Урало-сибирская роспись

6 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

1. Урало-сибирская роспись и место ее зарождения
2. Особенности технологии
3. Особенности художественного языка

Список литературы

1. Урало-сибирская роспись и место ее зарождения

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем. Прежде всего это было связано с тем, что с XVI- XVII вв. начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. В.А. Барадулин - исследователь, посвятивший свои работы изучению этого удивительного промысла, писал: "Если XVI- XVII века заложили основу культуры уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то в XVIII — начале XIX века народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей внесла в нее существенные коррективы"*.
Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но также деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.
Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.
Большой подъем художественной жизни второй половины XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного, он приобрел большое торговое значение, являясь к тому же и крупным культурным центром. Крупными промысловыми центрами в XVII в. становятся Тюмень и Тобольск.
В это время на Урале складываются два направления расписной утвари — роспись металлических и деревянных изделий.
Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах - Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее населенных поселках.
Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова - изготавливали прялки и т. д.
Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (береза, сосна и др.).
В 40-х гг. XIX в. широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские (пермские) берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.
Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. "Существовал даже особый тип расписного бурака под названием "крестьянский" с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний"*.
Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определенным назначением прялки.
Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей Урала являлась обвинская. Для нее был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство. Обвинская роспись — особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические  элементы. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы.
Наряду с утварью, на Урале было принято расписывать жилища. "На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет", - писал В. А. Барадулин.

2. Особенности технологии

Каждый промысел по росписи деревянной посуды использует свои инструменты, материалы и оборудование, которые связаны не только с местными традициями, но и с видом расписываемых изделий. Имеет свою особенность и уральский промысел.
Оборудование:
Стеллажи для просушки и хранения изделий.
Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий.
Чашки и миски для грунта и шпаклевки.
Банки (50 г) для разведения красок.
Инструменты:
Тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона используют для лачения и грунтовки.
Кисти являются основным рабочим инструментом. Для росписи используют беличьи и колонковые кисти: № 2-№ 5 — круглые для приписок; № 3-№ 10 — плоские для подмалевка и разживки. Помимо мягких и упругих кистей пользуются щетинными кистями № 10 для грунтовки и лачения.
Для выполнения уральской росписи используют художественные масляные краски в тюбиках или эскизные в банках: это белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный - светлый и темный, охра золотистая, охра красная, краплак, окись хрома, зелень изумрудная, зеленая веридоновая, берлинская лазурь, парижская синяя, ультрамарин, сажа газовая и др.
Старые мастера, выполняющие роспись деревянных изделий, нашли для себя наиболее оптимальную позу для работы. Они сидели на низеньких скамеечках, опирая расписываемую вещь о колено. Современные мастера сидят за специально оборудованными столами,   хорошо  освещенными и удобными для работы. Для росписи крупных вещей используют небольшую скамеечку, которую ставят под ногу. Изделие в этом случае опирают о колено или край стола.
Рабочую зону на столе необходимо организовать таким образом, чтобы было удобно работать и, не вставая со стула, доставать любой нужный инструмент.
Наряду с организацией рабочего места, необходимо четко следить за положением руки при выполнении росписи, а также за правильным держанием кисти (эти особенности были записаны в технологии хохломской росписи).
Деревянную основу, предназначенную под роспись, следует подготовить. Для этого ее тщательно ошкуривают сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой в зависимости от качества заготовки. После полного просушивания изделие следует вновь зашкурить, чтобы снять лишнюю массу состава и выровнять плоскость изделия.
Подготовленную таким образом основу следует прогрунтовать. Если заготовка была качественной и не пришлось заделывать сколы, ее можно грунтовать прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом. Просушенное изделие шкурят мелкой шкуркой. В том случае, если вы воспользовались шпатлевкой, деревянную основу необходимо загрунтовать масляной или нитрокраской. Шкурить изделие после этой операции не следует. Однако иногда масляная краска, которой ведется роспись, плохо ложится на прогрунтованную нитрокраской основу. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо взять самую мелкую шкурку и легким движением руки прокурить поверхность - краска будет ложиться лучше.
Урало-сибирская роспись начинается с написания живописных элементов. Существуют два приема росписи. Первый — когда на деревянную основу наносятся основные цветовые пятна - подмалевок, а затем прописывается "разживка" или "разбел" темным цветом при светлом фоне и светлым - при темном. При втором приеме разживка выполняется одновременно с подмалевком - в этом случае на кисть набираются два цвета краски одновременно.
Завершается выполнение росписи нанесением приписок. Они выполняются светлым цветом на темном фоне росписи и темным на светлом фоне. Расписанное масляными красками изделие можно оставить без дополнительного покрытия. Однако для сохранения поверхности от повреждения, особенно если это изделия, используемые на кухне, следует покрыть роспись масляным лаком в несколько слоев.

