Урок по истории Древнего Мира

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

V класс «История Древнего Мира»

Вводный урок

 

Цели урока:1. Развивать умение анализировать, сравнивать.

2. Познакомить детей со структурой учебника.

3. Создать особую эмоциональную настроенность детей на изучение истории Древнего Мира.

 

Ход урока: 1. Вводное слово учителя.

2. Изучение нового материала.

3. Работа с опорным конспектом.

4. Заключительное слово учителя.

 

Оборудование: учебники, тетради, опорный конспект, карта полушарий, иллюстративный материал, книга Д. Ангелов «Когда человека не было» (М., 1987).

 

 

1. Вводное слово учителя.Урок целесообразно начать с рассказа учи­теля: «В прошлом году Вы познакомились с историей нашей Родины. Каждый человек дол­жен хорошо знать историю своей страны, ее традиции и культуру. Но очень важно познако­миться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. Мы приступаем с Вами к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории».

2. Изучение нового материала. На доске записывается новое для учащих­ся словосочетание - всемирная история. Рядом с записью на доске прикреплена карта полушарий. На ней флажками отмечены сто­янки первобытных людей и из цветной бумаги сделаны контуры древних государств. Если есть возможность, можно выставить наиболее яркие учебные картины по курсу истории древ­него мира.

Ребятам дается задание:

1. Подумайте, с какой целью на нашем уро­ке вывешена карта полушарий? Как она иллю­стрирует мысль, что Вы приступаете к изуче­нию всемирной истории?

2. Назовите и покажите на карте известные вам материки (континенты).

Учитель сообщает учащимся, что в этом учебном году они узнают о жизни древних на­родов Африки и Евразии. Необходимо дать по­нять ребятам, что они постоянно будут рабо­тать с картой, так как без знания карты не бу­дет полноценного знания истории.

«Сегодня мы начинаем путешествие в са­мую далекую часть Страны истории - историю древнего мира. И верным помощником нам бу­дет Учебник!». (В класс под музыку входят 5 учеников. У каждого прикреплена красочная метка.)

1-й ученик («Учебник»). Здравствуйте ребята! Поздравляю Вас с началом нового учебного года и с началом изучения истории древнего мира. И я очень хочу, чтобы Вы луч­ше со мной познакомились, не путали разделы и параграфы. Мы познакомимся с 4 разде­лами: «Жизнь первобытных людей»; «Древ­ний Восток»; «Древняя Греция»; «Древний Рим».

Это мои помощники и друзья. Целый год мы будем с Вами путешествовать по моим страни­цам. Сколько тайн уже открыто! Гробница Тутанхамона и пещера Альтаира, австралопитек Олдувая и «космодром» Наска в Перу. А сколь­ко еще тайн хранит в себе земля, сколько удивительного еще предстоит открыть!

2-й ученик (представляет раздел «Жизнь первобытных людей»). Я расска­жу Вам как жили и трудились первобытные люди. Благодаря мне Вы ответите на многие вопросы о жизни первобытных людей. Наука выделяет два этапа этого периода: «Первобыт­ные собиратели и охотники» и «Первобытные земледельцы и скотоводы».

История человечества насчитывает, по пос­ледним данным, не менее 2,5 миллионов лет. Как же узнать, какие события происходили на Земле миллион, сто, десять, пять тысяч лет на­зад? Ведь письменность у человека появилась сравнительно недавно. На помощь приходят археологи.

Археологи, ликуя, открывают этот слой,

Храм, дворец и мастерскую между пеплом и золой.

Луки формы необычной, сабель ржавые клинки

И сохранности отличной человечьи костяки.

Долгожданный суд потомков слишком поздно на­стает:

Перед нами средь обломков жизни прерванный по­лет.

3-й ученик (представляет раздел «Древний Восток»). А я познакомлю Вас с древнейшими цивилизациями на Земле - с ис­торией Древнего Египта, с государствами Пе­редней Азии, Индии и Китая. Египет! Само на­звание государства вызывает в памяти целую цепочку слов: пирамида, Нил, фараон...

Днем раскаляясь, ночью холодея, лежал Мемфис на ложе из парчи,

И сотни тысяч пленных иудеев тесали плиты, кла­ли кирпичи.

Они пришли покорные, без жалоб, в шатрах верб­люжьих жили

Как пришлось;

У огнеглазых иудеек на лоб спадали кольца смоля­ных волос.

