Урок – основная форма учебного процесса

В жизнь школы вошли индивидуальные и зачетные беседы, учебные экскурсии, внеклассные и факультативные занятия, но все эти формы работы не потеснили урока, а, на­оборот, еще ярче выявили его ведущее место среди разнообразных видов организации учебной деятельности учащихся.

Требования к уроку литературы. Подготовка и проведение урока литературы требуют большого труда: нужно найти методическую концепцию урока, которая придаст ему целостность, отобрать материал, всесторонне его осмыслить, связать с предшествующими занятиями, продумать методы и приемы работы с классом и отдельными учениками. Нужно создать композицию урока, так его построить, чтобы это было естественно и для изучаемого произведения, и для класса. Готовясь к уроку литературы, учитель не только представляет его себе целостно, но и последо­вательно продумывает цель, содержание, методы и приемы работы, структуру урока.

Цель - это фокус, вокруг которого организуется весь урок. Учитель решает разнообразные образовательные и воспитатель­ные задачи, но важно, чтобы при этом была общая цель, связывающая его со всей системой уроков по теме. Обладая целостностью, урок литературы должен быть связан с предшествующими и последующими занятиями, являясь необходи­мым звеном всей системы уроков по теме. В основе такой целост­ности лежит осознание основной цели каждого отдельного урока и всей системы уроков в целом.Формулируя основную цель урока, учитель не только намечает его тематическое и концепционное единство, но в какой-то мере программирует и его эмоциональное настроение. Эмоциональное единство урока не имеет, конечно, ничего общего с единообразием. На каждом уроке должны быть и минуты раздумья, сосредото­ченности, и минуты, когда в классе царит смех и оживление. Очень важно продумать общий эмоциональный рисунок урока.

Определение цели урока программирует и его содержание. Содержание урока — понятие емкое, заключающее и отбор материала, и его интерпретацию в соответствии с особенностями литературного произведения, задачами времени и спецификой школьного коллектива. Продумывая или анализируя урок, учитель встает перед необходимостью определить, насколько точно отобран материал, позволяет ли он реализовать замысел урока. Обдумывая содержание урока, учитель также озабочен тем, чтобы у школьников выработалось правильное отношение к изображенному, чтобы осмысление материала велось на уровне достижения современной научной мысли, а произведение оцени­валось бы с партийных позиций.

Если урок отличается высоким научным уровнем, то он развивает эстетическую культуру учеников, формирует у них мировоззрение. Научность анализа в оценке литературных произведений — важнейшие требования к содержанию урока, так же как и связь его с жизнью.

Существенным критерием в подходе к уроку должно стать умение учителя максимально полно использовать разнообразные воспитательные возможности, заключенные в произведении. Но воспитательное воздействие урока литературы отнюдь не усиливается беседами откровенно этиче­ского характера или искусственным осовремениванием произ­ведения. Воспитание на уроках литературы должно проводиться не только на материале литературы, но и средствами литературы. Оно предполагает вычленение общечеловеческих проблем, заклю­ченных в произведении, выявление авторской позиции и соотнесе­ние ее с нашими современными взглядами на ту или иную проблему, а не лобовые дидактические вопросы и вневременные решения. Воспитательная ценность урока зависит не только от содер­жания — большую роль здесь играют методы и приемы работы. Методы и приемы работы на уроке также не могут быть оценены однозначно: требуется учет и специфики произведения, и своеобразия ученического коллектива.

В основе школьного изучения литературы лежит сам процесс художественного восприятия, сам путь приобщения к творчеству художника, путь эстетических открытий, нравственных постиже­ний. В искусстве главное не конечные выводы (хотя и они, конечно, нужны), а процесс движения к ним. Поэтому одним из важнейших требований к уроку литературы становится соответ­ствие путей, методов и приемов анализа природе изучаемого произведения.

Глубина постижения учениками материала на уроке определяется в числе прочего и умелым сочетанием различных заданий. Поэтому методы и приемы работы на уроке должны быть продуманы с точки зрения того, насколько эффективно помогают они вести учеников от простого к сложному, от незнания к знанию, насколько они стимулируют активность всего класса и отдельных учеников.

На уроках литературы в сложном взаимодействии предстает деятельность учителя и ученика. И хотя внешне на современном уроке на первый план часто выступает ученик, фактически при активизации преподавания роль учителя усложняется: он направляет всю деятельность класса. Чтобы она протекала гармонично, изложение материала на уроке должно быть разным по структуре. Учитель предварительно решает, когда целесообразно излагать готовую информацию, когда уделить внимание чтению или прослушиванию пластинок, а когда — решению проблемных вопросов; какая часть заданий должна быть изучена учениками в процессе самостоятельного поиска, а какая путем выполнения доступных им несложных заданий.

В целом чередование различных методов обучения должно быть так продумано, чтобы развивались различные читательские качества учеников — их эстетическое чувство, воображение, па­мять, ассоциативная и логическая мысль, чувство слова и т. д. Завершается сложный процесс подготов­ки к уроку литературы работой над его построением, в котором выявляется вся деятельность учителя и ученика. Этот итоговый этап приготовления окончательно оформляет замысел урока.

Таким образом, основные требования следующие: в центре урока должна быть методическая концепция, которая придает целостность уроку, помогает отобрать материал, продумать методы и приемы; урок должен быть завершенным, преемственным, иметь свою логику, воспитательную ценность. Общедидактические требования: научность, системность, доступность, преемственность, воспитательно-образовательная ценность, наглядность. Методические требования: разнообразие методов и приемов, их эффективность,  целесообразность, наличие самостоятельной работы, качественные вопросы и проблемные ситуации, разные мыслительные приемы (анализ, сравнение, синтез), сочетание индивидуальной и групповой работы, четкость построения, целенаправленность, соответствие содержания урока теме и целям, результативность.

Типы уроков. Существует несколько классификаций уроков литературы. Первая: в зависимости от  места в системе работы по изучению художественного произведения – вступительные уроки, уроки чтения, анализа, заключительные уроки. Вторая: (предложена Голубковым) – по виду  работы – лекция, беседа, семинар. Третья: (предложена Кудряшевым)   - в зависимости от содержания обучаемого предмета  - изучение художественного произведения (художественное восприятие, углубленная работа, обобщающий), изучение исторической и теоретической литературы (изучение критических статей, биографий, уроки по формированию теоретических понятий, обобщающий), уроки развития речи (творческая работа, обучение сочинению, анализ сочинения, зачеты). Четвертая: по источнику знаний (самостоятельная работа, беседа, лекция). Пятая: по форме проведения – комбинированный урок, диспут, игра, кино-урок (фильм с беседой), конференция, семинар, панорама.

Урок – основная форма, но есть факультативные, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, вечера, экскурсии и др.)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!