3. Особенности художественного языка

В отличие от других видов художественного творчества произведения народного декоративного искусства - это в большинстве своем утилитарные бытовые предметы (хотя роль его не ограничивается только практическим применением). Используемые в качестве художественного изделия в быту, в праздничном или каком-либо ином обряде, они обретают важное значение, сопровождая человека от колыбели до последних дней его жизни.
Мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явления природы, ее естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Легкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном красоты.
Наблюдения за природой способствовали возникновению образов-метафор, общих для многих народов. Образцы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни. Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня, птицы увидеть нечто большее, чем животное и птица, — человеческий мир. Многозначность символов-образов в народном декоративно-прикладном искусстве представляет определенную трудность. Она заключается не только в многозначности, но и в сложившемся стереотипе взгляда на наследие прошлого. Условный язык народного искусства сложен для нас и потому, что огромен разрыв между характером образного мышления мастеров прошлого и нашим восприятием, воспитанным на современных формах профессионального искусства. Нам необходимо осознать, что символ — это образ, взятый в аспекте своей знаковости, что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Во всяком символе как бы складывается нечто неизвестное, загадочное, таинственное, что еще нужно разгадать. И поэтому необходимо понять, что символ:
- это живое отражение действительности;
- подвергается той или иной мыслительной обработке;
- становится орудием "переделывания" самой действительности.
Символ вовсе не обязан быть художественным образом, но он наделяется художественной ценностью. Он является очень важным и подвижным, рождающим многочисленные или даже бесчисленные разнообразные закономерные структуры.
Среди предметов, постоянно используемых в будничной обстановке, были такие, которые особенно почитались, благодаря их роли в быту (детские колыбели, хлебницы, солонки, шкафчики-поставцы и др.). При росписи этого типа изделий, при домовой росписи, которая была широко распространена на Урале, использовались различные изобразительные средства и разнообразный художественный язык, который В.М. Вишневская разделяет на "символико-поэтический" и "иллюстративно-повествовательный".
Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни. Такая композиция на протяжении всех этапов развития этого искусства имела магическое содержание, связанное с культом солнца.
В процессе развития народного декоративного искусства магическое значение этих мотивов ослабевало и возрастала их эстетическая роль. Они становились образно-поэтическими средствами народного творчества, в котором древнейшие знаки-символы, сохранившие свою важность, находили место рядом с новыми Мотивами, метафорами, выступая вместе с ними в самых разнообразных контекстах.
Особенности двух систем художественного языка хорошо видны на примере домовой уральской росписи. Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону обрядовую, праздничную - красный, или передний, угол. Кроме того, помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего - с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус - мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
Функциональность   различных членений поддерживала магические и поэтические воззрения. Закрепленные в народном сознании, они стали нормализующим фактором складывающейся традиции декоративной росписи. Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее, - "под кирпич" и "царскими кудрями".
Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения.
В картине мира, которую воплощает в себе дом, элементы среднего яруса интерьера - стены, двери, окна, простенки между ними — это нечто промежуточное между миром небесным и миром подземным, т.е. верхним и нижним ярусами. Огромная роль в росписи крестьянского дома отводилась окнам и дверям. Помимо общения с внешним миром, они выполняли функцию охранителей. На них и около них всегда присутствовали магические мотивы, охранительные знаки и изображения птиц и зверей, имеющие, по преданиям старины, защитную силу.
Стены среднего яруса чаще всего окрашивали красным, красно-оранжевым или золотисто-оранжевыми тонами. Особое отношение человека к красному цвету, как цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали предпочтение при украшении утвари и одежды. В доме он, как цвет огня, был символом очага и жизни.
Теплые, наполненные жизненными силами поверхности стен крестьянского жилища часто опоясывались широкими полосами синего и голубого цветов или обрамлялись удивительно красивым орнаментом "царских кудрей". Использование этого художественного приема, противопоставление красного и синего повышало впечатление яркости цвета. Так достигалась большая звучность всей росписи. Вместе с тем такое противопоставление имело и поэтический смысл, оно приобретало роль метафоры, к которой прибегали для раскрытия очень древнего мифологического представления об окружающем мире. Символ цветущего сада - дерево с цветами и плодами, выросшее и набравшее силу на теплой земле, - окружено синим морем. Таким образом, синий цвет выступал в росписи символом воды. Вода присутствует во всех сферах окружающего человека мира - она вытекает из небесной сферы, обильно охватывает земную и протекает дождями в нижнюю, подземную. Орнамент "царских кудрей" вьется, как ручеек, колышется, как морская волна.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. Чаще всего расположенные в центре панно, они создавали смысловой центр композиции. При изображении этих мотивов соблюдались принципы симметричности и ярусности (три-пять ярусов). Уральский крестьянин объясняя по-своему смысл растительного орнамента. Он для него был достаточно ясен и понятен. Например, деление на ярусы крестьянин объяснял как деление на поколения: прародителей, родителей, детей. Растительный орнамент домовой росписи часто дополняют птицы, звери и фигурки людей. И, в зависимости от присутствия этих элементов, содержание композиции получало свой особый оттенок.
