в Польшу и на­ходился там;

— вполне вероятно, что Святополк явился жертвой политических интриг и на него удалось списать целый ряд полити­ческих преступлений, совершенных дру­гими лицами, возможно, тем же Яросла­вом Мудрым;

— вся судьба Святополка говорит о том, что это скорее страдалец, жертва, чем преступник. В детстве он был лишен от­цовской ласки; затем последовали ди­настический брак — по расчету правите­лей Руси и Польши, тюрьма, бегство на чужбину. Святополк, конечно, был сыном своего времени, возможно, действитель­но отличался жестокостью и коварством, подобно большинству своих современни­ков, обладавших властью;

—вина Святополка не доказана об­винением.

Слово предоставляется свидетелям защиты, которые используют публикацию: Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба // Знание — Сила. 1992.№ 8.

  1. Суд и присяжные после обсужде­ния аргументов обвинения и защиты вы­носят приговор.

Возможный вариант текста при­говора:

Суд присяжных вынужден признать, что окончательный вывод о виновности или невиновности Святополка сделать нельзя, так как исторические источники не дают нам полной картины происшед­шего. Поэтому считаем, что это событие остается одной из тайных страниц отече­ственной истории.

Суд, однако, признает, что больше ар­гументов имеет обвинение, чем защита:

а) мотив преступления — сохранение престола — просматривается очень четко;

б) необходимо учитывать эпоху, нра­вы того времени; устранение старшим братом братьев-конкурентов на престол было обычным делом (свойственник Свя­тополка, польский князь Болеслав Храб­рый, не поколебался избавиться от сво­их младших братьев).

 

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Головко А. Кто убил Бориса и Глеба? // На­ука и религия. 1988. № 2. С. 27—30.
  2. Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Борисам Глеба // Знание — сила. 1992. № 8. С. 65—73.
  3. Карамзин Н.М. История государства Рос­сийского. М.: Мысль, 1989. Т. 2. С. 7—9.
  4. Карпов А. Борис и Глеб. Детская роман-газета. 1996.  № 1.
  5. Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
  6. Костомаров Н.И. Русская история в жиз­неописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. М.: Книга, 1990. С. 11.
  7. Миронов К.С. История России в поэзии и прозе. Библиографический указатель. М.,1985.
  8. Окунев С.Д. Борис и Глеб // Народное твор­чество. 1991. № 2. С. 18—19.
  9. Рапов О.Г. Обвиняются в убийстве? О событиях, связанных с убийством Бориса и Глеба // Родина. 1994. № 5. С. 69.
  10. Серова Н. Борис и Глеб // Север. 1990. Ма 7. С, 154.
  11. Соловьев С.М. Об истории древней Рос­сии. М.: Просвещение, 1992. С. 45—50.
(7.0 KiB, 25 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!