Оторваны от прялки и орала, палимы солнцем, бро­шены во тьму

Рабы царя - их сотни умирало, чтоб возвести мо­гилу одному!

И вырос конус царственной гробницы, сперва на чет­верть,

А потом на треть. И, глядя вдаль сквозь длинные ресницы,

Ждал Мемфис - и медлил умереть.

4-й ученик (представляет раздел «Древняя Греция»). Со мной Вы совершите путешествие в далекую Грецию. Мы совершим экскурсию в Древние Афины, посмотрим пред­ставление в театре Диониса, победным маршем пройдем с Александром Македонским, прекло­ним колени перед подвигом греков в греко-пер­сидских войнах.

5-й ученик (представляет раздел «Древний Рим»).

Ликует буйный Рим... Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена,

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и. льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

И кровь его течет — последние мгновенья

Мелькают, - близок час...

Вот луч воображенья сверкнул в его душе...

Пред ним шумит Дунай ... и родина цветет...

Свободной жизни край.

В моих главах Вы найдете ответ на вопрос о причинах возвышения Рима и причинах гибе­ли Римской империи. Вы узнаете о положении рабов и вместе со Спартаком поднимитесь на борьбу за счастье человека.

После того как все ученики выступили, учитель может сам продолжить рассказ: «В наши дни тоже можно узнать о древних лю­дях, наблюдая жизнь некоторых племен Ав­стралии, Новой Зеландии и Африки - бро­дячих охотников и собирателей дикорасту­щих плодов. Существует особая наука, ко­торая изучает жизнь этих племен - этног­рафия (дается справка об этимологии этого слова).

К большому сожалению, пока еще не изоб­ретена машина времени, чтобы перенестись в те далекие времена и узнать, как жили перво­бытные люди. Поэтому ученые-этнографы жи­вут среди аборигенов, записывают, фотографи­руют. Это один из способов узнать, как жили наши далекие предки».

Учитель показывает ребятам книгу Д. Ангелова «Когда человека не было» и сообщает о том, что мысль ученых шла еще дальше в глубь веков, что были попытки представить себе, как появился на свет человек. Эта книга будет спут­ником в нашем воображаемом путешествии в те далекие времена.

3. Работа с опорным конспектом. В конце многих уроков, говорит далее учи­тель, мы будем пользоваться ОК. Для того что­бы не ошибиться в работе с ОК, необходимо внимательно слушать рассказ учителя и тща­тельно готовить домашние задания. Сегодня мы попробуем составить наш первый опорный кон­спект.

Образец прочтения опорного конспекта

Мы начинаем изучать историю человече­ства - всемирную историю. Ее первая сту­пень - история древнего мира - изучает жизнь людей на двух самых ранних этапах: при пер­вобытнообщинном и рабовладельческом строе.

Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как ученые узнают, что происходило в глубокой древности?

О жизни людей в прошлом мы узнаем по ос­тавленным ими следам, которые называются историческими источниками. Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные, этнографические.

Более пяти тысяч лет назад было изобрете­но письмо. Надписи на камне и глине, старин­ные книги повествуют об истории первых го­сударств, о царях и войнах, о мудрецах и по­этах, о законах и обычаях и т.д.

До наших дней сохранились знаменитые по­стройки, такие, например, как пирамиды или Великая стена в Китае. Эти постройки позво­ляют судить о мастерстве строителей в дале­ком прошлом.

Мы уже узнали, какую роль в изучении ис­тории играют археологические раскопки. Уче­ные-археологи находят на месте древних посе­лений остатки жилищ, черепки, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб и зерна, монеты, детские игрушки, произведения искусства - иначе говоря, все то, что позволяет восстанавливать в деталях занятия и быт людей в минув­шие времена.

Особенно велико значение науки археологии для изучения жизни людей, живших на Земле за­долго до появления государств и письменности. Этих людей называют первобытными. Почти все, что о них известно, добыто трудом археологов.

4. Заключительное слово учителя. Сегодня мы посмотрели на строение нашего нового учебника. С ним мы будем работать целый год, он подарит нам много интересных историй, мы услышим шаги времени, ступающего по нашей планете и многое многое другое. Спасибо за работу урок окончен.

 

(24.6 KiB, 25 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!