Поэтический язык растительного орнамента, метафорические изображения птиц, много говорящие посвященному, не могли отразить сущности изменяющегося мира. В замкнутое пространство сельской жизни входили новые явления. Растительные композиции стенописей пополнялись новыми мотивами, включаемыми народными мастерами в еще целостную систему, полную иносказаний. Фигурки людей стали свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. Но сама суть миропонимания продолжала оставаться цельной, и новое, входившее в традиционную структуру, не изменяло ее.
Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Изображались свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Костюмы персонажей походили на городские: женщины в длинных юбках, с непокрытой головой, мужчины в сапогах, пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным сюжетам подтверждает большое значение для крестьянства этого события и говорит о стойком сохранении в его сознании их положительного содержания, обещающего благополучие в семье.
На рубеже XIX- XX вв. интерес к изображению сюжетных сцен настолько усилился, что в росписях им отводится очень большая роль. Часто это батальные сцены с событиями русско-японской войны. Вместе с тем, новые персонажи как бы являются преемниками старых мифологических, что придает им доброжелательную и охранительную функции. Например, в одном из домов у входа был нарисован повернувшийся к двери мужик с топором в руках (объяснялось это так, что он не пускает злого человека в дом). Так раскрывалось содержание в композициях с иллюстративно-повествовательным строем.
Самый верхний ярус, потолок в доме - это его "небо". Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение круга, а позднее — венка в домовой росписи. Круги-венки помещались на частях потолка, соответствующих функциональным зонам. В одном помещении их могло быть несколько. Как и символы светила, круговые рисунки имели значение оберега.
В многочисленных искусствоведческих исследованиях раскрыта специфика изобразительного языка, роль и значение мотивов, поэтическая структура произведений народного декоративного искусства, показана историческая многослойность этого языка, устойчивость сохранения древнейших мотивов, не потерявших своей смысловой содержательности и по сей день, эволюция в понимании этих мотивов.
Особым в этом плане является осмысление образа птицы. С глубокой древности человечество связывало изображение птиц с мыслью о небе, считало птицу посредницей между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Это способствовало осмыслению птицы как символа жизни. Древнейшие мифы раскрывают значение птицы как символа солнца.
Золотые птицы на белых закрученных ветках верхнего яруса древа, в соседстве с окруженным сиянием цветком - изображение солнца с его золотыми вестниками. Такая же композиция, написанная на входной двери, выполняла благожелательную функцию. Трактовка образа некоторых птиц (например, петуха), ассоциировавшаяся с образом солнца, определила их место в картине мира, отображенное и в домовой росписи. Они, как правило, размещены в верхней части среднего яруса или в верхней его части.
Содержание мотива птицы на дереве очень широко. Наряду с символом солнца, оно может быть и своеобразным символом смерти: "В темном боре на дубу сидит птица, всяк ее боится, никто от нее не уйдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, ни рыба в море, ни заяц в норе".
В уральских росписях выделяют несколько иконографических типов птиц, созданных с разными оттенками содержания композиции. Чаще всего встречаются петушки и курочки, написанные в быстрой маховой манере в два-три приема, с четко очерченным силуэтом, или павлины и павы в более торжественной позе, которых рисуют около дерева, тогда как сов и филинов пишут на его ветвях. Петухов и курочек иногда усаживают на отдельной веточке. Эта условная опора подчеркивает некоторую независимость их от древа жизни.
Обобщенный образ птицы - символ счастливой жизни — воплотился в динамических петушке и курочке сибирского Зауралья, лирической жар-птице Прикамья, пышных, торжественных павлине и паве Среднего Урала. В стенописях Прикамья, помимо жар-птицы, часто встречались совы и филины в классической композиции с деревом, где они сидят на верхушке в паре с той или другой птицей, в зависимости от района бытования.
Изображения совы или филина, написанные на ставнях, дверях, над ними по обеим сторонам, выполняли охранительную функцию.
Совершенно другой оттенок приобретает эта пара на цветущем дереве в подпорожье, у ног кровати хозяев. Здесь они тоже охраняют покой, но то, что их две и написаны они в сочетании с парой голубей у изголовья, придает им дополнительный смысл - пожелание блага супругам.
Мотиву птицы было свойственно и общефольклорное его понимание как символа невесты. На прялках и других предметах, связанных со свадебным обрядом, птица уподоблялась невесте. Она приобретала женственный облик, в ней подчёркивалось изящество, нарядность. В лапку вкладывался цветок. В росписи уральских прялок часто встречается композиция с двумя птицами - символом счастливой супружеской пары.

Список литературы

1. Зись А. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.
2. Каплан Н.И., Милянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1980.
3. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1981.
4. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
5. Соколова М. Художественная роспись по дереву. – М.: Владос, 2002.

(15.8 KiB, 63 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!